• Первая деревянная церковь спасская город минусинск. Спасский собор в минусинске. Восточенская Екатерининская церковь

    В один из визитов на юг Красноярского края для проведения культурно-массовых мероприятий посетили город Минусинск. В числе прочего осмотрели и сфотографировали первый каменный храм города Минусинска.

    Кирпичный собор Спаса Нерукотворного Образа в Минусинске был возведен в 1803-1814 гг. вместо деревянной церкви, построенной здесь в 1781 г. Он находится в центре исторической части современного Минусинска.

    Строительство кирпичного здания велось артелью, возглавляемой каменных дел мастером Степаном Иосифовичем Дудиным, по его собственному проекту. Первоначально храм состоял из четверика холодной церкви, перекрытого купольной кровлей с главкой, трапезной с южным Покровским приделом и колокольни. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с приделом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 г. Каменная богадельня (приют для бедных и инвалидов) рядом с храмом была построена на средства минусинского крестьянина Федота Кузьмича Самкова.

    В 1853 г. на средства купца Масленникова (более 11 тыс. рублей серебром) с левой стороны пристроили придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Придел был освящен 7 мая 1854 г., и минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 г. церковь была переименована в соборную.

    В начале 1900-х гг. известный красноярский архитектор А. А. Фольбаум (по другим источникам - В. А. Соколовский) перестроил собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов - над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку. К настоящему времени сохранились колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем).

    В начале 1930-х гг. служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 г. были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

    Благодаря участию священников и прихожан храма в 1943 г. собору были возвращены ценности, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в Минусинске. В 1989 г. на звонницу собора подняли восемь колоколов весом от 45 до 320 кг.

    В настоящее время Спасский собор является главным храмом Минусинского благочиния. С 1995 г. здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.

    Адрес: 662800, г. Минусинск, ул. Комсомольская, 10.

    Конец XVIII века на территории Приенисейского края был отмечен значительным увеличением масштабов каменного строительства и расширением его географии. В этот период времени из кирпича, получавшего все большее распространение в технике возведения зданий, строились преимущественно православные церкви. В 1790-х годах этот процесс затронул сельские населенные места юга края, где началась постепенная замена ветхих деревянных церквей каменными постройками. В 1791 году в селе Шушенском была заложена Петропавловская церковь, через год - Спасская церковь в селе Курагино. С 1797 года началось строительство Вознесенской церкви в Абаканском остроге, с 1800 года строительство Казанской церкви в селе Тесь. К числу новых каменных церквей южных районов края относится и Спасская церковь в селе Минусинском, возникшем в 1739-1740 годах, как поселение при Луказском казенном медеплавильном заводе. (илл.1-фрагмент карты Енисейской губернии 1830-х гг)

    Как сообщает «Краткое описание приходов Енисейской епархии» приход в «деревне Минусинской», заселенной преимущественно выходцами из Надпороженской слободы, был открыт в 1779 году (1). Богослужение осуществлялось в выстроенной в 1780 году деревянной однопрестольной Спасской церкви. Разрешение на ее закладку было выдано 21 декабря 1779 года архиепископом Тобольским и Сибирским Варлаамом. Закладка здания церкви была осуществлена 13 сентября 1780 года. Освящение престола этой церкви состоялось 16 января 1781 года по грамоте, выданной из Тобольска 29 сентября 1780 года. (2) Сохранившаяся опись церкви за 1803 год содержит некоторые сведения о размерах и внутреннем убранстве этой постройки. Вытянутое вдоль продольной оси здание имело длину десять с половиной саженей и ширину (в храмовой части) - три сажени и два аршина. Высота храмовой части здания с крестом составляла десять саженей (21.3 м.), а колокольни также с крестом, на которой находилось шесть колоколов, - одиннадцать саженей (23.4 м.) Два креста на колокольне и храме были вырезаны из дерева. (3) Об иконостасе деревянной Спасской церкви, украшавшем ее интерьер, указанная опись 1803 года сообщает: «иконостас столярной работы с малой резьбою, крашенный лазоревой краской, столбы и карниз позолочены, в нем царские врата резные в верхе евангелистов образ благовещения, резные вызолочены, на облаках завеса тафтяная двоелишнаго цвету, крест на ней…серебряный, пономарские двери южная и северная с изображением архидьяконов Лаврентия и Евпла ». (4). Графические изображения минусинской деревянной церкви, позволяющие раскрыть особенности ее архитектурного облика, нам не известны.

