• Схема цкад на карте подмосковья. Цкад – замкнутый круг «автодора Цкад: схема строительства и подробная карта

    Cтроительство ЦКАД в Московской области идет полным ходом. Новое транспортное кольцо вокруг столицы призвано улучшить транспортную доступность подмосковных городов, улучшить ситуацию с инфраструктурой и развитием районов ближнего и дальнего Подмосковья.

    В чем суть проекта ЦКАД?

    ЦКАД или Центральная кольцевая автомобильная дорога по сути является логичным продолжением диаметрального развития столичных шоссе. Всего оно состоит из 5-ти очередей (так называемых пусковых комплексов), на 3-х из которых сейчас ведутся строительные работы.

    Основная задача ЦКАД - это, в первую очередь, разгрузка МКАД и перераспределение транзитного потока автотранспорта в Подмосковье.

    Общая протяженность ЦКАД по завершению строительства составит 525 км. Все участки центральной кольцевой автодороги, кроме участков 5-го и 2-го пускового комплекса будут представлять из себя платную автомагистраль шириной от 2-х до 4-х полос в каждую сторону, отбойным ограждением по центру и расчетной скоростью движения до 150 км/ч.

    По задумке властей, Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога в будущем призвана стать ключевой автомагистралью Новой Москвы и всего ближнего Подмосковья.

    История возникновения проекта и экономическое обоснование

    Впервые необходимость строительства ЦКАД была отмечена постановлением правительства Московской области от 30 декабря 2003 года. В 2005 г. под эти цели были зарезервированы земельные участки для строительства и реконструкции имеющихся автодорог и создано Открытое акционерное общество “Центральная кольцевая автомобильная дорога”. 100% акций компании принадлежат Московской области.

    Строительство ЦКАД обошлось недешево, но здесь следует понимать, что это не только новые автодороги, но и новый импульс экономического роста в регионе. Это место, где будет активно развиваться жилое строительство, будут строиться объекты социальной и бытовой инфраструктуры, развиваться бизнес и промышленность.

    Не менее важно значение ЦКАД как соединительной и объездной магистрали вокруг Москвы.

    Новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России и позволит разгрузить городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу (МКАД).

    ЦКАД: схема строительства и подробная карта

    ЦКАД на карте Московской области

    Как мы видим, данная автомагистраль практически полностью дублирует МКАД, только значительно шире.

    И это неудивительно. Так, по планам правительств Москвы и Московской области, уже через несколько лет все транзитные потоки автомашин (в первую очередь грузовых), которые ежедневно следуют по МКАД, будут перенаправлены на Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). По оценкам экспертов, речь идет о цифре около 120-140 тыс. автомобилей в день.

    Строительство кольцевой автодороги — масштабный проект, поэтому осуществляется в несколько этапов. Первый участок ЦКАД начали строить еще в августе 2014 года, он в основном охватил территории «Новой Москвы». На данный момент ведется активное строительство двух участков ЦКАД – первого и пятого пускового комплекса.

    Когда планируется запуск?

    Первый участок ЦКАД протяженностью 49,5 км (96 км – 146 км) уже построен. Он прошел по территориям:

    • городского округа Домодедово;
    • Подольского района;
    • Троицкого административного округа;
    • Наро-Фоминского района.

    По задумке проекта на утвержденной схеме участка «номер 1» было построено 46 мостов и 6 разноуровневых развязок. Этот пусковой комплекс относится к категории дорог «1А», что означает то, что скорость движения по магистрали рассчитана на 140 км в час. Ширина трассы: от 4 до 6 полос движения в обе стороны. Учитывая ширину и скоростной режим, почти на всех участках они разделены ограждениями-«отбойниками».

    Движение по этому участку планируется запустить в ближайшее время. В конце 2018 — начале 2019 гг.

    Строительство первого участка поможет в значительной степени разгрузить выезды из Москвы, которые заполнены транзитным транспортом, затрудняющим подъезд к городу. Участок будет платным, за каждый 1 км придется заплатить 2,32 руб.

    Этапы строительства ЦКАД

    Магистраль разбита на пять пусковых комплексов:

    1. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 “Дон” до трассы М-1 “Беларусь” в районе Большого Московского кольца;
    2. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 “Беларусь” до скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург;
    3. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург до трассы М-7 “Волга”;
    4. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 “Волга” до трассы М-4 “Дон”;
    5. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 “Украина” до скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

    Точное прохождение участков лучше рассмотреть на подробной схеме ЦКАД:

    Протяженность первого участка ЦКАД – 113,45 километра, второго участка – 117,86 км, третьего – 104,65 км, четвертого – 95,7 км, пятого – 89,97 км.

