• Современный боцман: кто он? Хороший боцман - залог чистоты и порядка на корабле За что отвечает боцман на корабле


    Есть на флоте должности, которые требуют профессиональных знаний и умений, которые даются только опытом, даже при наличии диплома о средне-техническом или даже высшем образовании. Ведь необходимо бывает не только правильно выполнить сложнейшие операции по техническому обслуживанию военно-морской техники, но и найти и устранить неисправность, возникшую в ходе работы. Причем, нередко условия для этого, прямо скажем, могут быть экстремальные – полная темнота, жесткий лимит времени, дым, недостаток воздуха, шторм – да, мало ли неожиданностей преподносит море.


    Такие специалисты на корабле – на вес золота. Ни один командир не оставит свой корабль даже на несколько дней без своего, проверенного боцмана, радиометриста, акустика, турбиниста. А если еще такой специалист способен обучать и воспитывать подчиненных, передавать свой опыт молодежи, то про таких говорят – настоящий старшина команды, «Золотой запас»!

    Главный боцман – самый главный старшина команды на корабле

    Главный боцман подчиняется помощнику командира корабля. Он является прямым начальником личного состава боцманской команды, а на подводной лодке - команды рулевых-сигнальщиков и выполняет обязанности старшины команды.

    Все приказания главного боцмана, касающиеся соблюдения корабельных правил и поддержания внешнего вида корабля, использования подъемных устройств, а на подводных лодках - и содержания жилых и бытовых помещений корабля, береговой или плавучей базы, обязательны к исполнению мичманами, старшинами и матросами корабля.

    Главный боцман отвечает:

    • за содержание верхней палубы, надстроек и бортов корабля;
    • за использование подъемных устройств корабля, их своевременную проверку и испытание;
    • за содержание и использование швартовых кранцев;
    • за обеспечение покрасочных работ на корабле.
    Главный боцман является ближайшим помощником помощника командира корабля по содержанию корабля, организации корабельных работ и наблюдению за ними, обучению мичманов, старшин и матросов хорошей морской практике, содержанию и использованию катеров и шлюпок.

    Главный боцман обязан: знать устройство корабля, его основные тактико-технические характеристики, средства, обеспечивающие его непотопляемость и пожаробезопасность, средства защиты от оружия массового поражения; размещение личного состава на корабле; знать устройство, уметь эксплуатировать и содержать в исправности корабельные якорное, буксирное и погрузочные устройства; содержать в исправности и готовности к действию якоря, якорные цепи и их принадлежности, швартовые кранцы, наблюдать за укладкой якорных цепей и креплением жвака-галса; проверять состояние и укомплектованность корабельных шлюпок; уметь управлять катером и шлюпкой; принимать меры, предохраняющие помещения корабля от заливания водой через люки, двери и вентиляционные устройства; контролировать состояние и размещение спасательных средств и штормовых лееров; обеспечивать покрасочные работы на корабле; наблюдать за приведением в порядок и уборкой выходов на верхнюю палубу, верхней палубы и надстроек, следить за чистотой наружного борта и состоянием рангоута; при стоянке корабля на рейде (на якоре или бочке) ежедневно по окончании приборки обходить на катере (шлюпке) вокруг корабля для осмотра наружного борта, забортных трапов, выстрелов, якорной цепи.

    За все эти обязанности боцману почет и уважение; он занимает место в мичманской кают-компании, аналогичное месту командира – в офицерской.

    А еще боцман любит свой корабль, как мать любит свое дитя, холит и лелеет его. Делает все с любовью, поглядывая украдкой на соседний корабль – а не лучше ли он покрашен? А не новее ли трап с борта на сходни? Столь ли расторопны боцманята?

    С настоящим боцманом не страшен ни выход «вслепую» из базы, ни провал на глубину, ни всплытие «под перископ» в штормовом океане – он «чувствует» корабль. Ловит любое его движение и тут же корректирует его, и стальная тысячетонная махина слушается. Настоящий боцман - «Золотой запас»!

    Старшина команды

    Корабельная организация представляет собой сложную многоуровневую систему, каждый из уровней замыкается на своего начальника.