    К концу XVIII века Спасская церковь в селе Минусинском сильно обветшала и требовала замены. В 1796г. жителями села Минусинского был «учинен согласно приговор » о постройке вместо ветхой деревянной вновь Спасской каменной церкви с приделом. Для этих целей были собраны более тысяч рублей (5) Из «доношения» минусинского дъячка Михаила Токарева, датированного 31 марта 1801 года, следует, что в начале этого года прихожане обратились к тобольскому архиепископу Варлааму с ходатайством о строительстве каменного храма. В своем «доношении » М.Токарев сообщал: «Желают оне вместо приходящей в обветшание деревянной построить вновь каменную Спасскую церковь с приделом Покрова Пресвятые Богородицы ». Стремление прихожан, несмотря на очевидную дороговизну, воздвигнуть новый храм из кирпича, было обусловлено не только соображениями долговечности и пожарной безопасности будущего здания, но и, видимо, правительственными установками о запрете строительства деревянных церквей. Еще в 1775 году тобольский губернатор Д.И.Чичерин отмечал, что «в силу высочайших повелений деревянных церквей строить не велено ». (6) Указом же императора Павла I от 24 декабря 1800 года прямо предписывалось следующее: «Вместо погоревших или обветшавших деревянные церкви не строили бы, но строили бы везде каменные » (7) Разрешение архиепископа Варлаама на закладку каменной церкви последовало 6 мая 1801 года в адрес заказчика - красноярского протоиерея Алексея Алексеева. Закладка же самой церкви была осуществлена лишь 12 сентября 1803 года. (8) Возведение стен каменной Спасской церкви с теплым приделом Покрова богородицы началось, вероятно, весной 1804 года. Первыми строителями церкви, избранными прихожанами, стали дьяк Токарев М.И. и крестьянин Солдатов Е.И.

    Для ведения работ выборными лицами прихожан была в 1803 году подряжена строительная артель, состав которой до настоящего времени оставался не известным. Обнаруженный нами в фондах красноярского краевого архива ряд документов о церковных подрядах того времени позволил установить имя руководителя этой артели. Им был опытный енисейский мастер Степан Осипович Дудин (9). Впервые его имя встречается нам в ведомости мастеровых г.Енисейска за 1792 г., в которой он был показан учеником каменщиком. (10) Известно, что в 1794 году он вместе с братом Семеном проживал в приходе енисейского Богоявленского собора в доме отца - цехового Иосифа Степановича Дудина (11) К моменту заключения подряда на сооружение минусинской Спасской церкви за плечами С.О.Дудина был богатый опыт подрядных работ, выполненных артелями мастеровых под его началом на строительстве храмов в селе Арейском (1798-1801г.) и в селе Есаульском (1796-1803гг.) под Красноярском. Вместе с Дудиным С.О. в строительстве минусинской Спасской церкви мог принимать участие его постоянный товарищ по артели - енисейский мещанин Матвей Кононович Лютых, происходивший из семьи штатных служителей енисейского Спасского монастыря. Имя этого опытного каменщика также содержится в указанной ведомости мастеровых Енисейска 1792 года. Согласно данным исповедных росписей в 1791 году он проживал в приходе енисейской Троицкой церкви с братом Яковом в доме своего отца - монастырского служителя Конона Дементьевича Лютых (12)

