• Таджикистан ходжент где находится бывшая организация умр. История Худжанда. В составе ссср

    На севере Таджикистана находится город Худжанд, он раскинулся в живописной долине Сырдарьи. На сегодняшний день Худжанд является самым крупным культурным и индустриально-промышленным центром страны, а также занимает второе место по уровню населения. В Худжанде сосредоточен важный транспортный узел, здесь находится научный, экономический, политический и культурный центр Таджикистана. Также в городе работают собственный железнодорожный транспорт и аэропорт. Сегодня официальное название звучит, как Худжанд, ведь раньше он назывался Ходжентом до 1936 года. При этом в этом году, он был назван Ленинабадом, в честь Вождя Ленина. В 1991 году Таджикистан стал независимым государством, поэтому город вернул свое историческое название, но уже звучал как Худжанд. Какой город называют ?

    История города

    Худжанд отличается многовековой историей. Поэтому в былые времена писатели, поэты и ученые называли его "Короной мира". Первоначально в период Каянидского царя Кайкубода был основан сам город. Только его расцвет приходится на время правления персидского царя Дария из династии Ахеменидов. Когда Александр Македонский завоевал город, он переименовал его в Александрию Эсхату, что означает Крайняя Александрия. В работах путешественников, географов и средневековых историков Худжанд упоминается, как поселение щедрых и великодушных людей, город, где хорошо развиты ремесла и наука. Благодаря его превосходному климату, здесь раскинулись плодородные сады и нивы. Историки и ученые свидетельствуют, что в древние времена в горных районах Худжанда добывали драгоценные металлы.

    Выходцами из Худжанда являются члены семей династии Оли Худжанд, они пользуются особым почитанием и уважением на Востоке. Некоторые из них работали на высоких государственных постах, были деятелями культуры. Также через Худжанд проходил знаменитый Великий Шелковый путь, это позволило городу поддерживать связь с другими ведущими странами. Таким образом, развивалась духовность и экономика. Торговцы Худжанда отправляли в другие страны самые лучшие работы городских ремесленников. А сами привозили последние достижения мира в цивилизации и науки.

    Достопримечательности Худжанда

    Туристов в первую очередь отправляют в Худжандскую крепость, которая в истории отметилась частью фортификационной системы Худжанда. Крепость была основана в шестых-пятых столетиях до нашей эры. В период археологических раскопок, специалисты обнаружили, что первоначально крепость насыпным валом была окружена, затем стеной подняли толщину из сырца. К составным элементам древнего Худжанда относятся цитадель и город, у них были свои крепостные стены, которые были окружены глубоким и широким рвом, а сам ров был наполнен водой. Когда войска Чингисхана напали на город, значительным событием стала героическая защита Худжандской крепости. Но все же ее разрушили нашествия монгол. К 15 веку крепость оказалась в руинах. Однако, в тот же период крепость восстановили.

    Другой интересной исторической достопримечательностью является мечеть Масджид Джами. Это сооружение состоит из многочисленных колонн и является отличным образцом архитектуры 15 века. Данная мечеть отличается удивительно гармоничным образом, ведь он был выполнен в своеобразном синтезе строительной культуры и декоративного искусства Худжанда.

    В 1996 году был установлен памятник Камолу Худжанди. В тот год праздновалось 675-летие этого знаменитого поэта. Сам памятник установлен на площади Звезды Худжанда. Крылья используются в качестве фона изображения, символизируют они человека и вдохновение поэзии. Чтобы полностью показать образ жизни этого духовного богатого человека, который много путешествовал, специально скульптуру создали без обуви. В целом стоит отметить, что скульптура поэта соответствует канонам красоты тело человека.

    Туризм

    Кроме древних достопримечательностей в Худжанде, туристам предлагают несколько видов активных туров. К примеру, рядом с городом находится известное Кайраккумское водохранилище. На реке Сырдарья во время строительства гидроэлектростанции возникло это водохранилище. Здесь преобладает мягкий климат, поэтому местная природа отличается необычной красотой. А благодаря прозрачной глади искусственного озера на его территории можно активно отдохнуть. Туристы и местные жители отдают предпочтению прогулкам на катере, увлекательным рыбалкам, а также отсюда организуются экскурсионные прогулки по зоне археологических раскопок.

