• Промышленный исход. Предприятия не спешат переезжать на окраины. Промышленные города России: список самых крупных промышленных центров страны Город промышленный центр

    Промышленный центр

    город, выделяющийся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности. Часто П. ц. одновременно выполняют также и транспортные функции. Профиль центров добывающей промышленности, как правило, более узок, чем центров обрабатывающей промышленности, поскольку производственная специализация первых обусловлена использованием ограниченного круга природных ресурсов. В СССР и др. социалистических странах П. ц. формируются в ходе территориального планирования развития производительных сил.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Смотреть что такое "Промышленный центр" в других словарях:

      промышленный центр - Населенный пункт, в котором промышленность служит главной градообразующей базой и основной отраслью специализации. Syn.: промышленный узел … Словарь по географии

      - (лат. centrum, от греч. kentron). 1) средоточие, средина круга, шара и проч. 2) политическая партия в Германии, в качестве протеста против дальнейшего развития германского союза во имя независимости церкви от государственной власти. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

      промышленный узел - Населенный пункт, в котором промышленность служит главной градообразующей базой и основной отраслью специализации. Syn.: промышленный центр … Словарь по географии

      центр роста - Промышленный центр или целый район, призванный дать импульс территориальному развитию в окружающем регионе, распространяя свое влияние от центра к периферии. Syn.: полюс роста … Словарь по географии

      Прил., употр. сравн. часто 1. Под промышленным сырьём понимаются природные материалы, используемые при производстве средств производства и предметов потребления. Стратегические запасы промышленного сырья залог будущего для экономики страны. 2.… … Толковый словарь Дмитриева

      А, м. 1. мат., физ. Точка пересечения каких л. осей, линий в фигуре, точка сосредоточения каких л. отношений в теле. Центр давления. Центр линзы. Центр окружности. Центр подобия. Центр симметрии. Центр эллипса. 2. Место, одинаково удаленное от… … Малый академический словарь

      центр - а, м. 1) (чего, только ед.) Середина, средняя часть чего л. Центр города. Находиться в центре площадки. Она [веранда] уже опустела. В углу допивала какая то компания, и в центре ее суетился знакомый конферансье в тюбетейке и с бокалом Абрау в… … Популярный словарь русского языка

      Территория с ярко выраженной индустриально производственной специализацией. П. р. в СССР и др. социалистических странах в планомерном порядке специализируется на тех отраслях, которые дают продукцию с наименьшими затратами средств… … Большая советская энциклопедия

      Промышленный район … Википедия

      Промышленный проезд Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

    Книги

    • Харьков. Путеводитель для туристов и экскурсантов , . X А PbKOBCKOE О-ВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ Введение Общия сведения о Харькове Харьков - крупный торговый и промышленный центр Харьковское зодчество. Врачебная помощь в г. Харькове. Приезд в…

    Москва, 6 декабря - «Вести. Экономика». Сервис OneTwoTrip for Business провел собственное исследование, на основе которого был составлен рейтинг самых популярных направлений для деловых поездок в России. Ниже представляем 10 крупнейших деловых центров России. 1. Москва

    Чаще всего сотрудники российских компаний отправляются в непродолжительные командировки: в 46% случаев им была забронирована гостиница на одну ночь, еще 23% заказов приходится на бронирования продолжительностью 2-3 ночи, 31% - на 4-7 ночей, отмечается в исследовании. 2. Санкт-Петербург

    Санкт-Петербург закономерно занял одно из лидирующих мест в рейтинге самых популярных городов для делового туризма. Деловые туристы существенно экономнее обычных: 51% командировочных останавливались в гостиницах уровня 3 звезды, а в 42% заказов стоимость их проживания за ночь не превышала 3000 рублей, указано в исследовании. 3. Екатеринбург

    Семь из десяти участников рейтинга - города-миллионники с развитой экономикой, большим количеством офисов крупных российских и международных компаний, города, имеющие экономические связи как с Москвой, так и с другими региональными центрами, отмечают авторы исследования. 4. Новосибирск

    Новосибирск - третий по численности населения город России. Административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; город является центром Новосибирской агломерации. Крупнейший торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр Сибири. 5. Нижний Новгород