    Как правило, имеет место деление и «по вертикали», и «по горизонтали» - по специальностям. Например, в состав штурманской боевой части входят две команды: рулевых-сигнальщиков и навигационная. Они имеют разные специальности, отвечают за разное штурманское вооружение, выполняют разные задачи по корабельным расписаниям. Возглавляют команды старшины.

    Старшина команды подчиняется командиру группы (батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является прямым начальником личного состава команды и отвечает: за выполнение командой поставленных задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава команды; за эксплуатацию и состояние оружия и технических средств, находящихся в заведовании команды; за несение службы корабельных нарядов подчиненными и внутренний порядок в команде; за сохранность и исправное состояние имущества команды.

    Старшина команды обязан: знать материальную часть заведования команды и руководить ее правильной эксплуатацией; обучать подчиненных эксплуатации оружия и технических средств команды и средств борьбы за живучесть, контролировать обучение матросов командирами отделений, выполнять требования безопасности при обращении с оружием и техническими средствами и при проведении корабельных работ; знать и докладывать командиру подразделения о состоянии оружия и технических средств команды, о всех просьбах, успехах и проступках подчиненных; контролировать ход производимого ремонтными организациями ремонта оружия и технических средств команды, и руководить ремонтом, выполняемым подчиненным личным составом; требовать от подчиненных соблюдения распорядка дня, формы одежды, корабельных правил, воспитывать у них организованность и аккуратность, примерность, правдивость, стремление к овладению техникой, любовь к кораблю и морской службе; постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные, немедленно докладывать командиру подразделения о всех происшествиях в команде; содержать в чистоте и порядке помещения, находящиеся в заведовании команды; заботиться о подчиненных и вникать в их нужды, контролировать своевременность получения личным составом положенного довольствия; контролировать очередность назначения матросов командирами отделений в корабельные и специальные наряды, осматривать перед разводом назначенный суточный наряд команды, инструктировать его, проверять знание им своих обязанностей и своевременно отправлять его на развод; руководить проведением утреннего осмотра и проводить вечернюю поверку (в море).

    Старшина команды - лучший знаток своей специальности на корабле; он – первый советчик командира боевой части во всех вопросах, касающихся обслуживания материальной части оружия, вооружения и технических средств. Он – надежда и опора командира боевой части, а иногда – всего экипажа, когда необходимы точные и правильные действия, знание техники, технологических процессов, смекалка и опыт.

    Кто еще не знает, что боцман на жаргоне торгового флота - это «дракон»? Пора заполнять пробелы в познаниях, в морском городе живете! «Дед», к примеру, это старший механик, «кок» - повар, «чиф» - старпом, «секонд» - второй помощник капитана («мастера»)… ну и т. д. Слово Вootsmann (человек судна) пришло из Нидерландов, видимо, вместе с Петром I. И с незапамятных времен живет параллельно с ним шуточное «дракон».

    И вот накануне наступающего года Дракона Дальневосточное морское пароходство, одна из крупнейших в России судоходных компаний, помогло нам найти самого настоящего «дракона» - Андрея Попова. С ним мы и беседуем.

    Окончил ВМШ, в 19 лет (было это в 1978 году) пришел в ДВМП матросом, потом окончил «среднюю» мореходку. 30 лет на флоте, от матроса до боцмана - матерый «драконище»! С медалью «200 лет флота» и грамотами за долгий труд. Работал на сухогрузах, контейнеровозах, ледоколах - на судах разного класса. Побывал во всех частях света, кроме, пожалуй, Антарктиды. Самый длинный рейс выдался в 7 месяцев: через Европу в Америку, где возили грузы по Карибским островам. Куда родное пароходство посылало - туда и ходил. Пока был молодой, хотелось подальше, мир посмотреть. А последние три года «драконит» на местных линиях на Магадан (куда сейчас идет его контейнеровоз «Капитан Гнездилов», пока сам боцман в отпуске), Петропавловск-Камчатский, Корсаков - жмется к дому, там жена и сын, взрослый, правда, уже, самостоятельный.