    Альпинисты приезжают в Худжанд, чтобы отправиться в район Ак-Су, который находится рядом с городом. Красота девственной природы чувствуется в этом горном массиве, здесь раскинулись необыкновенные горы, которые сложены из плотного гранита. Высота некоторых гор достигает более пяти тысяч метров. Поэтому сюда стекается такое количество туристов, особенно в зимнее время.

    Примечательно, что ворота города открыты для гостей круглосуточно. Любой путешественник может хорошо отдохнуть в этом городе, здесь превосходно развиваются новые торговые отношения. Кроме того, в Худжанде можно пройтись по колоритным восточным базарам, где продаются различные ремесленные изделия. Хотя в Худжанде немало сувенирных магазинов и крупных торговых центров. Кстати, на рынках стоит торговаться, это покажет уважение к продавцу.

    Средней Азии , что может быть лучше? Похоже, путешествие по Таджикистану обещало быть таким же приветливым и легким, как в Узбекистане. От осознания сего факта настроение в начале дня поднимается сразу на 150% и хочется тут же отправиться покорять достопримечательности Худжанда, чем мы сегодня и собирались заняться. Однако, “по закону Архимеда”, сначала завтрак.

    Достопримечательности города Худжанд.

    Вот, он – Худжанд ! Второй по величине город (после столицы) в Таджикистане, который за свою многотысячелетнюю историю (около 2500 лет) может “похвастаться” тем, что

    • именно здесь в V веке до н.э. сам Александр Македонский построил легендарный город Александр-Эсхата;
    • позднее город был одним из важнейших центров, через который проходил Великий шелковый путь;
    • после прихода русских сюда была проведена железная дорога, а город переименовали вплоть до 1990 года в Ленинабад, после чего, резко начала развиваться промышленность.

    Как мы понимаем, это все в прошлом. Что же из себя представляет Худжанд в нынешнее время? Это нам и предстоит выяснить сегодня.

    До города оставалось несколько километров, мы решили, что преодолеем их все тем же способом – автостопом. Как оказалось, решение было принято верно, потому как через несколько минут остановилась легковушка с таджикской парой. Ребята попались веселые и разговорчивые, я даже не помню, как мы оказались на площади Панджшанбе .

    Все потому, что в западной части площади расположился памятник народного зодчества 16 века — комплекс Шейха Муслихиддина . Архитектурный ансамбль состоит из:

    — соборной мечети Масджиди Джами ,

    — минарета высотою около 20 м.,

    — и древних захоронений.

    Лично для меня то воскресение запомнилось большим количеством народа и… цыгане. Вот уж где-где, а здесь не ожидал увидеть этих попрошаек. К такого рода “товарищам” у меня уже выработался иммунитет, однако в очередной раз общение с ними мне доказало, что не стоит идти у них на поводу. Представьте картину, с протянутой рукой и голосом, давящим на жалость, подходит молодая женщина с золотыми серьгами в ушах и с ребенком на руках, одетым в “памперс”. По другому, как “наглость” это уже не назвать.

    Чтобы исправить себе настрой, мы с Милой развернулись на 180 градусов и направились к павильону с надписью «Панчшанбе», что в переводе с таджикского означает “четверг”.

    Кто еще не догадался, то перед нами один из самых больших крытых рынков в Центральной Азии. А четверг потому, что именно в этот день каждую неделю здесь был самая большая торговля. В воскресенье народу тоже хватает, надо признать.

    Потолкавшись между торговых лавок и нанюхавшись всевозможных восточных ароматов, мы устроили прогулку по центру. В поисках площади “Звезда Худжанда” нам попался оформленный в стиле таджикских традиций вот такой дом. Как выяснилось, при подходе к входной двери, это был просто ресторан. Однако, внимание привлекает.

    На площадь с фонтанами мы вышли и памятник великому местному поэту Камолу Худжанди тоже видели, правда фото его не сделали. Кто ж знал, что он находится в списке обязательных достопримечательностей города? 😉

    Кстати, Худжанд единственный таджикский город, который расположен на крупной реке, чье название Сырдарья. Вам тоже хочется поделить слово на две части? 🙂

    Увидеть реку легко, она протекает прямо через центр города. Правда, особых впечатлений не вызывает, поэтому переходим к следующей достопримечательности, а точнее к составной части фортификационной системы города – Худжандской крепости .