    Предполагается, что в этой зоне будет создано около 200 тысяч рабочих мест. Реализацию всего проекта планируется завершить к 2025 году.

    Дальнейшее развитие: на Запад Подмосковья

    После запуска первого участка будет построен и запущен Пятый пусковой комплекс. Он пройдет по территориям:

    • Наро-Фоминского;
    • Одинцовского;
    • Истринского;
    • Солнечногорского районов;
    • городского округа Звенигород.

    На этих участках на данный момент активно ведется строительство. Запуск автомагистрали запланирован на 2019 год.

    В перспективе все эти участки должны стать единой сетью: ЦКАД, МКАД и реконструированное Калужское шоссе составят единую транспортную схему «Новой Москвы». К тому же, в зоне прохождения Центральной кольцевой автодороги по территории «Новой Москвы» могут быть созданы четыре центра градостроительного развития.

    Что будет с землей рядом с ЦКАД?

    Как утверждают власти, земли вдоль центральной кольцевой дороги бездумно застраиваться не будут: разрешения на строительство недвижимости вдоль этой трассы на территории столицы не будут выдаваться до утверждения единого проекта планировки всей территории.

    Хотя, безусловно, планы по застройке прилегающих территорий вблизи ЦКАД уже есть: на земельных участках, прилегающих к центральной кольцевой, возведут жилье, производственные предприятия, офисную и коммерческую недвижимость.

    Также власти Москвы планируют построить три крупные транспортные развязки на границах Новой Москвы: Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО). Это будут развязки на пересечении ЦКАД с Варшавским и Калужским шоссе, а еще одна – в районе 26-го пикета. Общая протяженность новой дороги на территории «Новой Москвы» составит 22,4 км.

    Интересно отметить, что в планы столичных властей не входит строительство большего числа развязок и съездов на новой автомагистрали.

    «Мы не хотим, чтобы ЦКАД из скоростной транзитной трассы превратилась в городскую улицу», – подчеркнули в правительстве Московской области.

    Немного цифр

    Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) – пожалуй, самый масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. Трасса охватит огромные территории, десятки районов Подмосковья. Кольцо длиною 521 километр замкнется на удаленности приблизительно в 50 км от МКАД.

    Всего запланировано построить 34 развязки, 278 мостов, путепроводов и эстакад. Количество полос – 4-8, расчетная скорость движения – 80-140 км в час.

    Строительство дороги ЦКАД является одним из ключевых элементов федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы в России”.

    Основные социальные и экономические задачи проекта ЦКАД вокруг Москвы:

    1. разгрузка дорожной сети мегаполиса и ближнего Подмосковья от движения большегрузного и транзитного транспорта;
    2. рационализация структуры грузораспределения;
    3. создание автодорожной составляющей международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Московской области;
    4. формирование условий комплексного развития инфраструктуры и территории Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской областей и Москвы на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД;
    5. снижение себестоимости перевозок и транспортных издержек для грузоотправителей.

    Значение проекта строительства ЦКАД вокруг Москвы, как ключевого элемента логистической системы московского региона, обуславливает строительство крупнейших многофункциональных транспортно-логистических центров. Планируется, что они будут располагаться в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения.

    Также ожидается, что населенные пункты и поселки вблизи ЦКАД станут более востребованными, в том числе среди тех москвичей, кто хочет переехать жить за город постоянно, но опасается за невозможность быстро добираться до Москвы и достаточно слабой инфраструктурой за ее пределами. Что несомненно повысит спрос на дома и участки, а следовательно и цены на них.

    Разумеется новая автотрасса будет оснащена всеми необходимыми объектам дорожного сервиса. Согласно схеме и планам строительства ЦКАД, инфраструктура будет включать в себя:

    • 32 автозаправочные станции с минимаркетами и фастфуд-кафе;
    • 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автотранспорта;
    • 18 мотелей, 22 кафе-ресторана в составе 30 многофункциональных автозаправочных комплексов.