    Нижний Новгород - важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа. Нижний Новгород - один из центров российских информационных технологий. В этой области представлены такие компании, как Intel, центр компетенций и разработок SAP, Mail.ru, Яндекс, Huawei, NetCracker, Orange Business Services, MERA Networks, МФИ Софт (ALOE Systems), Symphony Teleca и другие менее крупные компании (Auriga, Exigen Services, Tecom, Devetel, Capvidia, Five9, Datanaut, NKT, SoftDrom и др.). 6. Хабаровск

    Вторая часть участников - Хабаровск, Краснодар, Калининград - территории, развитию которых в последнее время уделяется повышенное внимание, что также стимулирует спрос на деловые поездки в эти города, отмечают авторы. Хабаровск - город в России, административный центр Дальневосточного федерального округа России и Хабаровского края. Один из крупнейших политических, образовательных и культурных центров Дальнего Востока России. 7. Самара

    Крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр. Основные отрасли промышленности: машиностроение, нефтепереработка и пищевая промышленность. Самара является крупным центром машиностроения и металлообработки, пищевой, а также космической и авиационной промышленности. В городе работают более 150 крупных и средних промышленных предприятий. 8. Калининград

    Калининград - второй по численности населения (первый - Санкт-Петербург) город Северо-Западного федерального округа, третий (после - Риги и Вильнюса) Прибалтики и седьмой среди городов побережья Балтийского моря. Калининград входит в шестёрку основных центров внутреннего миграционного притяжения в России за последние два десятилетия. Город является ядром быстрорастущей Калининградской агломерации с населением свыше 715 тыс. человек. 9. Краснодар

    Краснодар - крупный экономический и культурный центр Северного Кавказа и Южного федерального округа, центр историко-географической области Кубань. Краснодар - один из крупнейших экономических центров России. В промышленном комплексе города насчитывается более 130 крупных и средних предприятий, на которых работают около 120,5 тысяч человек или почти 30% всех занятых в экономике города. Основные направления - это приборостроение и металлообработка, производство строительных материалов, швейных и трикотажных, мебельных, табачных изделий, пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Поддерживаются эффективные деловые отношения с предприятиями США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии, Кипра. 10. Казань

    Казань - один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казань - один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России, лидирующий по инвестициям в основной капитал и строительству город Поволжья. Промышленную основу города составляют машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность. Среди крупнейших предприятий Казани выделяются масштабный химический комплекс Казаньоргсинтез, старейший в России Казанский пороховой завод и уникальный в России кластер сразу трёх предприятий авиационной промышленности - заводы самолётостроения КАПО (производитель крупнейшего в мире стратегического бомбардировщика Ту-160), вертолётостроения КВЗ и двигателестроения КМПО.

    Социально-экономические эффекты ВСМ 1 для общества

    Положительные эффекты от реализации проектов ВСМ не ограничиваются прямыми эффектами от развития национальной транспортной системы. Реализации проектов ВСМ также приведет к возникновению общих экономических эффектов ввиду положительного влияния на занятость, производительность труда и темпы регионального развития. Данные эффекты не учитываются при проведении стандартного расчета выгод для пользователей. Реализация проектов ВСМ предположительно приведет к возникновению следующих экономических эффектов:

    • Эффект агломерации;
    • Рост занятости населения;
    • Эффекты регионального развития;
    • Эффект от занятости в строительстве;
    • Увеличение инвестиционной привлекательности России с точки зрения прямых иностранных инвестиций;
    • Развитие туризма.

    Эффект агломерации

    Масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру, подобные инвестициям в строительство ВСМ, как правило, приводят к улучшению сообщения между административными центрами и периферийными районами, что приводит к централизации рынка труда и концентрации трудовых ресурсов. Известно, что существует тесная взаимосвязь между концентрацией трудовых ресурсов, уровнем производительности и последующим экономическим ростом, объясняемая следующими основными факторами:

    • Увеличение размера и глубины рынка труда. Больший выбор работников для работодателя и возможность снижения расходов на заработную плату за счет конкуренции между работниками;
    • Увеличение числа конкурентов и потенциальных контрагентов. Создание дополнительных стимулов для развития инноваций и повышения эффективности, развитие специализации в обслуживающих отраслях;
    • Огромные возможности для обмена связями и знаниями (например, в области научных исследований).