    Первое упоминание о крепости появилось в VI-VII века. В те времена Худжанд состоял из трех частей: цитадель (на берегу Сырдарьи), шахристан и рабад. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

    Историки говорят, что после монгольского нашествия, крепость сровняли с землей, и только в начале 15 века начали понемногу ее восстанавливать. Сейчас перед нами обычная отреставрированная стена, через главный вход которой мы попадаем в музей.

    Кстати, рядом с крепостью есть зеленая парковая аллея, куда мы отправились сразу после осмотра, дабы спрятаться от жаркого солнца в тени. Нам повезло еще тем, что как раз в это время проходила целая толпа ребятишек, похоже на “детскую свадьбу” (празднование “обрезания” по нашему).

    В настоящее время город является индустриальным и культурным центром Таджикистана с гостеприимными жителями. Довольно тихий и в целом на него достаточно потратить день или даже половину дня, чтобы ознакомиться с историческими местами. Вот, пожалуй и все, чем может похвастаться город Худжанд.

    На одной из основных улиц мы с Милой нашли автобусную остановку. Здесь надо сказать, что Таджикистан вообще отказался от “крупного” общественного транспорта типа автобусов, троллейбусов и прочее. Вместо этого на дорогах мы видим только маршрутные “газели” или вообще легковушка-автобус. Как это? Обычная легковушка, только на лобовом стекле прикреплен номер маршрута, залезаешь в такую и едешь, как в автобусе. Единственная проблема с количеством свободных мест:).

    Остановка нам не пригодилась, потому что нас вдруг неожиданно предложил подвезти таджик на легковушке. Правда, только за город, но и этого уже было достаточно. Как вы думаете, куда мы направляемся? Верно, в ! А чтобы попасть в столицу Таджикистана нам придется преодолеть самый интересный и в то же время опасный участок дороги в 380 км – . Об этом, я как всегда расскажу в следующей статье, а вам советую подписаться на новости нашего блога , дабы не упустить это событие:). Счастливо!

    Исторические памятники Худжанда.

    «Кто знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды?»

    Цицерон .

    Фототуры в Худжанде.