    Выводы

    Очевидно, что такой масштабный проект по строительству и реконструкции автодорог в Московской области имеет множество плюсов. Из минусов, пожалуй, стоит отметить то, что проезд по большинству участков ЦКАД планируется сделать платным (за исключением 5-го пускового комплекса и части 2-го пускового комплекса). Вполне вероятно, что будут выше цены и на объектах инфраструктуры, так как трасса строится не только на государственные деньги и будет эксплуатироваться на принципах государственно-частного партнерства.

    Два участка пускового комплекса №5 Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) планируют ввести в эксплуатацию в декабре 2019 года.

    После объезда ЦКАД-5 вместе с подрядчиками представители государственной компании «Автодор» объявили об увеличении темпов работ. На декабрь 2019 года запланировано открытие двух объектов общей протяжённостью 35,08 км :

    • отрезок трассы от границы работ с ЦКАД-1 до Киевского шоссе
    • отрезок от Можайского до Новорижского шоссе.

    Сейчас на пятом пусковом комплексе идут работы на искусственных сооружениях, устройство земляного полотна, дорожной одежды, а также укладка асфальтобетона. Как сообщает пресс-служба ГК «Автодор», полностью сдать этот пусковой комплекс планируют в 2020 году.

    ЦКАД-5 будет единственным бесплатным участком кольцевой автодороги. На других участках стоимость проезда составит около 3 руб. за километр. Жители Подмосковья льгот не получат.

    Пятый пусковой комплекс ЦКАД проходит через Одинцовский, Истринский, Солнечногорский и Наро-Фоминский городские округа. Общая протяжённость составляет более 76 км . 28 км приходится на участок нового строительства, 48 км — на участок реконструкции А-107 с уширением проезжей части до четырёх полос движения.

    Строительство пятого пускового комплекса ЦКАД

    Треть пускового комплекса №5 (участки с 18-го по 36-й км и с 43-го по 50-й) проходит по Одинцовскому округу с севера на юг — в обход Звенигорода и вдоль Малого московского бетонного кольца.

    Трасса пересекает основные транспортные артерии муниципалитета — Минское и Можайское шоссе. На данный момент движение запущено только на одном участке пускового комплекса №5 . Это произошло в ноябре 2017 года.

    ЦКАД не решает проблему Можайского шоссе

    Однако до сих пор остаётся неизвестным вопрос с крайне важным объектом — путепроводом над железнодорожными путями на переезде Петровского шоссе в деревне Малые Вязёмы. Этот участок автодороги А-107 сильно перегружен транспортом, в дневное время здесь собираются заторы длиной в несколько километров. Хвост пробки тянется и к Голицыно по Можайскому шоссе и по Петровскому шоссе в сторону трассы М-1.

    Без путепровода ЦКАД не сможет выполнить заявленную цель — разгрузку подмосковных трасс. Путепровод изначально не вошёл в проект ЦКАД-5, однако позже появилась информация о начале разработки проекта. Но он так и не был опубликован.

    В мае 2019 года пользователи транспортных форумов сообщили, что проект путепровода должен быть готов к осени.

    ЦКАД не решает проблемы Можайского шоссе

    Полностью дорогу откроют к 2022 году

    Проект Центральной кольцевой автодороги был разработан в начале 2000-х годов. Назначение дороги — разгрузка МКАД и федеральных трасс. Протяжённость ЦКАД составит 525 км.

    В 2015 году трассу начали строить. Изначально ввод в эксплуатацию был запланирован на 2018 год. Но сроки неоднократно переносили: сначала на 2019, затем на 2020.

    В апреле 2018 года Счётная палата при строительстве ЦКАД в период 2016-2017 годов и сообщила об увеличении стоимости строительства на 13,5 млрд руб . Владимир ПУТИН Генпрокуратуре, Следственному комитету и Счётной палате .

    В феврале 2019 Счётная палата сообщила об итогах проверки: строительство из-за системных проблем и недостаточно эффективного управления проектом. Также были выявлены нарушения, которые привели к увеличению стоимости работ.

    Руководителя ГК «Автодор» Сергея КЕЛЬБАХА отправили в отставку, его место занял Вячеслав ПЕТУШЕНКО . Новый руководитель заявил, что отставание при строительстве ЦКАД произошло из-за качества проекта, земельных вопросов и искусственных сооружений.

    В марте «Ведомости» узнали, что на строительство дороги . из бюджета — обнаружены 11 проблемных точек, которые помешают движению. Почти все работы касаются пускового комплекса №5.