    Из документов церковного архива следует, что восьмого июня 1813 года был освящен южный придельный храм Покрова богородицы. Освящение главного холодного храма церкви состоялось одиннадцатого октября 1814 года, после завершения отделки и оборудования его интерьера. (13) Из описания минусинской Спасской церкви за 1828 год становится известно, что в 1819 году в юго-западном углу церковной ограды на средства минусинского крестьянина Федора Сомова был возведен каменный одноэтажный объем богадельни. (14) Согласно статистическим сведениям о Спасской церкви за 1833 год эта богадельня была рассчитана на размещение пятнадцати человек. (15) Прежняя деревянная церковь села Минусинского после освящения новой каменной Спасской церкви была согласно установленному порядку разобрана. Эта постройка наряду с прочими ветхими деревянными церквями, которые «ветхостью своею угрожают опасностью » упоминалась в донесении, направленном в ноябре 1814 года в Тобольск красноярским духовным правлением. После разборки деревянной церкви ее конструкции, вероятнее всего, были использованы в соответствие с синодальным указом от 9 октября 1742 года, который предписывал церковным заказчикам: «лес, ежели угоден явится, употреблять в строении новой церкви, а прочее ветхое употреблять же в церковное топление или на печение просфор и другим никому ни на что того церковного леса не растощать ». (16) Здание каменной Спасской церкви вместе с богадельней и кирпичной оградой показано на проектном плане уездного города Минусинска, составленном прапорщиком строительного отряда путей сообщения К.Мусиным-Пушкиным, и высочайше одобренном 22 декабря 1844 года. На этом генеральном плане Спасская церковь располагается в западной части села Минусинского в излучине речки Минусы на территории обширной Гостинодворской площади. Своим западным фасадом церковь была обращена на русло Енисейской протоки и улицу Большую - часть трактовой дороги, проходившей через село, служа торжественным архитектурным оформлением въезда в его центральную часть.

    В таком виде здание Спасской церкви с южным придельным храмом Покрова богородицы просуществовало до середины XIX века. (илл.2 - план церкви 1814г. Графическая реконструкция, илл. 3. Южный фасад церкви Графическая реконструкция) К концу 1840-х годов возросшая численность населения Минусинска настоятельно требовала увеличения вместительности приходской церкви. На это обстоятельство прямо указывает одна из клировых ведомостей церкви за 1848 год, сообщающая, что здание «по тесноте требует распространения » (17) В этой связи в 1853-1854 годах по дозволению томского епископа Афанасия на средства минусинского купца третьей гильдии И.Т.Масленникова к северному фасаду здания был пристроен придельный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В январе 1854 года минусинский благочинный священник Г.Бенедиктов докладывал в духовное правление о том, что «каменный придел при градо-минусинской церкви во имя святителя и чудотворца Николая окончен постройкою с новым иконостасом ». (18) Освящение нового теплого придела состоялось 7 мая 1854 года. В ходе возведения этого придельного храма в северной стене церковной трапезы была пробита арка, пространственно соединившая их помещения. В месте примыкания алтарной апсиды северного придела была заложена крайняя к западу оконная ось четверика холодного храма. Предположительно автором проекта реконструкции минусинской Спасской церкви мог быть енисейский губернский архитектор Я.И.Алфеев. Известно, что в августе 1852 года он был откомандирован в Минусинск и привлекался к освидетельствованию только что выстроенной в Шадатском (Каратузском) форпосте каменной Петропавловской церкви. (19) Возможно, именно в этот период времени им по просьбе минусинцев и было обследовано здание Спасской церкви для последующего составления «плана и фасада » придельного храма. По некоторым сведениям в это же время в северо-западной части здания был возведен небольшой одноэтажный объем для размещения кладовой и сторожевской, удлинивший фасад северного придела на две оконные оси. В сентябре 1858 года в связи с переименованием волостного села Минусинского в город Спасская церковь получила статус соборной.

    Сохранившаяся в фондах минусинского архива опись имущества, датированная девятым мая 1860 года, дает довольно подробное представление о размерах и архитектурном облике Спасской церкви этого времени. Длина здания от «горнего места до западных врат » составляла тринадцать саженей (более двадцати семи метров). Ширина храмового четверика равнялась трем саженям и одному с одной третью аршину (более семи метров). Ширина трапезной вместе с двумя придельными храмами была равной восьми саженям и одному с четвертью аршину (около восемнадцати метров). Далее указанная опись сообщает: «Для входа в теплую церковь дверей с западной стороны две: 1 - вводящая в паперть, створчатая, простой работы с навесным замком. 2 - из паперти в церковь, простой работы с наружным замком. Для входа в холодную церковь с западной стороны одна дверь, в арке - столярной работы, со стеклами, с южной и северной стороны по одной двери, из которых каждая с двойными створчатыми половинками. Из них наружные простой работы, внутренние столярной ». (20) Согласно описанию пространство холодного храма освещалось арочными оконными проемами, расположенными в два яруса на северном и южном фасадах четверика. Во втором ярусе окон находилось по три проема, а в первом, из-за примыкания алтарей боковых теплых приделов по одному (на крайних к востоку осях). Кроме указанных проемов эффектному освещению интерьера холодного храма способствовали небольшие овальные (стоячий овал) окна-люкарны в фигурных щипцах, поднимавшихся над каждой гранью храмового четверика. В полукруглой алтарной апсиде главного храма находилось три оконных проема. Южный придельный храм Покрова богородицы имел пять оконных проемов, два из которых располагались в алтаре. Придельный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского (включая примыкавший к его западному фасаду объем пристройки) освещался с севера пятью оконными проемами, два из которых находились в западной пристройке. Алтарь северного придела освещался двумя проемами. Окна холодного храма имели одинарные рамы, а окна теплых приделов - двойные. Все окна нижнего яруса здания были забраны металлическими решетками. Полы в холодном храме и южном приделе были каменными, а в северном приделе - деревянными. Фасады церкви были выбелены. Вся церковь была покрыта листовым железом, окрашенным масляной краской в зеленый цвет. Главы были выполнены из дерева и обиты «белой жестью». Железные кресты были вызолочены «двойным золотом». (21)