    Согласно греческим историкам, в 329 году до нашей эры Александр Македонский основал на реке Сырдарья укреплённую крепость, названную его именем. Впоследствии, благодаря своему выгодному географическому и стратегическому положению, крепость стала усиленно заселяться, превратившись в крупный по тогдашним размерам город, который известен в истории как Александрия Крайняя (Эсхата).
    Вопрос о точном местонахождении этого древнего города волновал учёных различных стран мира в течение нескольких сотен лет и только в середине XX века было подтверждено тождество Худжанда IV века до нашей эры и Александрии Крайней (Эсхаты) 329 года до нашей эры.
    Занимая выгодное географическое положение в Ферганской долине, Худжанд длительное время процветал, богател, строил дворцы, мечети, цитадели. В XIII веке Худжанд был захвачен и разрушен войсками Чингис-хана.
    В конце XIV - начале XV веков Худжанд вместе с областью входил в состав государства Тимура (Тамерлана). В XVIII-XIX веках Худжанд сильно разросся, превратившись в один из крупных городов Средней Азии, по территории не уступая Коканду и Бухаре.
    Худжанд конца XIX - начала XX веков представлял собой типичный среднеазиатский город с кривыми и узкими улицами, вдоль которых жались один к другому глинобитные домики, с шумными базарами и рядами всевозможных кустарных мастерских.
    Хаваканта (Город Солнца), Александрия Эсхата («Крайняя», принадлежавшая Македонскому), Ходжент (переживший Чингиз-Хана и Тамерлана) - всё это имена одного города, которому уже больше 2500 лет.
    Он просыпается раньше, чем столица: ещё до рассвета на улицах спешат по делам люди. Дехкане везут товары на знаменитый рынок Панчшанбе. Вечером, когда стемнеет, в парках работают аттракционы и много прогуливающихся с семьями людей.
    Одна из версий гласит, что название города произошло от «хуб джан» - «хорошие люди». Я коренной душанбинец, и не стану говорить, что Худжанд во всём лучше; но во многих вещах он превосходит столицу.
    Чуть чище, культурнее, дружелюбней, осмотрительней и умнее. В центре города есть очень странное место. Рядом с полуразвалившейся мечетью (мне сказали, что ей около 350 лет) стоит мощное древнее древо.
    От него так и веет временем. По легенде, его посадил Тамерлан. Как бы там ни было, место это настолько необычно, что стоит там побывать и почувствовать дух истории. Город имеет древнюю историю. Как считают многие историки и археологи, легендарный город Александр-Эсхата (Александрия Крайняя) был построен Александром Македонским на месте нынешнего Худжанда (V в. до н. э.).
    С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра.
    Через него проходил Великий шелковый путь, связывающий древнюю Грецию, Рим, Малую Азию, Египет, Иран с Индией, Китаем и Японией. Ходжент - второй по величине город в стране, расположенный на севере республики, один из самых древних городов Таджикистана, основан во времена Александра Македонского, около 2500 лет назад.
    Согласно греческим историкам, в 329 году до нашей эры Александр Македонский основал на реке, называемой Танаис, или Яксарт (современная река Сыр-Дарья), которая должна была стать естественной границей его империи, укреплённую крепость, названную его именем, населил её греческими воинами и окрестными «варварами» (то есть, местным населением) которая, первоначально, конечно же, не могла быть городом в полном смысле этого слова.
    Но впоследствии, благодаря своему выгодному географическому и стратегическому положению, она стала усиленно заселяться, превратившись в крупный по тогдашним размерам город, который известен в истории как Александрия Крайняя (Эсхата).
    Вопрос о точном местонахождении этого древнего города волновал учёных различных стран мира в течение нескольких сотен лет и только в середине XX века было подтверждено тождество Ходжента IV века до нашей эры и Александрии Крайней (Эсхаты) 329 года до нашей эры. Т
    Также возникло предположение, что Александрия Крайняя возникла не на голом месте, а на территории городского центра, называемым Архаическим Ходжентом, уже существовавшим на левом берегу Сырдарьи, когда туда пришли войска Александра Македонского.