    Таким образом, ВСМ является важным фактором, способствующим укреплению рынков за счет улучшения доступа к финансовым, земельным и трудовым ресурсам, что ведет к увеличению производительности, положительным эффектам масштаба и росту региональной экономики.

    Данные выгоды дополняют прямые выгоды для пользователей ВСМ и, как правило, не учитываются при расчете обобщенных транспортных затрат (в силу того, что пользователи не осознают подобные последствия использования ВСМ).

    Комплексное исследование, проведенное Всемирным Банком в 2007 году, показало, что в середине 2000-х годов экономика многих отсталых регионов России демонстрировала более быстрые темпы роста, в то время как экономика некоторых богатых природными ресурсами регионов росла существенно медленнее. Статистический анализ поддерживает гипотезу о том, что экономическому росту в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах по сравнению с остальными частями страны способствует сильный эффект городских и региональных агломераций. Улучшение транспортной инфраструктуры, как ожидается, усилит рассматриваемый эффект для отсталых регионов страны, в том числе и расположенных вне зоны прохождения линий ВСМ.

    Рост занятости населения

    Спрос на транспортные услуги является производным спросом, то есть люди пользуются услугами транспорта только с целью удовлетворения другой потребности (например, проведение деловой встречи или поездка на работу). Следовательно, пассажиры осуществляют поездки только в том случае, если транспортные затраты не превышают выгод от деятельности в месте назначения. До введения в эксплуатацию ВСМ ряд экономических зон мог быть недоступным для многих работников и организаций, так как транспортные затраты (в денежном и временном выражении) являлись слишком высокими и превышали выгоды от деятельности в месте назначения.

    Ввод в эксплуатацию ВСМ сблизит зоны проживания трудовых ресурсов и зоны занятости путем снижения обобщенных транспортных затрат. Как следствие, ранее безработные станут участниками рынка труда, а также возрастет мобильность среди работающего населения, которое сможет работать в более отдаленных от места проживания зонах. Это будет способствовать повышению эффективности рынка труда и уровня экономической активности населения.

    Например, станет возможным строительство станции ВСМ на расстоянии 50-100 км от Москвы и создание поблизости от нее нового городского поселения, которое снизит напряженность на московском рынке жилья за счет увеличения предложения недвижимости. Пассажиры ВСМ будут доезжать от такого городского поселения до центра Москвы не более чем за 30 минут — быстрее, чем при поездке на автомобиле с окраин Москвы.

    В 1950-х годах недалеко от Лондона, вдоль основных железнодорожных магистралей, был построен ряд «новых городов». На сегодняшний день ежедневные поездки на работу из этих городов в столицу являются широко распространенным явлением. Запуск проекта HS1 в Великобритании включил в лондонский рынок труда те города, которые ранее считались чересчур удаленными от столицы для ежедневных поездок на работу.

    Эффект регионального развития

    Строительство ВСМ приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повышению трудовой мобильности населения и, как следствие, увеличению производительности труда. С другой стороны, строительство ВСМ также с высокой вероятностью приведет к повышению привлекательности ранее удаленных регионов, слабо включенных в экономическую активность административных центров, что приведет к их экономическому развитию и росту стоимости земли и недвижимости.

    Чистый эффект подобных процессов является неопределенным. Необходимо осуществление точного анализа в отношении того, снизится ли экономическая активность в основных экономических центрах, произойдет ли перераспределение спроса на жилую недвижимость на новые регионы, вовлекаемые в экономическую активность, каким будет соотношение положительных эффектов в зонах новой активности и возможных обратных эффектов в основных экономических центрах.

    Эффекты регионального развития могут быть очень существенными, и перед принятием какого-либо инвестиционного решения в отношении проектов ВСМ необходимо проведение более детального анализа.

    Примером может служить город Лилль на севере Франции, который находится на пересечении маршрутов ВСМ Лондон — Париж и Лондон — Брюссель. В прошлом этот город являлся угасающим промышленным и угледобывающим центром с высокими показателями безработицы. В результате строительства ВСМ Лилль к настоящему времени стал третьим по значимости торговым и финансовым центром Франции. Рост экономических выгод в данном городе с большой вероятностью привел к спаду экономики в других центрах. Тем не менее в подобной ситуации наиболее вероятно рациональное перераспределение экономической активности из наиболее экономически благополучных центров, таких как Париж, что также следует рассматривать в качестве положительного эффекта.