    Здание минусинской Спасской церкви вместе с богадельней изображено на городском плане 1868 года, хранящемся ныне в фондах Минусинского государственного архива. (22) (Илл.4- план города 1868г.). В это время комплекс Спасской церкви занимал северо-западную часть обширного пространства Гостинодворской площади. С юга к участку Спасской церкви примыкали два протяженных ряда деревянных торговых лавок, предполагавшихся городским планом к сносу. С запада в линии застройки проходившей здесь улицы находилось здание словесного суда. Фотоснимок 1886 года, запечатлевший Спасскую церковь в окружающей городской застройке, донес до нас архитектурный облик здания до его изменения после реконструкции в начале 20 века. (илл.5-снимок 1886г.) Это же состояние Спасской церкви зафиксировал рисунок Д.Фроста в книге Д.Кеннана «Сибирь и ссылка», изданной в Нью-Йорке в 1891 году. (23) Судя по этому рисунку, в это время стены Спасской церкви имели контрастную расцветку: на фоне окрашенных поверхностей фасадов белым цветом выделялись детали декоративного убранства. Комплекс Спасской церкви был окружен деревянной решетчатой оградой на кирпичных столбах. Имеющийся в наших руках фотоснимок минусинской Спасской церкви конца XIX века представляет возможность более детального рассмотрения первоначального (с изменениями 1850-х гг.) архитектурного облика здания. (илл.6-фото конца 19в.) Объемная композиция Спасской церкви, изначально включавшая в себя расположенные на одной оси одноглавый храм с полукруглой алтарной апсидой, трапезную с южным приделом и ярусную колокольню, принадлежала к сложившемуся в XVIII веке в храмостроительной практике Центральной Сибири типу русской трапезной церкви. Ядром архитектурных масс Спасской церкви был бесстолпный четверик собственно храма, покрытый высоким сложной формы восьмигранным куполом, над которым возвышался восьмигранный барабан храмовой главы. Первоначально все фасады вертикально вытянутого храмового четверика Спасской церкви завершались высокими щипцами по-барочному вычурно-изогнутой формы, игравшими исключительно важную роль в обогащении силуэта постройки. Ребра установленного на восьмигранной трибуне барабана храмовой главы были оформлены вертикальными волютами, а сам барабан имел купольное покрытие колоколообразной формы. На боковых фасадах храмового четверика оконные проемы, как указывалось выше, располагались в два яруса. Выше окон «второго света» в щипцах находились овальные проемы-люкарны. Обрамление окон четверика рамочными профилированными наличниками простой прямоугольной формы выделяет минусинскую церковь среди других памятников «енисейского круга» рубежа XVIII-XIX веков. Такая форма оконных наличников в совокупности с прямыми сандриками и сандриком треугольной формы над центральным окном «второго света» храмового четверика явственно указывает на растворение приенисейских декорационных традиций во все более усиливающихся влияниях архитектуры классицистического направления. Особенно наглядно это заметно при сравнении с формами оконных обрамлений храмов в селах Арейском (1798-1801г.) и Есаульском (1796-1803гг.) под Красноярском, выстроенных, как указывалось выше, зодчим Дудиным С.О., не задолго до возведения минусинской церкви. Такими же наличниками в виде прямоугольной профилированной рамы были обрамлены все оконные проемы алтарных апсид, боковых приделов и поздних западных пристроек минусинской церкви. Углы объема ее храмового четверика были оформлены широкими плоскими лопатками, лишенными в их верхней части каких-либо украшений. В отличие от них, судя по фотоснимку, лопатки стен западного фасада церкви получили фигурные филенки с размещенными над ними стилизованными изображениями императорской короны. Возможно такими же изображениями изначально были украшены все лопатки стен нижнего яруса здания.