    Занимая выгодное географическое положение в Ферганской долине, Ходжент длительное время процветал, богател, строил дворцы, мечети, цитадели. В XIII веке был захвачен и разрушен войсками Чингис-хана.
    В IX - XII веках Ходжент состоял из собственно города (шахристан), старой крепости (кухендиз) и ремесленно-торгового пригорода (рабад). Все эти части города были укреплены оборонительными стенами.
    Впоследствии город был восстановлен и стал играть важную роль торгового транзитного узла на - Великом шёлковом пути. В конце XIV - начале XV веков Ходжент вместе с областью входил в состав государства Тимура (Тамерлана).
    В XVIII-XIX веках Ходжент сильно разросся, превратившись в один из крупных городов Средней Азии, по территории не уступая Коканду и Бухаре. В городе был собственный правитель – бек.
    Ходжент конца XIX - начала XX веков представлял собой типичный среднеазиатский город с кривыми и узкими улицами, вдоль которых жались один к другому глинобитные домики, с шумными базарами и рядами всевозможных кустарных мастерских.
    Город был разделён на многочисленные мелкие кварталы (махалля) с обязательными в каждом из них мечетью, чайханой и прудом (хаузом). Квартальные мечети и чайханы являлись местом, где проходили различные сборы местных жителей и решались вопросы, затрагивающие их общие интересы. В каждом квартале преобладал определённый вид ремесла.
    Ходжент был расположен на границе владений Бухарского эмирата и Кокандского ханства и на протяжении десятилетий являлся объектом раздоров между ними. В 1866 году он был присоединён к России, после чего прекратились междоусобные разрушительные войны из-за него Бухары и Коканда.
    После завоевания в XIX веке русскими город стал центром уезда, где быстрыми темпами начала развиваться промышленность. Сюда была проведена железная дорога. В советское время Худжанд (в 1936 - 1990 г.г. - Ленинабад) - центр Ленинабадской области. Отсюда родом были многие известные представители таджикской интеллигенции и республиканского руководства.
    Прежнее название его - Ходжент - сохранялось до 1936 года и, согласно письменным источникам, существовало еще в VII веке. Арабский историк аль-Белазури, живший в IX веке, упоминает Ходжент при описании одного из арабских походов второй половины VII века. Однако современная историческая наука считает, что город существовал еще при династии Ахаменидов, то есть до прихода к берегам Сырдарьи войск Александра Македонского.
    Захватив город, они укрепили его, назвав в честь своего полководца - Александрия Эсхата. Позднее Ходженту не раз приходилось оказываться в центре исторических событий. В VIII веке его захватили и разрушили арабы.
    Пятью веками спустя город оказал ожесточенное сопротивление Чингиз-хану, на время задержав продвижение Орды на Запад. С древних времен, находясь на перекрестке известных торговых путей Востока, Ходжент был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Средней Азии.
    Через него проходил так называемый „великий шелковый путь", связывавший Древнюю Грецию, Рим, Малую Азию и Египет с Китаем, Персией и Индией. Изделия из шелка, ювелирные украшения, изготовленные мастерами Ходжента, были известны даже за пределами стран Востока. О былом значении этих ремесел и сегодня напоми нают старые названия городских кварталов: Пиллакашон (шелкомотальщики), Заргарон (ювелиры), Сангбуррон (каменотесы) и другие.
    Не оставивший своего имени средневековый автор называл Ходжент „обиталищем звезд астрономической науки", но эта характеристика отражала только часть историко-культурного значения древнего города.
    Ходжент был родиной или местом деятельности не только известных астрономов, но также математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди - основатель местной астрономической школы, выдающийся авторитет мировой средневековой науки.
    Его изобретение - астрономический секстант, широко применявшийся в крупнейших обсерваториях Востока - в Мараге (XIII век), в Самарканде (XV век) и Джайпуре (XVII век). „Соловьем Ходжента " называли в XIV веке автора известных газелей поэта Камола Худжанди.
    Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкантша и танцовщица Махасти, в творчестве которой отражались вопросы социального неравенства народа. В XIX веке в Ходженте вели активную просветительную работу известные в Средней Азии деятели культуры, в том числе Тошходжа Асири, Содирхон Хофиз, Ходжи Юсуф.
    После присоединения Средней Азии к России (1866) Ходжент стал одним из центров революционного движения на территории Таджикистана. Здесь начали возникать социал-демократические организации, активно развиваться рабочее и национально-освободительное движение.
    В 1916 году Ходжент первым среди городов Средней Азии открыто выступил против колониальной политики царизма, пытавшегося привлечь таджиков, в числе других народов края, к участию в первой мировой войне.
    Восстание быстро перекинулось в соседние города и вилаяты и вскоре распространилось по всей Сред ней Азии. Ходжент первым среди городов Таджикистана отклик нулся и на победу Великой Октябрьской социалистической ре волюции.
    Вслед за Петербургом и Ташкентом в ноябре 1917 года здесь установилась Советская власть. В этой борьбе за народную власть, руководимой русскими большевиками во главе с Е.А.Иваницким, революционную закалку получили лучшие представители таджикских трудящихся: Д.Закиров, А.Рахимбаев, К.Нажмиддинов, Д.Шокаримов, Р. Эгамбердыев, А.Шерматов, К.Рахматбаев, Х.Усманов, братья Мавлянбековы и другие.
    В годы строительства социализма в городе произошли огромные перемены во всех областях экономической, общественной и культурной жизни города. Все свои успехи в деле строительства новой жизни, ходжентцы связывали с именем великого Ленина. Учитывая волю таджикского народа, ЦИК Союза ССР своим Постановлением от 9 января 1936 года переименовал г. Ходжент в г. Ленинабад.
    В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.) ленинабадцы, как и все сыны нашей Родины, встали на защиту священной советской земли. В рядах Красной Армии сражались с гитлеровцами тысячи уроженцев города.
    Трое из них - Фатхулло Ахмедов (посмертно), Рахимбай Рахматов и Саиднафе Саидвалиев стали Героями Советского Союза, многие вернулись домой с боевыми орденами и медалями, в том числе Пулат Атаев - кавалером трех орденов Славы.
    Сегодня Худжанд - крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной техникой.
    Гордостью города является одно из крупнейших пред приятий республики - шелковый комбинат. Промышленные изделия известны далеко за пределами Худжанда - в Монголии, Румынии, Болгарии, Индии, Гвинее и т.д.
    Только ткани шелкового комбината отправляются в 450 го родов бывшего СССР и зарубежных стран. В 60-е годы Ленинабад активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста.
    Правобережная часть включила в себя обширную парковую зону с пляжами, спортивными сооружениями. Вырос город-спутник, в котором проживало более трети населения Ленинабада. В дни празднования 50-летнего юбилея Таджикской ССР и Компартии Таджикистана в 1974 году, на правом берегу Сырдарьи был открыт памятник В.И.Ленину.