    Прямые иностранные инвестиции

    В России существует ряд городов, обладающих высокой привлекательностью для прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы зачастую предпочитают развивать бизнес именно в таких городах, а не в Москве и Санкт- Петербурге, где стоимость проживания и ведения бизнеса очень высока. Основным недостатком региональных городов, с точки зрения инвесторов, является ограниченное предложение молодых специалистов и руководителей высшего звена на рынке труда. Развитие ВСМ и сокращение времени поездки до 1-1,5 часов позволит региональным городам быть менее зависимыми от местного рынка труда и местных университетов и преодолеть этот барьер.

    Осуществление прямых иностранных инвестиций окажет существенное положительное воздействие на экономику РФ.

    Развитие туризма

    Туристическая отрасль в РФ характеризуется существенно более низкой степенью развития по сравнению с большинством европейских государств. Подобная ситуация связана с влиянием ряда факторов, включая исторически сложившуюся закрытость, сложный визовый режим и большие территориальные размеры страны, заставляющие туристов преодолевать огромные по европейским меркам расстояния.

    Проекты ВСМ соединят в единую систему значительное число городов, обладающих существенным потенциалом развития туристической отрасли и до сих пор слабо известных за пределами РФ (например, исторический центр Нижнего Новгорода). Соответственно, оператор ВСМ будет иметь значительные возможности по развитию туристических перевозок. В процессе настоящего анализа количественный потенциал развития туристической отрасли не рассматривался. Однако, следует отметить, что большинство зарубежных линий ВСМ уделяют значительное внимание этому сегменту рынка. Так, туристический поток в Малагу возрос на 25% после ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали.

    В соответствии с заявлениями представителей Правительства РФ визовый режим для въезда в РФ будет существенно упрощен в ходе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. В случае проведения активной маркетинговой компании по развитию туризма в РФ с использованием железных дорог, проведение спортивных мероприятий в рамках Чемпионата мира может привести к общему росту популярности отдыха в РФ.

    Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы общества:

    • Удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги в коридоре Москва-Санкт-Петербург;
    • Создание новых рабочих мест как на самой ВСМ, так и в смежных отраслях;
    • Повышение надежности транспортных пассажирских перевозок;
    • Экономия времени в пути на маршруте Москва-Санкт-Петербург;
    • Высвобождение транспортных мощностей на ОКТЖД.

    Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы бизнеса:

    • Возможности локализации технологий и производства;
    • Рост загрузки производственных мощностей промышленных предприятий;
    • Повышение квалификации российских строительных и проектных компаний, загрузка и модернизация производств для выпуска продукции, необходимой для строительства ВСЖМ 1 на уровне мировых стандартов;
    • Рост инвестиционной привлекательности регионов, прилегающих к магистрали.

    Под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются преимущества, присущие данной форме размещения.

    1. Высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность.
    2. Максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.

    Размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства на компактной территории приводит к сокращению территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30% по сравнению с их рассредоточенным размещением, на 3% уменьшается сметная стоимость строительства, на 25% - количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых объектов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.

    Крупнейшими промышленными агломерациями являются Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие промышленных агломераций, как и концентрации производства, может оказывать негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды, развитием социальной сферы.

    Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы расчлененных производственных структур территориально-производственных комплексов.

    Вырастая на основе последовательного комбинирования производства и создания узловых инфраструктурных объектов, промышленные узлы представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства. Отступление от принципа комплексности территориального развития, преобладание ведомственного подхода ведут к появлению нерациональных форм размещения, диспропорций в развитии между отраслями рыночной специализации, комплексообразующими отраслями и сферой услуг, снижают эффективность развития промышленного узла.

    Такие формы территориальной организации хозяйства получают развитие как в старопромышленных районах, например Железногорском, связанном с добычей и обогащением железных руд КМА, Чебоксарском, развитию которого способствовали Чебоксарская ГЭС, тракторный завод, химический комбинат с сопутствующими производствами, так и в районах нового освоения, например Саяногорском, формирующемся на базе электроэнергетики, вырабатываемой Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, и энергоемких производств.