    Слегка смещенная к северу от продольной оси здания колокольня Спасской церкви имела традиционное для приенисейских храмов последней четверти XVIII века объемное построение. На низкое четырехгранное основание был водружен высокий двухъярусный восьмигранный столп, в верхней части которого находился «звон» с восемью пролетами. Объем колокольни имел ступенчатое купольное покрытие, повторявшее форму купола храмового четверика. В отличие от шпилеобразных завершений колоколен многих приенисейских церквей конца XVIII века колокольня минусинской Спасской церкви увенчивалась, судя по фотоснимкам, стройным восьмигранным барабаном с вертикальными волютами и колоколообразным куполком.

    Первоначальная объемно-планировочная композиция минусинской Спасской церкви принадлежала к большому кругу построек Западной и Центральной Сибири, возведенных в последней четверти XVIII века в стилистике елизаветинского барокко, и восходивших к своему первообразу - церкви Воскресения (1759-1776гг.) на нижнем Базаре в Тобольске. Среди наиболее ранних аналогов тобольского образца, появившихся на территории Приенисейского края, следует назвать Вознесенский летний храм на втором этаже енисейской Преображенской церкви, выстроенный в 1779-1785гг. Этим храмом не исчерпывался ряд обращенных к тобольскому первоисточнику приенисейских построек последней четверти XVIII века. К их числу следует отнести Богоявленскую церковь (1794-1804гг.) в селе Тасееве на реке Усолке канской округи, Спасскую церковь (1796-1803гг.) в селе Есаульском и Троицкую церковь (1798-1817гг.) в селе Арейском под Красноярском, Вознесенскую церковь (1797-1817гг.) в Абаканском остроге, Успенскую церковь (1798-1832гг.) в селе Верхнеимбатском туруханской округи. В отличие от указанных построек, характерных вариативным воспроизведением сложной пятиглавой композиции храмового завершения тобольского образца, Спасскую церковь в селе Минусинском можно отнести к упрощенному варианту (с одним этажом и в одноглавом исполнении завершения храмовой части) этого архитектурного произведения. Однако отступления от первоисточника, обусловленные вероятнее всего соображениями экономического порядка, с лихвой компенсировались в минусинской церкви стремительным вертикализмом и особой гармонией соотношения архитектурных масс храмовой части и колокольни. Необычная стройность колокольни Спасской церкви обеспечивалась удачно найденными соотношениями высоты ее восьмигранного столпа и купольного венчания. Вертикальный размер колоколенного объема (от карниза нижнего яруса до подкупольного карниза) был равен высоте венчающих элементов колокольни (от подкупольного карниза до подкрестного «яблока» главы). Высота же храмового венчания (с учетом купола) почти в полтора раза превышала вертикальный размер храмового четверика. По выразительности своего первоначального силуэта, стремительному взлету архитектурных масс, минусинская Спасская церковь сближалась не только с лучшими сибирскими барочными образцами второй половины XVIII века, но и с известными архитектурными произведениями в духе «растреллиевской школы» европейской части России. Вместе с тем, при всей близости к общесибирской барочной архитектурной традиции (так называемого «тобольского барокко»), сложившейся во второй половине XVIII века, благодаря совместной деятельности столичных архитекторов, представителей сибирского геодезического корпуса и мастеров-тобольчан, Спасская церковь в Минусинске обладала также рядом черт, характерных для построек «енисейского круга». В образном строе минусинской церкви хорошо заметно следование устоявшимся в среде енисейских зодчих приемам организации композиции фасадов храмовых четвериков, никогда не имевших промежуточных вертикальных членений с правдиво выявленной этажностью объема. В ее экстерьере отсутствуют ордерные элементы, игравшие важную роль в оформлении фасадов барочных храмов других сибирских центров каменного дела. Как и в большинстве церковных построек Центральной Сибири XVIII века, возведенных енисейскими уставщиками, алтарная апсида минусинской церкви получила архаичную полукруглую форму, уже давно почти исчезнувшую из храмостроительной практики тобольской и иркутской архитектурных школ. К числу излюбленных архитектурных предпочтений, распространенных в произведениях енисейских зодчих последней четверти XVIII века, относится эффектная форма подглавных барабанов в венчаниях храма и колокольни минусинской Спасской церкви. Среди представителей сибирского цеха мастеров каменных дел, пожалуй, лишь енисейцы были наиболее последовательными приверженцами использования этой формы и изобретательными в ее трактовке.