    Высота НУМ Официальный язык Население Агломерация Национальный состав Конфессиональный состав Названия жителей

    худжанди́

    Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Официальный сайт Награды

    Худжа́нд (тадж. Хуҷанд , от согд. kwc"nth , перс. خجند ‎, также известен как Ходжент , Ленинаба́д , др.-греч. Ἀλεξάνδρεια Ἐσχάτη , Александрия Эсхата) - город на севере Таджикистана , административный центр Согдийской области .

    Название

    Современное русское название города - Худжанд , иногда транслитерируется как Ходжент или Худжант .

    Постановлением Верховного Совета Таджикской ССР № 246 от 26 февраля 1991 года городу возвращено историческое название.

    Транспорт

    Население

    Худжанд - второй по населению город Таджикистана после Душанбе . На 1 января 2016 в нём проживало 175 400 человек. .

    По переписи населения 1897 года 28 431 жителей города указали в качестве родного таджикский язык, 595 - узбекский, 305 - сартский, 458 - русский . Худжандская агломерация с населением 884 900 человек .

    География и климат

    Худжанд расположен на берегах Сырдарьи , ниже Кайраккумского водохранилища , в 35 км выше узбекистанского Бекабада , на территории Ферганской долины , между отрогами Туркестанского хребта на юге и горами Моголтау на севере.

    Город расположен в 200 км к северо-востоку от Душанбе (по дороге - 300 км).

    Климат

    Цитата из Санкт-Петербургских ведомостей, 1868 (№ 215, 219):

    «…Ходжент расположен на берегу отличной многоводной Сырдарьи и со всех сторон окружен горами, по скатам которых зеленеют роскошные сады, а все это вместе - вода, горы и растительность летом, при здешней жаре и засухах, дает воздуху благоприятную свежесть и чистоту, зимой же умеренность. …Ходжент весь окружен великолепными садами, которых здесь больше, чем в других местностях области. Все эти сады фруктовые, плоды растут здесь в удивительном изобилии и ими снабжаются окрестные города… »

    Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди - основатель местной астрономической школы. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камола Худжанди - автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти . В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири , Содирхон Хафиз , Ходжи Юсуф .

    В Российской империи

    24 мая 1866 года город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной , Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной , крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда.

    Город являлся административным центром Ходжентского уезда Самаркандской области .

    В июле 1916 году в городе началось среднеазиатское восстание .

    В СССР

    В начале 1918 года в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 года он был включён в состав Таджикской ССР , а 10 января 1936 года город был переименован в Ленинабад (в честь В. И. Ленина). В 1941 г. в Ленинабаде размещался , который являлся вузом Наркомзема СССР и имел почтовый адрес : город Ленинабад, Красная улица, дом № 25.

    В послевоенный период Ленинабад превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой, в городе действовал шёлкокомбинат - одно из крупнейших предприятий республики. В 1991 году десятки предприятий города производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны.

    Начиная с 60-х годов Ленинабад активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через неё два моста.

    В 1970 году в Ленинабаде было пущено троллейбусное движение .

    За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 году в городе насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием.

    Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в городе действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.

    В 1986 году город отметил юбилей - 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город Ленинабад был награждён орденом Дружбы народов .

    Современный Таджикистан

    Состоявшаяся во дворце Арбоб в 10 км от Худжанда в ноябре 1992 года XVI сессия Верховного Совета, восстановила конституционный строй в республике и избрала председателем Верховного Совета Э. Ш. Рахмонова .

    Культура, образование

    Театр. Историко-краеведческий, археологический музей, парк в честь поэта Камол Худжанди , который включает в себя мавзолей и дом-музей поэта.