    В отличие от промышленных узлов промышленные центры в большинстве своем имеют набор промышленных предприятий, не имеющих между собой технологических связей. Такое размещение снижает возможности развития кооперации, а следовательно, и эффективность роста промышленного центра. Примером выступают областные центры.

    Одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности на современном этапе является комбинирование производства: предприятия, образующие комбинат, имеют тесные технологические, экономические и организационные связи.

    Промышленные комбинаты располагают широкими возможностями глубокой переработки сырья и утилизации промышленных отходов, что не только повышает их эффективность, но и создает предпосылки для организации безотходного, технологически чистого производства, практически безвредного для окружающей среды. Комбинирование производства получило широкое распространение в тяжелой индустрии (металлургия, химическая, лесная) и в легкой промышленности (текстильная), пищевой.

    Значительный экономический эффект дают промышленные комбинаты, созданные на базе комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов и представленные предприятиями различных отраслей хозяйства (формирование газохимических комплексов, комбинирование предприятий черной и цветной металлургии с химическим производством и т.д.).

    Экономический эффект комбинирования образуется за счет экономии сырья, материалов, электроэнергии, тепла, снижения капитальных затрат и удешевления продукции. Создание комбинатов по сравнению с размещением отдельных предприятий обеспечивает сокращение капитальных вложений до 30-35% и снижение себестоимости выпускаемой продукции на 20-25%.

    Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности - государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и новых форм промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала как федерального, так и регионального.

    В состав холдинга могут входит совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставной капитал головного предприятия (холдинга), который становится акционерной компанией, преимущественно открытого типа.

    Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходит слияние предприятий и совместное инвестирование производства, что позволяет увеличить выпуск продукции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприятий. ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьевых добывающих отраслей, преимущественно в районах европейского Севера и Сибири. Примером создания холдинговой компании является "ЛУКойл". Холдинг представляет новую форму системы управления и региональной интеграции промышленности.

    Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих объектов.

    Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания новой системы инвестирования промышленности, что привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы (ФПГ).

    Основная функция их создания - технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. Первой зарегистрированной в 1993 г. финансово-промышленной группой была группа "Уральские заводы".

    В системе ФПГ интегрируются финансовые, производственные и коммерческие структуры, при этом сохраняется юридическая самостоятельность каждого из участников группы.

    ФПГ отличается достаточно разносторонним развитием и охватывают более 100 направлений деятельности. Наиболее крупные ее направления - это автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.

    В 1993-1996 гг. были зарегистрированы 45 финансово-промышленных групп, в состав которых на добровольной основе вошли более 700 предприятий, организаций и финансово-кредитных учреждений с общей численностью занятых около 3 млн чел. В составе ФПГ зарегистрированы такие крупные промышленные предприятия, как АО "Магнитогорский металлургический комбинат", "Западно-Сибирский металлургический комбинат", АО "НОСТА" (Орско-Халиловский металлургический комбинат), АО "АвтоВАЗ", "КамАЗ", а также финансовые организации "Менатеп", "Инкомбанк", "Промстройбанк", "Автобанк" и др. Среди финансово-промышленных групп по своим объемам и численности персонала выделяются такие, как "Русхим", "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Восточно-Сибирская группа".

    Большинство финансово-промышленных групп включает в состав своих участников организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы. Так, ФПГ "Объединенная промышленно-строительная компания" включает предприятия легкой и пищевой промышленности: АО "Сафьян" и АО "Рязаньрыбпром".

    Создание ФПГ представляет одно из важных направлений вывода оборонного комплекса из глубокого кризиса. В настоящее время в оборонной промышленности зарегистрированы четыре ФПГ – "Уральские заводы", "Скоростной флот", "Сокол" и "Сибирь". В ближайшие годы предполагается создание еще 30 аналогичных объединений.

    Создание новых форм промышленной организации хозяйства способствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной на мировом рынке продукции и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.