    Конструктивный переход от четверикового объема храма к восьмигранному кирпичному своду минусинской Спасской церкви обеспечивается одноярусными полукруглыми арками, перекинутыми между стенами четверика. Аналогию этому приему мы находим в конструкциях сохранившейся Богоявленской церкви (1808-1825гг.) в селе Подсосенском Назаровского района Красноярского края - еще одном сохранившемся произведении артели енисейского мастера Дудина С.О. Традиционно высокий для построек «енисейского круга» кирпичный свод храмового четверика минусинской церкви не имел светового отверстия в месте стыка граней.

    В начале мая 1901 года в Енисейской духовной консистории было рассмотрено предложение причта Спасского собора о необходимости очередного расширения здания ввиду его «маловмещаемости ». В своем указе благочинному протоиерею Феодосию Токареву консистория постановила «Разрешить перестройку обоих приделов Собора по проекту, утвержденному строительным отделением, с употреблением на перестройку церковных сумм, означенных в смете ». При этом причту и церковному старосте предписывалось образовать из трех достойных прихожан специальный комитет по надзору за предстоящей реконструкцией Спасского собора.(24) В состав этого комитета были избраны минусинские жители: мещане Аристарх Филиппович Персиков и Алексей Андреевич Егонский, а также купец Иван Федорович Занин. В конце мая 1901 года гласные минусинской Городской думы единогласно одобрили проект перестройки собора, согласившись с увеличением здания не только в длину, но и в ширину.(25)

    В архивных документах 1900-х годов содержатся сведения о двух проектах переустройства минусинского Спасского собора. Об обстоятельствах разработки и авторе первого из них нам ничего не известно. Второй проект был выполнен енисейским губернским архитектором Александром Александровичем Фольбаумом, имевшим значительную частную проектную практику. На это прямо указывают документы архива. (26) В конце июля 1901 года Фольбаум А.А. направил причту Спасского собора проектные чертежи реконструкции здания для последующего представления их в губернский строительный комитет. Вместе с чертежами собора Фольбаум А.А. представил причту особую записку, в которой рекомендовал привлечь к работам по переустройству Спасского собора опытных подрядчиков - каменщиков Серых и Фомина, отличившихся ранее при строительстве каменной Пророко-Ильинской церкви в селе Каптыревском минусинского уезда, а также пристроек к дому купца Гадалова и зданию женской гимназии в Красноярске. Этот проект расширения Спасского собора был утвержден в губернском строительном комитете 19 сентября 1901 года со сметой в 13 448 рублей и 71 копейку.

    В конце октября 1901 года причтом минусинского Спасского собора в Абаканское, Курагинское, Идринское и Шушенское волостные правления, а также в Минусинское городское правление были разосланы уведомления о предстоящих торгах на перестройку здания. Лицам, желающим взяться за работу, предлагалось прибыть на торги «с предоставлением в обеспечение подряда наличных денег, или узаконенного ручательства в размерах третьей части подряда ». (27) В результате состоявшихся в ноябре 1901 года торгов подряд был отдан артели мастеровых под началом минусинского мещанина С.Чернова. В ее состав входили штукатур Ф.Фролов, кузнец Кузнецов и столяр Зиеринг. Поставками леса занимался Кузьмин, а железа мещанин Персиков А.Ф. (28)