    Пятый пусковой комплекс ЦКАД

    В июне 2019 года спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности экологии и транспорта Сергей ИВАНОВ заявил, что весь ЦКАД планируют ввести не в 2020 году, а в 2021 — начале 2022 года . При этом он добавил, что все первые участки ЦКАД уже находятся в высокой степени готовности.

    Масштабный инфраструктурный проект уже называют кольцом бесконечности и проектом абсурда стоимостью в сотни миллиардов рублей

    Фото: Правительство Московской области

    Хватит тянуть бюджет за одно место?

    Ну, вот и лопнуло у Кремля терпение по поводу этой бесконечной стройки. Владимир Путин распорядился создать оперативный штаб для ликвидации допущенных отставаний по проекту и недопущению роста стоимости в будущем центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Еще одно поручение отдано Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате. Ведомствам Юрия Чайки, Александра Бастрыкина и Алексея Кудрина предстоит провести проверку соблюдения интересов государства при заключении и выполнении госконтрактов, а также обоснованности увеличения стоимости строительства ЦКАД.

    Сама по себе центральная кольцевая автодорога цель имеет благую – разгрузить радиальные трассы и снизить зависимость большегрузов от магистралей. Кольцо строится в качестве альтернативы старого бетонного кольца и после расширения оно должно быть преобразовано в полноценную автомагистраль, длинной 525 км (само кольцо примерно 340 км). Дорога будет платной - бесплатной альтернативой останется Московское малое кольцо. ЦКАД пройдет в объезд крупных населенных пунктов Подмосковья.

    Впервые о необходимости строительства ЦКАД речь зашла в 2011 году, однако всерьез заговорили о проекте лишь в 2016-м. Открыть первые участки планировали уже в 2018 году, однако нынче их сдача все время переносилась.

    ЦКАД поделена на пять участков, которые «Автодор» называет пусковыми комплексами. Непосредственно кольцо образуют участки №5, №3, №4 и часть участка №1. Участок №2 вместе с куском участка №1 образуют дополнительную ветку, которая должна связывать федеральные трассы: М3, М1, М9 и М10. Правда, ответвление существует пока лишь на бумаге, строить его планируют после 2020 года.

    Большую часть финансирования на себя брало государство, которое выделило 150 млрд. руб. напрямую из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Еще около 80 млрд. руб. на проект выделены в качестве субсидий, остальные средства «Автодор» должен был найти самостоятельно – то есть привлечь в проект частных инвесторов. Однако, в этом плане «Автодор» не преуспел – в отличие от раздувания сметы. В общем, стройку проверила Счетная палата и нашла многомиллиардные нарушения.

    То ли стройка – то ли нет

    Проверка выявила, что помимо регулярных переносов сроков сдачи участков дороги, итоговая смета выросла на 13 млрд. рублей. Также в отчете «Автодору» предъявляли претензии за перенос изъятия земель под строительство дороги на 2018-2019 годы, что снова ставит реализацию проекта под сомнение.

    Нет ясности и с использованием бюджетных средств – из выделенных по паспорту проекта 62,6 миллиарда рублей на ЦКАД было задействовано пока лишь 38,4 млрд. руб. Да и 8,8 млрд. руб, которые госкомпания должна была привлечь в виде частных инвестиций так и остались на словах.

    Если глядеть по каждому из участков, там ситуация еще запущенней. На начало апреля, по данным Счетной палаты, первый участок ЦКАД был готов лишь на 15,6%, пятый – на 33%. По третьему участку – формально «нулевая готовность», поскольку приемок работ не проводилось, а на четвертом участке вообще пока «конь не валялся».

    Но в «Автодоре» не видят в этом проблемы – главное, что нашлись деньги на строительство участка. Правда, спасли положение не инвесторы – а государственные Сбербанк, Газпромбанк и Евразийский Банк Развития, которые предоставили компании заем в размере 31,6 млрд. руб. на 15 лет.

    Агаларову «неуд»?

    А еще Счётная палата поймала ГК «Автодор» и подрядчика АО «Крокус интернэшнл» из Crocus Group бизнесмена Араса Агаларова на том, что они не справляются со своими обязательствами. Поэтому стоимость ЦКАД возросла почти на полтора десятка миллиардов, а сроки сдачи сдвинулись на 2019 год.

    По словам аудитора Валерия Богомолова, он проверил финансовую деятельность участвующих в проекте госкомпаний и частных инвесторов за период 2016–2017 годы и пришел к неутешительным выводам:.