    Андрей объясняет роль «дракона» на судне. Он главный на палубе. На нем все механизмы, такелаж. «Дракон» загружает работой. Следит за народом, чтоб народ не нарушал технику безопасности, за спасательным имуществом. Чтоб всё было закреплено, покрашено, смазано, крутилось и вертелось. Такими же делами занимается «замдракона» - «сучок» (плотник). Чтоб всё было в норме, пароход не терпит разгильдяйства. По сути, от боцмана зависит жизнь людей. Поэтому чуть где непорядок - может и матом раздраконить. Это ведь только предположение, что древний афинский законодатель Драконт собрал и записал греческие законы, достаточно суровые, и отсюда их название «драконовские меры». На самом деле драконовские меры - это когда боцман применяет боцманский мат. «Не без этого, - говорит Андрей. - Бывает, когда слов не понимают».

    Бывает, что всё закреплено, как надо, а случай, стихия - и не выдерживает даже металл. В Бискайском заливе шли из Голландии на Испанию, попали в сильный шторм, пароход «пошел» под 46 градусов, рвало штанги (крепления контейнеров). Страшно было выходить на палубу. Но, слава богу, обошлось - контейнеры «не ушли». В «драконьей» практике Андрея этот случай единственный (тьфу-тьфу-тьфу), проносило. Люди за бортом тоже не оказывались. Был, правда, случай в Сингапуре, когда ехали из увольнения на пароход, и китаец завез катер на мель. Ну, тогда попрыгали за борт, вручную снимались. А был случай во Вьетнаме - в Камрани красили борт. Покрасили, решили искупаться. Вроде от берега 5 метров. Только искупались и залезли на борт - акулы!.. Это тебе не вьетнамский таракан Яшка, хоть и размером со спичечный коробок, который разгуливал по палубе, как у себя дома…

    «Дракон» - должность серьезная, не до шуток. Да и праздников на флоте стало меньше, даже день Нептуна перестали отмечать - чтобы не было травматизма... М-да… Суровее стало, в море надо работать. Но в жизни всегда есть место розыгрышу. Когда были в Америке, газоэлектросварщик-моторист был страшный любитель порыбачить: из любого положения удочки закидывал. Закинет и уйдет. Народ нашел старого «гада» (башмак по-флотски), прицепили на удочку и закинули. Рыбак приходит: клюнуло! Да тащит так напряженно, чтоб не сорвалось. Вытаскивает: «И тут русские накидали своих ботинок! » А был случай, в японской Тоямашинке за хорьком по всему пароходу гонялись - запрыгнул по трапу с берега…

    Раньше экипажи были большие, человек по 40. А сейчас по 15–20, работают бок о бок по 4–6 месяцев, практически семья, и практически без психологических проблем. Если приходится Новый год встречать в рейсе, елочку поставят, торт испекут, посидят за кружкой кофе с чаем… Сухой закон, однако! Андрея Попова Новый год заставал и в Испании, и в Панаме, и в Японии, и в Корее, и в Охотском море. Но самый запоминающийся - когда оказался дома без пятнадцати двенадцать. Из порта Восточного в 23:30 пришли во - и через 15 минут, как в сказке, был дома! Какое чудо помогло? Пришвартовались на контейнерном терминале, спустили трап, а тут наряд милиции едет: «Товарищи милиционеры, довезите! » «Садись, мы тоже едем отмечать! » И домчали. Дома ждали, конечно, но что успеет к бою курантов - не ожидали. Такие чудеса раз в жизни бывают.