    В 1932 году был открыт Педагогический институт, где училось всего 26 человек. Сегодня на 16 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 году в Худжандский государственный университет , учатся более 10 тысяч студентов . В 2010 году открыт .

    Достопримечательности

    Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII-XVIII вв.), православная церковь Марии Магдалины - самый старый на территории Таджикистана православный храм, построенный в 1884 году на средства московского купца Хлудова. Памятник уроженцу города поэту Камолу Худжанди .

    Музей-крепость военачальника Темурмалика , оказавшего ожесточённое сопротивление Чингизхану.

    Города-побратимы

    Напишите отзыв о статье "Худжанд"

    Примечания

    1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. (рус.) (01.01.2015). Проверено 3 июля 2015.
    2. Таджикистан // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк . - М . : ПКО «Картография»: Оникс, 2010. - С. 116. - ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). - ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
    3. Словарь географических названий СССР / ГУГК , . - 2-е изд., перераб. и доп. - М . : Недра, 1983. - С. 141.
    4. Советабад // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
    5. О местонахождении Александрии Эсхата см. также статью Антиохия Заяксартская .

    Ссылки

    • БСЭ :
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Отрывок, характеризующий Худжанд

    Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
    Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.
    Когда созрело яблоко и падает, – отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
    Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.
    Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

    29 го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere [Государь брат мой] и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.
    Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10 го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.
    На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.
    Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, [Москва, священный город,] столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, – Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.
    12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l"Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.
    – On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s"en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l"Empereur! Les voila donc les Steppes de l"Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L"as tu vu, l"Empereur? Vive l"Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c"est arrete. Vive l"Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l"Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l"ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l"ai vu donner la croix a l"un des vieux… Vive l"Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.
    13 го июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему; но крики эти, сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали его от военной заботы, охватившей его с того времени, как он присоединился к войску. Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, расчищая дорогу по войскам, скакавшим впереди его. Подъехав к широкой реке Вилии, он остановился подле польского уланского полка, стоявшего на берегу.
    – Виват! – также восторженно кричали поляки, расстроивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидать его. Наполеон осмотрел реку, слез с лошади и сел на бревно, лежавшее на берегу. По бессловесному знаку ему подали трубу, он положил ее на спину подбежавшего счастливого пажа и стал смотреть на ту сторону. Потом он углубился в рассматриванье листа карты, разложенного между бревнами. Не поднимая головы, он сказал что то, и двое его адъютантов поскакали к польским уланам.
    – Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.
    Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли ему будет переплыть с своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, чтобы ему позволили переплыть реку в глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.
    Как только адъютант сказал это, старый усатый офицер с счастливым лицом и блестящими глазами, подняв кверху саблю, прокричал: «Виват! – и, скомандовав уланам следовать за собой, дал шпоры лошади и подскакал к реке. Он злобно толкнул замявшуюся под собой лошадь и бухнулся в воду, направляясь вглубь к быстрине течения. Сотни уланов поскакали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали. Когда вернувшийся адъютант, выбрав удобную минуту, позволил себе обратить внимание императора на преданность поляков к его особе, маленький человек в сером сюртуке встал и, подозвав к себе Бертье, стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание.
    Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку.
    Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми.
    Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями – одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, – сделал третье распоряжение – о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d"honneur), которой Наполеон был главою.
    Qnos vult perdere – dementat. [Кого хочет погубить – лишит разума (лат.) ]

    Русский император между тем более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга. Общего плана действий не было. Колебания о том, какой план из всех тех, которые предлагались, должен быть принят, только еще более усилились после месячного пребывания императора в главной квартире. В трех армиях был в каждой отдельный главнокомандующий, но общего начальника над всеми армиями не было, и император не принимал на себя этого звания.
    Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне.
    После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Бенигсена.
    В тот самый день, в который Наполеоном был отдан приказ о переходе через Неман и передовые войска его, оттеснив казаков, перешли через русскую границу, Александр проводил вечер на даче Бенигсена – на бале, даваемом генерал адъютантами.
    Был веселый, блестящий праздник; знатоки дела говорили, что редко собиралось в одном месте столько красавиц. Графиня Безухова в числе других русских дам, приехавших за государем из Петербурга в Вильну, была на этом бале, затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам. Она была замечена, и государь удостоил ее танца.
    Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников.
    В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.