    «… за два прошедших года ГК «Автодор» и АО «Крокус интернэшнл», которая является подрядчиком строительства пускового комплекса ЦКАД №1, не выполняли взятых на себя обязательств…».

    В ходе аудита выявились и некоторые странные «тонкости» отношений между «Автодором» и «Крокусом». Например, ГК «Автодор», в нарушение условий долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству пускового комплекса №1 выплатила АО «Крокус интернэшнл» Агаларова аванс в размере 14,6 млрд рублей, превысив разрешенный авансовый размер на 5%, что выразилось в десятках миллионов рублей переплаты.

    Да и деньги перечислили на выполнение 35% работ, а выполнено по факту оказалось только 23,4% от предусмотренного объёма работ. А техническая готовность участка ЦКАДа, возводимого фирмами Агаларова, на тот момент составляла лишь 15,6%.

    Инспекторы из аппарата аудитора Валерия Богомолова выяснили, что в соответствии с проектом организации строительства на первом пусковом комплексе ЦКАД в 2017 году должно было работать около 1,1 тыс. рабочих и 638 машин и механизмов.

    «Визуальный осмотр строительной площадки нашими сотрудниками показал, что на объекте строительства находится менее 50 рабочих и не более 30 единиц техники», – возмущался аудитор Валерий Богомолов.

    Так же в ходе проверки деятельности АО «Крокус интернэшнл» на ЦКАД выяснилось, что на трассе некачественно уложен верхний слой дорожного покрытия, а продольная ровность автодороги не соответствует ГОСТу.

    При этом, как выяснили инспекторы Счётной палаты РФ, некачественная работа структур АО «Крокус интернэшнл» Араса Агаларова была оплачена ГК «Автодор» в сумме 40,3 млн рублей, – утверждают в Счетной палате.

    Председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах на заседании Счётной палаты оправдывался – мол, АО «Крокус интернэшнл» пообещало устранить все нарушения по дорожному полотну.

    Кольцевая выходит в тупик

    Главная подмосковная стройка – ЦКАД буксует не первый год: объекты не сдаются в срок, выделенные на них деньги «зависают». И беда стучится в ворота не только расхлябанной работой детища Агаларова. Не намного лучше дела и на других участках стройки.

    При проверке аудиторами работы за 2016-17 годы выявилось, что на пусковом комплексе №3 за отчетный период работы не принимались и не оплачивались, хотя к концу июня этого года здесь должно быть построено объектов на сумму 19,6 млрд рублей. Теперь сроки сдачи этого участка сдвигаются как минимум на год, при этом «Автодор» скорректировал проектную документацию без согласия Главгосэкспертизы.

    Работы на пусковом комплексе №4 должны были начаться в июле прошлого года, но по состоянию на 1 января 2018-го так ничего и не было сделано. Да и какие могут вообще вестись работы, если в Росавтодоре не получено даже разрешения на строительство?

    На пусковом комплексе №5 работы в 2017 году выполнены только на 60%, а общая готовность объекта составляет 33%, притом, что по плану сдать его нужно в декабре 2018-го…

    Кроме того, основные работы по переносу коммуникаций должны были завершиться в 2017 году, а строительство участков – в конце 2018. Соответствующее поручение давал президент Владимир Путин. Но к началу года первый участок был построен на 16%, а пятый – на 47%.

    Кроме того, у подрядчиков возникают проблемы с переоформлением и отчуждением земель, которые должны быть задействованы в строительстве. В общем, проблем вагон и тележка. Стройка буксует и становится все дороже и дороже.

    И значительное удорожание проекта это не единственный скандал, связанный со строительством Центральной кольцевой автодороги. Еще в 2016-м появилась информация о подготовке Общественной палатой обращения в правительство РФ с призывом приостановить работы. По словам координатора лесной программы «Гринпис России» Алексея Ярошенко, лавинообразное заселение территории вокруг трассы приведёт к падению качества жизни и новому притоку «соискателей» из региона.

    Другие эксперты-экологи заявляли, что территории осваиваются исключительно в интересах бизнеса, а в ходе строительства ЦКАД будут вырублены 5-6 тыс. га лесов – что нанесёт серьёзный урон «лёгким столицы». Суммарный экологический ущерб оценивается в 11 млрд руб.

    Эксперты призывают пересмотреть проект и перенести строительство в соседние области, а также заморозить строительство до повторной экологической экспертизы. Но чиновников не убеждает даже тот факт, что потенциальные инвесторы также не готовы строить ЦКАД, в том числе из-за высоких финансовых рисков.