    Основные работы по реконструкции здания Спасского собора, осуществлявшиеся быстрыми темпами, были завершены к середине октября 1902 года. В ходе работ были, видимо, полностью разобраны объемы боковых приделов, а также алтарная апсида холодного храма. В восточной, северной и южной стенах храмового четверика Спасского собора были пробиты широкие арки, а у северного и южного фасадов здания были возведены новые придельные храмы. Их алтарные апсиды были выдвинуты к востоку и примкнули к новой апсиде главного храма. (илл.7-план церкви 1902г.) Стены средних частей новых приделов были подняты до уровня карниза храмового четверика Спасского собора, образовав с ним крупный поперечно ориентированный объем. В завершении северного и южного фасадов этого объема были установлены фигурные щипцы, повторившие форму первоначальных щипцов четверика холодного храма. У западного фасада соборной колокольни была возведена одноэтажная пристройка с главным входом, акцентированным треугольным фронтоном с главой на восьмигранном барабане. Характер произошедших изменений объемной композиции Спасского собора хорошо виден на одной из фотографий здания, выполненных до оштукатуривания его новых архитектурных элементов. (илл.8-фото 1902г .) В акте, составленном архитектором Фольбаумом А.А. 18 октября 1902 г., отмечалось, что все эти работы были исполнены согласно проекта хорошо и прочно за исключением трапезной, которая оказалась «поднята на одну сажень выше, чем назначено по проекту » (29)

    Новые элементы объемной композиции Спасской церкви по замыслу их создателя - Фольбаума А.А. получили декоративное оформление в духе архитектурной эклектики. Соблюдая правило стилистической совместимости, в оформлении ребер подглавных барабанов западной пристройки, боковых приделов и алтарных апсид почти с археологической точностью был повторен барочный мотив вертикальных волют сохраненных элементов венчания храма и колокольни. Разительным контрастом на фоне простых полностью убранных с фасадов рамочных наличников первоначальной части здания выглядят богатые оконные обрамления боковых теплых приделов и западной пристройки. Их псевдорусские завершения выполнены в виде массивного профилированного архивольта с килевидным навершием. В отличие от гладких лопаток раннего объема здания углы его новых пристроек обрели широкие пилястры, активно «перфорированные» чередующимися квадратными и прямоугольными филенками. К числу новых элементов, существенно обогативших пластику фасадов Спасской церкви после ее реконструкции, следует отнести высокие парапетные металлические решетки с кирпичными тумбами, установленные на объемах появившихся пристроек. (илл.9-фото церкви 1902г)

    Прежние иконостасы придельных храмов Спасской соборной церкви в ходе работ по расширению здания были разобраны, а один из них в последствие, видимо, был передан в молитвенный дом села Мало-Инского. В 1902 году представители его сельского общества обращались к соборному причту с просьбой о пожертвовании одного из этих иконостасов, хранившихся в церковной кладовой. (30) Взамен разобранных алтарных преград в интерьере Спасского собора были установлены новые иконостасы. Согласно ведомости о приходе и расходе денежных сумм по ремонту собора за 1901 и 1902 годы за изготовление иконостаса в южный придел мастеру А.И.Козлову было выплачено тысяча девятьсот рублей, предоставленных минусинской купеческой семьей - Н.М. и М.П. Зайцевыми (31) Иконостас в северный придельный храм был изготовлен в 1904 году также мастером А.И.Козловым на средства, пожертвованные минусинским купцом И.Ф.Заниным. (32) Иконостас главного холодного храма был, видимо, изготовлен позднее. Поскольку, как следует из указа Енисейской духовной консистории благочинному первого участка Минусинского уезда протоиерею Михаилу Лотоцкому, главный Спасский придел соборной церкви было дозволено освятить «малым освящением » в ноябре 1902 года. (33) Освящение южного придела состоялось 26 октября 1904 года, а северного придела 4 декабря 1905 года. (илл.10-фото площади с церковью нач.ХХв.)

    Случай с расширением минусинского Спасского собора не единичен в храмостроительной практике Енисейской губернии 1900-1910-х годов. В это время серьезной реконструкции, вызванной необходимостью увеличения площади помещений для богомольцев, подвергся целый ряд каменных городских и сельских церквей. Так, в 1903-1906 годах аналогичным образом, также, видимо, по проекту архитектора А.А.Фольбаума была перестроена Богоявленская церковь в селе Подсосенском Ачинской округи. (34) В 1912 году по проекту енисейского губернского архитектора В.А.Соколовского был значительно расширен Спасский собор в городе Канске (35) Этим же архитектором в сентябре 1902 года составлялся проект расширения Николаевской церкви в селе Рождественском Енисейского округа. (36)

    При всей очевидности необходимости капитальной перестройки минусинского Спасского собора, осуществленной в 1900-х годах, приходится с определенным сожалением отметить, что в результате масштабной реконструкции здание соборной церкви в значительной степени лишилось первоначально присущей ему удивительной гармонии архитектурных масс и приобрело весьма эклектичный облик. Тем не менее, здание Спасского собора, как одно из немногих на территории Красноярского края почти полностью сохранившее в своих первоначальных формах особенности художественных и строительных приемов талантливых мастеров-енисейцев - выходцев из самых широких слоев русского населения региона, является ярким материальным свидетельством периода расцвета европеизированного барочного направления в каменном зодчестве Центральной Сибири на рубеже XVIII-XIX вв.