    В советский период промышленные города возникали, как правило, на базе планомерно развивающейся индустрии. Так, в свое время быстро развивались Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Липецк на основе металлургии, Харьков, Челябинск, Минск на базе тракторостроения, Березники, Соликамск на базе химии. Возникли многие новые города, в том числе на основе развития химической промышленности (Нижнекамск, Навои, Тобольск), автомобилестроения (Тольятти, Жодино, Набережные Челны), металлургии (Новолипецк, Костомукша, Старый Оскол), нефтедобывающей промышленности (Тюмень, Сургут, Нижневартовск), гидроэнергетики, алюминиевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности (Братск, Усть-Илимск). На базе атомной энергетики возникли новые города вблизи Костромы, Смоленска, на Южном Буге и др. Основными градообразующими объектами становились крупные предприятия черной и цветной металлургии, химии, энергетики, машиностроения, лесопромышленные комплексы и т. п.

    Промышленные города часто возникают на базе:

    • одного предприятия или производства;
    • промышленного комплекса предприятий одной ведущей отрасли, где ведущее предприятие дополняется сопутствующими;
    • нескольких производственных комплексов различных отраслей, непосредственно не связанных между собой.

    При проектировании города всегда предусматривают возможность его развития, так как возникший город сам по себе служит местом притяжения других производств. Стало обычным явление, когда в городе с предприятием, где преобладает мужской труд (металлургия, химия), размещают производства легкой и пищевой промышленности, приборостроения и т. п., на которых преимущественно работают женщины.

    Так же в советский период возникли города - научные центры с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и экспериментально-опытными производствами. В числе таких городов приобрели известность Новосибирский академгородок, подмосковные города Пущино, Красная Пахра, Дубна, Черноголовка и др.

    В промышленных городах до 80% работающих занято в градообразующих отраслях промышленности.

    Во многих городах наряду с предприятиями I и II класса по санитарной характеристике размещается и относительно безвредная промышленность, требующая большого числа квалифицированных кадров. К ним относятся машиностроительные и приборостроительные заводы, часовые заводы и предприятия станкоинструментальной, текстильной и легкой промышленности и т. п.

    С возникновением градообразующей промышленности и ростом на этой основе самого города создается сопутствующая или, как принято называть, обслуживающая промышленность. К ней относятся предприятия легкой, пищевой и мясомолочной промышленности, холодильники, продовольственные и промтоварные склады, учреждения торговли, коммунального и бытового обслуживания, городского транспорта и др. Такие предприятия тесно связаны с селитебной частью города. Примеры размещения промышленных предприятий показаны на рис. 2 .

    Рис 2. Примеры размещения промышленных предприятий в городе: а - промышленная зона расположена вдоль железнодорожной магистрали, проходящей через центр города, б - предприятия расположены вдоль железнодорожной магистрали, проходящей по окраине города, и занимают в нем центральное положение: в - предприятия расположены вдоль реки и железнодорожной магистрали; г - предприятия сосредоточены в двух крупных промышленных зонах города; д - предприятия рассредоточены по территории города; е - предприятия сосредоточены в трех крупных зонах вдоль железнодорожных магистралей; ж - предприятия расположены в центральной части города и образуют несколько промышленных узлов; и - предприятия сосредоточены в одном промышленном узде на окраине города вдоль железнодорожной магистрали

    При размещении предприятий необходима их градостроительная дифференциация. Только на такой основе можно достигнуть гармоничного включения промышленности в организм города. По такому принципу в Советском Союзе реализовывался Генеральный план Москвы, в котором, в частности, был заложен принцип создания восьми планировочных зон города. Согласно этому плану, жилые районы и места приложения труда населения столицы распределены равномерно, что способствует приближению жилья к местам приложения труда.

    Однако в современном градостроительстве имеется много сложных и трудно поддающихся решению функционально-технических, социальных, экономических, транспортных, архитектурно-эстетических и других проблем. Почти все они тесно связаны с развитием промышленности.

    Характерная особенность современного градостроительства, развивающегося в условиях научно-технического прогресса, - интенсивность осуществления намеченных замыслов.Например, в ряде вновь создаваемых городов первоначальная численность населения намечалась 80-100 тыс. жителей. Однако многие из этих городов уже в процессе строительства первых промышленных предприятий росли на базе расширения индустриальной основы смежных или новых отраслей промышленности быстрее, чем было определено плановыми показателями.