    Такой проект – большая ошибка?

    О минусах и рисках при строительстве ЦКАД в Общественной палате говорили с самого начала проекта. Экологи, ученые и общественники считают, что 339-километровая трасса нанесет непоправимый вред московской агломерации.

    Помимо вышеупомянутого экологического ущерба и рисков, так же связанных с экологией, специалисты уверены, что дорогу нужно было строить не в Подмосковье, а в соседних областях, чтобы отвести транспорт от Москвы.

    Любовь Черняго, кандидат географических наук, руководитель экспертного совета «Экологического союза» уверена: решение о строительстве проекта ЦКАД в таком масштабе и такой конфигурации было, конечно, жесточайшей ошибкой либо преступлением.

    По ее мнению, проект является вредным и бесперспективным, потому что все равно, даже если построят ЦКАД, там будут пробки. Эту проблему невозможно решить иначе, как развивая общественный транспорт внутри Московской области.

    «Нужна кольцевая автомобильная дорога за пределами Московской области. Это очень важно с точки зрения инвестиций и с точки зрения движения потоков и связи между регионами, – говорила Любовь Черняго. – Нам необходимы иные транспортные решения внутри Московской области, которые не будут наносить ущерб экологии, которые лучше свяжут между собой различные части пригородов столицы».

    Самым разумным решением, по мнению специалистов, является поэтапное, рассчитанное на многие годы развитие сети скоростных автомобильных магистралей между административными центрами европейской территории России. Формирование системы логистических центров за пределами Московской области (в Тверской, Владимирской, Тульской, Калужской областях).

    Зачем нужна дорога – денег и так много

    Конечно, мнения экспертов разделяются – одни говорят, что это ошибка, другие утверждают, что дорога нужна. Но вот какая и, главное, какой ценой?

    Строительство ЦКАД уже называют одним из самых «распильных» проектов Сергея Кельбаха. Кстати, кража денег, выделенных на ЦКАД, уже расследовалась компетентными органами. К примеру, Следственное управление ФСБ РФ ранее возбуждало уголовное дело о хищении около 9 млрд рублей, предназначавшихся именно для ЦКАД.

    Деньги были выплачены из Инвестиционного фонда России на разработку проектной документации ЦКАД. Однако в результате различных схем «неустановленные лица» похитили эти средства. Часть из них была обналичена.

    В свое время госкомпания, возглавляемая Сергеем Кельбахом, оспорила претензии ФАС к конкурсу на реконструкцию и содержание 76 километров ЦКАД. А столичный Арбитражный суд удовлетворил иск «Автодора» к ФАС об отмене решения службы, вынесенного по жалобе компании «Стройгазконсалтинг». Спор шел вокруг права реконструировать и содержать 76-километровый участок ЦКАД, стоимость контракта – 42,4 млрд руб.

    Тогда контракт получила компания АРКС, аффилированная со структурами Геннадия Тимченко. «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова, занявший на этом конкурсе второе место, пожаловался в ФАС на результаты конкурса. Бизнесмен представил данные, согласно которым сопоставление заявок было необъективным, а балл, выставленный компании, необоснованно низкий.

    «Стройгазконсалтинг», который строит первую секцию ЦКАД, получил на конкурсе на соседнюю пятую секцию низший балл по критерию «организационно-технические предложения». ФАС согласилась с претензиями. Ведь ценовое предложение «Стройгазконсалтинга» было ниже, чем у АРКС: 39,4 млрд против 42,2 млрд рублей.

    Но в итоге победу АРКС обеспечил критерий «Организационно-техническое предложение», для оценки которого баллы на свое усмотрение выставляют члены конкурсной комиссии. Получается, «завысить» количество баллов для АРКС было делом плевым. И как мы видим – коррупционная составляющая налицо, ведь «Стройгазконсалтинг» мог построить данный участок трассы на 2,8 млрд. руб. дешевле.

    СМИ писали, что истинной причиной лоббирования Кельбахом интересов Тимченко мог стать «распил» этих 2,8 млрд. руб. Похоже, что давление «Автодора» на ФАС связано именно с тем, что Тимченко и Кельбах уже могли договориться о «доле» после предполагаемого «освоения средств».