    А так, вообще-то , в жизни бывало всякое, от социализма до капитализма, включая перестройку. При социализме были подмены экипажей и рейдовые катера, а сейчас всё за деньги. Зарплаты стали больше, а жизнь - дороже. Средний уровень жизни «внатяжку» боцманская семья себе может позволить: квартира, машина, дача, - но вот в Москву или на Карибы уже не поедешь, только в соседние Китай или Корею. Молодежи на флот идет мало: пришли, посмотрели на трудности, поработали 4 часа через 8, без суббот, воскресений и праздников, да далеко от дома - и развернулись…

    И хотелось бы «дракону» в наступающем году, чтобы молодежь не разворачивалась от трудностей. И чтобы для этого зарплата была выше. И он бы тогда, может быть, построил бы себе коттедж (смеется), а сейчас пока нет желания, потому что пока нет возможностей… Но всё же Андрей думает, что год Дракона будет удачным, тем более что жена у него под стать ему, «дракону», «дракониха» - в год Дракона родилась, и им уже недалеко до серебряной свадьбы. Удачный год - это стабильная, без простоев, работа, это новые пароходы, это большая занятость народа, без текучки, это чтобы в семье был лад.

    «Хочу поздравить всех боцманов, - говорит Андрей Попов, - а также всех моряков, от капитана до юнги, и всех, кто знает меня и кого знаю я, и их семьи с годом Дракона (моей специальности). Хочу особо поздравить моих наставников, которые учили меня морскому делу: капитанов Рюмина, Назарова, Нерета и Журавлёва. Желаю в Новом году здоровья, благосостояния и чтобы нас всегда помнили и ждали на берегу. С Новым годом! »

    С «драконом» беседовала Ирина Ангарская, ДВВ

    Стихи в тему

    Год Кото-Зайца на излете,
    Другое чудо к нам летит.
    «Драконом» боцман зван на флоте,
    А боцман за порядком бдит.

    «Дракон» - он важная фигура,
    Он самый опытный моряк.
    На нем вся флотская структура,
    А без нее в морЯх - никак.

    Он мигом по местам расставит
    То, что лежит не на местах.
    Чуть такелаж «дракон» подправит,
    И в путь, на полных парусах.

    «Дракон», всё лишнее за борт!
    Пусть в старом плавает году.
    Мы в полночь покидаем порт,
    Год Новый встретим на ходу.

    Так что сыграй, «дракон», на дудке:
    - Аврал! Свистать наверх! В поход!
    Кто «ЗА», кто улыбнулся шутке -
    Отдать концы… и в НОВЫЙ ГОД!!!

    Год Зайце-Кота на излете,
    За ним Драконий год грядет.
    А значит, всё о-кей на флоте.
    Эх, знать бы, что за молом ждет?

    Действует Редакция от 22.07.2010

    Наименование документ ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"
    Вид документа приказ, устав
    Принявший орган минобороны рф
    Номер документа 999
    Дата принятия 12.10.2010
    Дата редакции 22.07.2010
    Номер регистрации в Минюсте 18311
    Дата регистрации в Минюсте 31.08.2010
    Статус действует
    Публикация
    • "Российская газета", N 222, 01.10.2010
    Навигатор Примечания

    ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"

    БОЦМАНСКАЯ КОМАНДА

    Боцман

    168. Боцман подчиняется старшему помощнику капитана. Он является непосредственным руководителем судовых работ по обслуживанию корпуса и палубных механизмов судна, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, цистерн пресной воды (измерительных, приемных и воздушных труб), рангоута, такелажа, трапов и кранцев.

    Он отвечает за готовность к использованию якорного, швартовного, буксирного и рулевого устройств, а также спасательных и противопожарных средств (оборудования, имущества и инвентаря).

    169. Боцман обязан:

    составлять планы судовых работ по корпусной части судна и обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для выполнения работ повышенной опасности, в том числе работ на высоте и за бортом судна;

    следить за исправным состоянием и готовностью к использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств, оборудования для спуска их на воду, снабжением установленным имуществом и инвентарем;

    организовывать подготовку трюмов, механизмов и устройств к грузовым операциям, а также крепление груза на палубах, обращая особое внимание на крепление тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

    готовить материалы для составления ремонтных ведомостей по корпусной части и палубным механизмам судна, составлять заявки и организовывать снабжение судна спасательным, противопожарным, шкиперским, другим имуществом и инвентарем по заведованию;

    обходить ежедневно судно, следить за чистотой и порядком на верхней палубе, в жилых помещениях и столовой команды.