    а , лежит на высоте более 300 м над уровнем моря в плодородном оазисе, образованном дельтой реки Сырдарья . Сегодня Худжанд один из крупнейших индустриально - промышленных центров республики, самый большой город Северного Таджикистан а и второй по значимости в стране.

    Город занимает территорию в 25 кв. км, на которой компактно проживают 155 тыс. человек, 20-ти национальностей.

    Исторически Худжанд является одним из самых древних городов в Таджикистан е . Из достоверных источников известно, что архаичное поселение существовало здесь еще во времена правления династии Ахменидов, что намного раньше прихода в эти края Александра Македонского .

    Из-за своего выгодного географического положения, Худжанту не раз приходилось бывать в центре различных исторических событий. В древности город пережил вторжения многих вероломных захватчиков: Александра Македонского , переименовавшего его в Александрию Эсхату , арабов, принесших ислам, орд Чингиз-хан а , сеявших разрушения и смерть.

    Однако были и положительные моменты в судьбе города. Находясь на перекрестке торговых дорог, Великого Шелкового Пути , Худжанд издревле был одним из важнейших экономических, культурных и военно-стратегических объектов в Мавераннахр е . Здесь были прекрасно развиты ремесла и торговля, и как следствие создавались благоприятные условия для занятий наукой и культурой. Древний город является родиной известных астрономов, врачей, математиков, историков, музыкантов и поэтов. Здесь жили и творили знаменитейшие люди того времени, такие как Абумахмуд Худжанди - глава и основатель местной школы астрономов, Камоли Худжанди — автор широко известных газелей, Махасти - знаменитая поэтесса, танцовщица и музыкант, певец и композитор - Содирхон Хофиз , великий путешественник -Ходжи Юсуф , выдающиеся государственные деятели Техмоси и Темурмалик , а также и многие, многие другие.

    В 1866 году, в ходе военной операции, город, в составе других среднеазиатских территорий был аннексирован царской Россией. Сюда протянули ветку железной дороги, связавшую Худжанд с Ташкентом , что дало мощный толчок развитию промышленности в регионе.

    В 1916 году, город первым в Средней Азии стал поднимать мятежи против политики царский России, мобилизации местного населения на фронты Первой Мировой войны.

    В начале 1918 года здесь была установлена Советская власть, а в 1929г. Худжанд вошел в состав Таджикской ССР .

    Современный город - многоотраслевой промышленный узел и административный центр Согдийской области Таджикистан а , один из россыпи жемчужин Ферганской долины . Здесь необыкновенно красиво: величественные горные пейзажи, неторопливые воды вечной Сырдарьи , кристально чистый воздух, изумрудный наряд города, обилие овощей, фруктов и других даров щедрой таджикской земли. Все это делает Худжанд необыкновенно привлекательным для туристов , тем более, что в городе есть на что посмотреть.

    Достопримечательности Худжанда.

    Памятник Камолу Худжанди

    Монумент установлен в 1996 году и приурочен к 675 летию со дня рождения поэта, мыслителя и путешественника. Скульптура, созданная К. Н. Надыровым, изображает сидящего босого поэта, с надеждой всматривающегося в сторону заходящего солнца, туда, где находился его родной дом. За спиной Худжанди распростерты два огромных крыла, как символ вдохновленной поэзии и чистоты человеческих помыслов. …

    Худжандская крепость

    Когда то, эта цитадель являлась составной частью древнего города, предположительно основанного в VI—V вв. до н. э. В те времена, фортификационное сооружение было окружено насыпным валом, позднее, на его месте появилась многометровая стена из сырцового кирпича, остатки которой и по сей день окружают территорию древнего города, найденного под центральной частью левобережного Худжанда. Однако, …

    Мечеть Масджиди Джами

    Красивая соборная мечеть 1512-1513 гг. - великолепнейший образец взаимопроникновения декоративного искусства и строительной культуры Средней Азии. Особенно хорош, 30 колонный ажурный айван, примыкающий к восточной стене мечети, некоторые из колонн которого покрыты удивительно тонкой резьбой. В северо-восточной части духовного комплекса высится традиционный минарет с купольным фонарем …