    И на этом «чудеса в решете» не заканчиваются. Различные источники описывают и другие забавные способы прокрутки средств выделенных на строительство трасы. Например Автодор вместо строительства ЦКАДа положил на счет в банке около 20 млрд. руб., проценты с которых идут на премии руководству. 20 из 39 миллиардов, упавших «Автодору» в 2015-м от ФНБ и Минтранса на строительство дороги не работали, упав на депозит в Газпромбанке. Зато по расчетам аудиторов, проценты на депозитах ГК «Автодор» и ООО «Кольцевые магистрали» (принадлежит ГК АРКС Геннадия Тимченко, строит 5-й участок ЦКАД) от размещения выделенных на ЦКАД средств уже превысили 2 млрд руб!

    Выходит, Автодор вместо строительства дорог шикует за бюджетный счет! Это оказалось ответом на вопрос: почему подрядчики строительства 1-го и 5-го участков ЦКАД практически не строят объекты. Они, переложив на депозиты авансы от ГК «Автодор» на стройку, распоряжаются процентными доходами с них. Хотя на подобные вещи есть запрет УФАС.

    Эффективность многомиллиардных авансов вызывает сомнения, они могли бы служить источником дополнительных доходов бюджета, заявляла председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Но чиновники заботятся не о казне… Автодор за 2015 году принял у «Кольцевых магистралей» лишь 5% утвержденных по плану работ (на 119 млн руб.)!

    По данным Центра исследований постиндустриального общества со ссылкой на Союз инженеров-сметчиков, средняя стоимость строительства одного километра автодороги в России, составляет порядка 13 млн долларов (а с учетом постоянного ослабления рубля – будет только расти), а в Китае – всего 2,9 млн. Дороже у нас строительство дорог, чем и в Германии, Польше и США.

    Коррупция в «Автодоре» это не просто распил, а настоящая угроза национальной безопасности, ведь каждый год на 100 тыс. россиян фиксируется 18,9 смертного случая на дороге. Это в два раза выше, чем в Европе.

    Что касается дороги, на которую обратил внимание даже глава государства, то ее еще нет, и когда будет – неизвестно. Зато по стоимости и уровню скандалов она уже бьет все рекорды. Наверное, как и большинство проектов «шоумена» платных дорог – Сергея Кельбаха и ведомой им госкомпании «Автодор».

    И подобные вещи будут происходить всегда – вне зависимости от важности проектов. Будет расти стоимость, срываться сроки сдачи… А ведь причина проблемы лежит на поверхности – нет правильного контроля, фактически отсутствует конкуренция. О том, как в нашей стране проводятся конкурсы – это вообще отдельная песня.

    А ведь будь надзор – не уходили бы непонятно куда миллиарды рублей бюджетных денег. Да и при наличии конкуренции не нужно было бы хвататься за голову в случае, когда тот или иной подрядчик не справился с задачей. Всегда можно найти, кому передать «эстафету».

    А злостных нарушителей господрядов стоило бы вообще внести в «черный список» и к заказам государственной важности на пушечный выстрел не подпускать. Не взирая на громкие имена, которые значатся в акционерах компаний. Дать дорогу тем, кто работает честно и открыто – показать, что у нас в стране можно зарабатывать, не только воруя.

    И это вопрос о том, в каком уголке дремлют, в том числе, и наши правоохранительные органы – Прокуратура, Следственный комитет? Это ведь по части господ Чайки и Бастрыкина сажать воров в тюрьму. А вместо этого у нас, как обычно – если где тупик – приходится лично разруливать президенту страны. Его ли дело заниматься какой-то стройкой, пусть и важной?

    Тем более, даже будучи недовольным тем, как идет строительство ЦКАД, на кого вот прямо сейчас глава государства может заменить «Автодор»? Только на… «Автодор». Потому крылатая фраза про «дураков и дороги» еще долго будет нашим национальным достоянием…

    Системные проблемы и недостаточно эффективное управление проектом привели к срыву сроков строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги.*

    На 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы на пусковых комплексах № 1, № 3 и № 5 ранее 4 квартала 2020 г., а на пусковом комплексе № 4 - ранее 2 квартала 2021 г.**

    «С 2015 года Счетная палата ежегодно проводит мониторинг строительства ЦКАД и не раз обращала внимание на низкие темпы выполнения работ. В январе 2018 года были приняты планы-графики ликвидации сложившегося отставания работ на пусковых комплексах № 1 и № 5. Однако они не выполнены. ГК «Автодор» уже направила предложения в Минтранс о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020 года. Таким образом, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019-2020 годы в размере 22,4 млрд рублей, Госкомпании не поступят», - заявил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, докладывая на Коллегии ведомства итоги проверки эффективности расходования средств, направленных на реализацию инвестиционного проекта по строительству ЦКАД.