    170. Перед выходом судна в море боцман должен проверить надежность закрытия грузовых и иных люков и горловин, крепление палубных устройств, лееров, катеров (шлюпок), оборудования и механизмов, находящихся на верхней палубе, и доложить об их состоянии старшему помощнику капитана.

    171. При проходе судном узкостей, подходе к месту якорной стоянки, выполнении швартовных операций боцман должен подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника капитана.

    При стоянке судна в базе (в порту) боцман должен контролировать состояние и исправность трапов (сходен), кранцев, траповых лебедок и швартовных тросов, а также обеспечивать выполнение работ, связанных с безопасной стоянкой судна.

    Старший матрос

    172. Старший матрос подчиняется боцману и в необходимых случаях замещает его.

    Он отвечает за учет и надлежащее хранение инвентаря и инструмента для работ по корпусной части судна, а также брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников и другого имущества, находящегося в заведовании.

    173. Старший матрос обязан:

    самостоятельно работать с якорными, швартовными, буксирными и другими палубными устройствами судна;

    обеспечить должное хранение и ремонт брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников, также инструмента, инвентаря и другого имущества корпусной части судна;

    выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы, в том числе работы повышенной опасности (за бортом, на мачтах и т.п.);

    следить за исправным состоянием огнетушителей и пожарных шлангов, а также аварийных фонарей, переносных люстр и ламп;

    обеспечивать пожарную безопасность, чистоту и порядок в кладовых и помещениях, находящихся в заведовании;

    нести ходовые (на руле) и стояночные вахты согласно графику.

    174. Старший матрос должен знать и уметь выполнять обязанности матроса 1 класса, управлять шлюпкой и всеми судовыми спасательными средствами на веслах, под парусом или мотором.

    При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

    175. Старший матрос руководит работой матросов боцманской команды по обслуживанию корпуса и корпусных конструкций судна. На судах, где штатом (штатным перечнем) судна должность боцмана не предусмотрена, старший матрос выполняет его обязанности.

    Старший матрос пожарный

    176. Старший матрос пожарный подчиняется боцману. В заведовании старшего матроса пожарного находится противопожарное имущество и инвентарь.

    177. Старший матрос пожарный обязан:

    проверять противопожарное состояние трюмов и выполнение требований пожарной безопасности грузовых работ;

    следить за соблюдением требований пожарной безопасности при выполнении на судне работ с применением открытого огня;

    уметь пользоваться переносными пожарными мотопомпами, дымососами, а на нефтеналивных судах, кроме того, уметь пользоваться газоанализаторами и переключать основные клинкеты на верхней палубе.

    178. Старший матрос пожарный должен нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию и руководить работой матросов пожарных.

    Матрос 1 класса

    179. Матрос 1 класса подчиняется старшему матросу и в необходимых случаях замещает его.

    180. Матрос 1 класса обязан:

    знать общие сведения по судовождению, раскраску и внешние признаки средств навигационного ограждения, основные положения правил предупреждения столкновений судов в море;

    нести ходовую вахту на руле, управлять рулевым устройством по магнитному компасу и гирокомпасу, уметь переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно;

    управлять грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами;

    знать расположение грузовых помещений на судне, цистерн пресной воды, их горловин, мерительных и воздушных труб, а на наливных судах, кроме того, - расположение грузовых и зачистных систем и уметь манипулировать основными приводами клапанов (клинкетов);

    уметь управлять судовыми спасательными средствами на веслах и под парусом (мотором), проводить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.

    181. Наиболее опытный матрос 1 класса назначается старшим рулевым и обеспечивает чистоту и порядок в штурманской рубке, надлежащее хранение и содержание сигнальных флагов и знаков, ручных лотов и другого штурманского имущества.

    Матрос 2 класса

    182. Матрос 2 класса подчиняется старшему матросу.

    183. Матрос 2 класса обязан:

    выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем, включая работы на высоте и за бортом судна;

    уметь передавать и принимать сообщения световой и флажной сигнализации;

    уметь пользоваться судовыми спасательными средствами, управлять шлюпкой на веслах, с ручным или механическим приводом.