    По мнению Счетной палаты, основные причины срыва сроков окончания работ – это низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков.

    Кроме того, количество рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах не соответствует проекту организации строительства и недостаточно для ликвидации отставания работ.

    На дату завершения проверки (декабрь 2018 г.) Госкомпания не провела корректировку проектно-сметной документации по изменению границ полосы отвода автодороги и переустройству коммуникаций. В результате из-за выхода конструкций за полосу отвода на пусковом комплексе № 1 невозможно начать строительство 8 надземных пешеходных переходов. Кроме того, проектно-сметной документацией не предусмотрено переустройство 79 инженерных коммуникаций. При этом без них невозможно приступить к строительству целого ряда участков автомобильной дороги и искусственных сооружений.

    Кроме того, Госкомпания не утвердила проектно-сметную документацию по отдельным локальным мероприятиям ЦКАД. Не заключены договоры на строительство 2 транспортных развязок, участка автомобильной дороги, а также на переустройство ряда инженерных сетей и изъятие отдельных земельных участков. Поэтому определить полную стоимость строительства ЦКАД в настоящее время невозможно.

    На 15 ноября 2018 г. внебюджетное финансирование составило только 14 млрд руб. Средства были направлены в 2018 г. на строительство пускового комплекса № 3 в рамках реализации концессионного соглашения и составляют 52,6% от предусмотренного на 2017-2018 гг. объема (26,6 млрд руб.). По остальным соглашениям средства инвесторов не привлечены. Сложившаяся ситуация свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и не соответствует принципам государственно-частного партнерства.

    В ходе проверки исполнения заключенных соглашений был установлен ряд нарушений, в том числе завышение стоимости принятых и оплаченных работ. Так, на первом и пятом пусковых комплексах Госкомпания внесла изменения в проекты строительства в части устройства земляного полотна и дорожной одежды без прохождения повторной госэкспертизы. При этом в результате указанных изменений стоимость работ увеличилась на 5,7 млрд руб. и 900 млн руб., соответственно.

    Проверка также выявила неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета. Так, в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса Автодор оплатил работы по переустройству коммуникаций на сумму 415 млн руб. Однако оплаченные работы остались не востребованы из-за изменения плана переустройства.

    Присутствующий на Коллегии первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов рассказал о том, что в настоящее время предпринимается для устранения отставания от графика. По его словам, в соответствии с поручением Президента в ноябре 2018 года был сформирован оперативный штаб. В еженедельном режиме, в том числе и в формате выездных совещаний, он осуществляет контроль за ходом строительства объектов ЦКАД. «Был утверждён единый график мероприятий, призванный ликвидировать отставания при строительстве первого пускового комплекса ЦКАД. Также сформированы механизмы реализации этого графика, на объектах увеличены материальные, технические и трудовые ресурсы. Исполнители и подрядные организации еженедельно отчитываются по единой форме, позволяющей объективно оценивать ход работ и необходимость привлечения дополнительной техники» , - пояснил Иннокентий Алафинов.

    Коллегия приняла решение направить: информационные письма Президенту Российской Федерации и в Минтранс России; представление - в ГК «Автодор»; обращение – в ФАС; отчет - в палаты Федерального Собрания, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет.

    Справочная информация:

    * Паспортом проекта ЦКАД предусмотрено завершение строительства на пусковых комплексах № 1 и № 5 в декабре 2018 года, на пусковых комплексах № 3 и № 4 в декабре 2019 года.

    ** пусковой комплекс №1 - от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-4 «Дон» до начала обхода г. Наро-Фоминска, протяженностью 49,5 км;

    пусковой комплекс №3 – от пересечения со строящейся скоростной автомобильной дорогой М-11 «Москва-Санкт-Петербург» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга» протяженностью 105,3 км;

    пусковой комплекс №4 – от пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-7 «Волга» до пересечения с автомобильной дорогой федерального значения М-4 «Дон» протяженностью 96,5 км;

    пусковой комплекс №5 – от начала обхода г. Наро-Фоминска до пересечения со строящейся скоростной автомобильной дорогой М-11 «Москва-Санкт-Петербург» протяженностью 87,7 км.