    184. Матрос 2 класса должен готовить грузовые устройства и помещения судна к грузовым операциям, а при выполнении грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза, при необходимости вести счет груза и наблюдать за его сохранностью.

    185. Матрос 2 класса может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).

    Матрос-водолаз

    186. Матрос-водолаз подчиняется боцману, а на судах, где штатом (штатным перечнем) должность боцмана не предусмотрена, - старшему помощнику капитана.

    Он отвечает за исправное состояние и готовность к использованию водолазного снаряжения, оборудования и имущества.

    187. Матрос-водолаз обязан:

    готовить водолазное снаряжение и оборудование к проведению спусков и выполнению типовых водолазных работ;

    выполнять типовые водолазные работы, связанные с подводной арматурой судна (очисткой кингстонных решеток, винтов и рулей от обрастания, намоток и засорений), а также выполнять простые монтажные и слесарные работы под водой;

    устранять простейшие неисправности водолазного снаряжения и оборудования, обслуживать декомпрессионную барокамеру;

    оказывать помощь водолазам в аварийных ситуациях и при водолазных заболеваниях.

    188. На спасательных и специальных судах, имеющих нескольких матросов-водолазов, обязанности каждого из них определяет старший помощник капитана.

    Матрос

    189. Матрос подчиняется старшему матросу.

    190. Матрос обязан:

    выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем;

    нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;

    уметь пользоваться судовыми спасательными средствами;

    производить уборку помещений, расписанных ему в заведование, и участвовать в подсобных судовых работах по указанию боцмана.

    191. Матрос может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).

    На судах, где штатом предусмотрено несколько матросов, обязанности каждого из них определяет боцман.

    Боцман (от голл. bootsmann – боцман, человек судна)- древнейшая должность на судне, дошедшая до наших времен. Говоря о боцмане, перед глазами встает коренастый моряк с трубкой во рту, широким шагом передвигающийся по палубе – герой множества произведений мировой литературы. «Каков боцман – таков и корабль», поговорка, в полной мере отражающая роль боцмана на судне.

    Корреспондент Морской Правды/Maritime Telegraph побеседовал с представителем профессии, для того, чтобы понять, кто такой современный боцман. Иван Вдовиченко, работает боцманом 4 года на разных судах: универсалы, балкеры, контейнеры, ро-ро.

    МП/МТ: Почему решили стать боцманом?

    Карьеру я начал с матроса и проработал шесть контрактов под началом разных боцманов. Многие из них, на мой взгляд, были некомпетентны. Мало кто знал технологический процесс покраски, не разбирались в пульверизаторах. Это создавало хаос в работе и стоило судовладельцам дополнительных затрат. Вообще, больше половины боцманов, с кем я сталкивался, не знали норм количества слоев краски для поверхностей корпуса, надстройки и различного вида танков на судне. А это минимум двойной перерасход для владельцев. Часто нарушался технологический процесс покраски – красили в туман, при неподходящей температуре, либо по неподготовленной поверхности (сажа, не опреснённая). Подобные команды поступали от старпома, не компетентного в этом вопросе. Вообще, чаще всего в неподходящих условиях красятся фальштрубы– при несоответствующей температуре.

    Я знаю процесс из хорошей морской практики. Специально общавшись с технологом по покраске, я брал карты совместимости покрасочных материалов и все это изучал. Литературу, фотографии в электронном виде вожу с собой, чтобы показывать не знающим старпомам и капитанам.

    МП/МТ: Трудно стать боцманом?

    Надо проработать минимум два контракта и заработать два промоушена. В моём случае желающих было много, потому что работа подразумевает больше контроля, чем непосредственно физической работы. Также старые боцмана не увольнялись и не давали хода.

    Работая в одной и той же компании, но на разных судах я часто пересекался с суперинтендатом и у него возникали вопросы по трубам, кофердамам, шпигатам и их состоянию, а также по состоянию фундаментов шпилей и брашпилей. Я отвечал на его вопросы. Например, при швартовке брашпили не выдавали требуемой мощности из-за состояния фундамента. В разговоре с ним мы разбирали проблемные моменты, и я ему показывал, что надо сделать. Также я упоминал, что хочу работать боцманом, спрашивал, что нужно, чтобы им стать (на то время у меня было уже два промоушена, но продвижения не было). Однажды меня вызвали в офис капитана, где присутствовали DPA, два суперинтенданта и капитан. Мне объявили, что если сроки сессии мне позволяют (в то время я получал второе высшее в Морской Академии), то через полтора месяца у боцмана заканчивается контракт – и я смогу его сменить. Так и вышло. А через пять месяцев уже я работал на незнакомом мне судне боцманом.

    МП/МТ: Какие документы необходимы?

    Когда закончились матросские документы, я делал сразу боцманские документы. Процедура заняла до трёх месяцев.

    В Инспекции по вопросам дипломирования моряков можно получить весь набор необходимых сертификатов. Сертификаты выдаются сроком на 5 лет, а диплом бессрочный.

    Огромной проблемой оказалось подать документы в Инспекцию, приходилось занимать живую очередь с часа ночи, потому что документы для рядовых, штурманов, механиков, танкерные документы и GMDSS все принимаются в одном кабинете и мало кто знает, что существует 5 очередей к каждому столу, находящемуся за дверями кабинета. И многие, увидев толпу в коридоре, просто разворачиваются и уходят.

    МП/МТ: С одной стороны, боцман – руководитель палубной команды, с другой – исполнитель приказов старпома. Возникают сложности управления?

    Старпомами становятся люди, которые были два раза кадетами, а значит – имеющие незначительный опыт работы на палубе. Потом они начинают руководить палубной командой, не прислушиваясь к исполнителям. Ты не должен перечить. Со слезами выполняешь работу, прикрывая коммингс торсом от брызг. Спросят кто делал, но не спросят – кто приказал. Старпом всегда хочет сохранить свою репутацию.

    В моей первой компании суперинтендант попался умный, проработавший много лет мотористом, а затем старшим механиком – и поэтому все понимал.

    Раньше на флоте палубой заведовал не старший помощник, а старший механик. Палубой должен заведовать старпом, но если он человек не грамотный – то стармех. От них требуется правильно контролировать и понимать: кто у тебя опытный матрос. Чтобы люди разговаривали на одном техническом языке. Но, ни одной компании до этого дела нет. Это вопрос насущный, это кризис управления. Судовладельцу выгодно чтобы судно было в хорошем состоянии. Чтобы правильно осуществлялось обслуживание, должно быть хотя бы два человека – опытный матрос и старпом или стармех.

    Часто попадается неграмотный боцман, матросы выполняют все его указания, чтобы выглядеть хорошими. В компании всегда знают только самых хороших и самых плохих. Все бояться попасть в список. Человеку легче выполнить перерасход – за счёт компании, чем сделать правильно (перекраска, подготовка к покраске и т.п.)

    Допустим, на «семейных» пароходах днем, в жару, могут сидеть в надстройке, а потом красить ночью – потому что люди хотят сделать все на совесть. И наоборот, – на экваторе (жара, влажность 100%) отдают команду мотать тряпки и красить. Можно же найти другие работы, не связанные с покраской.

    Почему на судне нечетко указаны обязанности рядового состава? Почему ни один судовладелец не решит за кем закреплена дренажная система, за палубой или машиной?

    МП/МТ: С какими ещё трудностями сталкивались в работе?

    Очень часто приходилось работать с оборудованием, не имеющим сертификатов: требовалось выполнить работу, вот и рисковали. Также никто из экипажа не озабочен сепарированием мусора (потом это ложится на плечи матросов и боцмана). Ни один старший офицер на судне еще не смог решить эту проблему.

    Периодическую проверку состояния балластных танков, которую должны проводить старший помощник с ассистентом, обычно осуществляет сам ассистент или того хуже – вообще не делается.

    Существует проблема грамотного распределения рабочего времени в портах и на стоянках: почти всегда задействованы все члены экипажа, хотя есть возможность дать отдохнуть хотя бы рулевым перед выходом из порта или после стоянки. Потому что в порту и во время стоянки всегда много работы и на палубе и в машинном отделении.

    Подытоживая вышесказанное, хочу сказать, что контракт можно отработать и вернуться домой обессиленным морально и физически, а можно только с чувством легкой усталости. Очень многое зависит от экипажа.

    МП/МТ: Ваши планы на будущее?

    В перспективе я хочу стать старшим помощником капитана. Работая боцманом, я получаю неоценимый опыт управления палубной командой, со всеми подводными камнями, с которыми может столкнуться старпом. Есть огромное желание не выглядеть безграмотным начальником в глазах палубной команды.

    С каждым новым судном приходят новые знания и, это здорово когда ты можешь перенимать и передавать опыт.

    Кто такой боцман? Кто такой боцман?

    1. Боцман воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми.
    2. Боцман (нидерл. bootsmann) воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, вс касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулм и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа, употребляемого для подъма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдат якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке. Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После 1917 года звание боцмана было упразднено.
    3. Боцман(голл. bootsman, от boot лодка, судно и man человек) - специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса, такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу, наблюдение за порядком и чистотой на судне. По званию в ВМФ России это мичман или старшина. На крупных военных кораблях имеется один главный боцман и несколько боцманов. Их обязанности определяются Корабельным уставом.

      Источники - Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия.19691978.
      Словарь военных терминов. М.: Воениздат. Составители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.1988

      Тарифно-квалификационная характеристика профессии "Боцман, 5 - 6 разряд"
      (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
      Выпуск 52. Раздел "Морской и речной транспорт", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 68н)

      Характеристика работ.

      Руководство работами на судне по содержанию в порядке корпуса, палуб, надстроек, рангоута, такелажа, бытовых и палубных служебных помещений, водяных танков и горловин, мерительных и воздушных труб, трапов, штормтрапов и кранцев, грузового, якорного, швартового, буксирного и спасательного устройств, противопожарных, аварийных, спасательных средств, инвентаря и материалов, расположенных на палубной части. Составление плана судовых палубных работ. Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и безопасности труда при производстве судовых палубных работ. Обеспечение эксплуатации палубных технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями изготовителя, устранение с привлечением судовых специалистов обнаруженных неисправностей и отказов технических средств. Подготовка трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Подготовка палубной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление палубного груза, оборудования, имущества. Составление заявки об обеспечении материально-технического снабжения судна. Наблюдение за чистотой бытовых и служебных помещений. Проведение вводного инструктажа со вновь поступающими на судно членами палубной команды.

      Должен знать:устройство судна и правила технической эксплуатации судовых устройств; технологию малярных, такелажных и других палубных работ; правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации.

      При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт -5-й разряд; при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт -6-й разряд.

      Р. S.
      А по поводу издевательства Википедии, процитированного в предыдущих ответах - см. мой комментарий.

    1. Загрузка... В каких случаях надо писать обвешАнный, а в каких обвешЕнный? обвешанный предметами (т. е. физически обвесили человека) обвешенный в магазине (обвесили, сказав не точный...
    2. Загрузка... Помогите найти в интернете Рассказ о себе на собеседовании на английском языке! 1 ваше вступление должно быть эффектным: First of all I should say,...
    3. Загрузка... И все же как правильно: "ДоговорА или договорЫ компании "N"? "Ой вы кони, вы кони стальные, боевые друзья - трактора... " Профессиональный жаргон. В...
    4. Загрузка... Гололед и гололедица! В чем разница смысла этих слов? Мне больше нравится ответ от "В и х р ь Высший разум (130245)". Удивлен, что...
    5. Загрузка... Чем отличается слово city от слова town? Ведь в переводе и то и то означает город, тогда зачем из различать? Был вопрос - "Чем...
    6. Загрузка... Что такое предикативность? лучше своими словами, чтобы было понятнее.... Будь предактивнее! Предикативность- это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим...
    7. Загрузка... Shall или Will! Как говорят сегодня? используется ли Shall в современном английском? Нет. Остался только Will в современном английском Shall используется для образования будущего...