    ПРИМЕЧАНИЯ

      Краткое описание приходов Енисейской епархии, Красноярск,1917 С.127.

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.16;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.19-19об.;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.16об.;

      Ватин В.А. Село Минусинское / Исторический очерк. Минусинск,1914, С.131.;

      Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, «Наука» Сиб.отд.,1990, С.122.;

      ПСПиР. Т.4. №1539.;

      Шумов К.Ю. Собор Спасский, 1803-1813гг.; 1904г. (арх)/ Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1, Красноярское книжн.изд-во, 1989, С.115-116;

      ГАКК,ф.592,оп.1,д.259,л.47;

      ТФ ГАТО, ф.341,оп.1,д.40,лл.357об.-358; Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска XVIIIв./Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2, Изд-во Красноярского педагогического университета, 1992, С.220;

      ГАКК,ф.261,оп.1,д.2,л.15;

      ГАКК,ф.819,оп.1,д.30,л.26;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.28;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.37;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.11,л.161;

      ПСЗ. Т.XI. №8625;

      ГАКК,ф.674,оп.1,д.216,л.1;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.63,л.321;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.63,л.221об.;

      МФ ГАКК,ф.17,оп.1,д.3,лл.2об.-3;

      МФ ГАКК,ф.17,оп.1,д.3,л.3об.;

      МФ ГАКК,ф.17,оп.1,д.145,л.1;

      Красноярский библиофил. Красн.книжн.изд-во 1987, раздел 3;

      МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.414, л.238;

      МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.414, л.220;

      МФ ГАКК, ф.17, оп 1, д. 418, л. 11; В это же время А.А.Фольбаум состоял архитектором при комитете по строительству в Минусинске каменной Вознесенской церкви - ГАКК,ф.674,оп.1,д.7889,л.8. Им же в мае 1906 года был осуществлен выбор места для постройки каменной церкви в деревне Мало-Минусинской. - ГАКК,ф.595,оп.59,д.448,л.5.;

      МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.414, л.293;

      МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.418, л.11; В 1906-1911 гг. минусинские мещане С.Чернов и Ф.Фролов работали на строительстве каменной Вознесенской церкви в Минусинске. - Церковь Вознесенская в Минусинске. ;

      ГАКК,ф.595,оп.59,д.297, л.15;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.448,л.136;

      МФ ГАКК,ф.17, оп.1, д.418, л.12; ф.17,оп.1,д.447,л.13; А.И.Козлов принадлежал к фамилии известных мастеров иконостасных дел - выходцев из Кунгура. В конце XIX-начале XXвв. Козловы имели в Красноярске иконописно-иконостасную мастерскую. - Шумов К.Ю. Козловы. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск. КОО Ассоциация «Русская энциклопедия». 1998, С.277;

      МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.448,л.132;

      МФ ГАКК,ф.17, оп 1, д. 414, л. 124;

      Шумов К.Ю. Богоявленская церковь в селе Подсосенском Красноярского края. ).

      ГАКК,ф.595,оп.59,д.654,л.8; ф.674,оп.1,д.7958,л.33;

      ГАКК, ф.595,оп.59,д.298,л.6;

    Статья написана в 2012 году по документальным источникам Красноярского государственного архива и его Минусинского филиала. Автор выражает благодарность сотрудникам Минусинского краеведческого музея за предоставленные материалы.

    "Сим полукресломъ..."
    Собственно, живя в рамках Минусинского Благочиния, и наблюдая каждый день возвышенную красоту местных храмов, вознамерился я поведать жителям других регионов о наших храмах и церквях.

    Начну с красы Минусинской, места куда ведут все дороги в Минусинске - Свято-Спасского собора.

    Свято-Спасский Собор - даты и факты.

    Сибирь - страна молодая по сравнению с Русью Московской. Молоды, если можно так сказать, и ее православные храмы: 250 - 300 лет! Через 2 года исполнится 200 лет Свято - Спасскому собору - храму, который по праву считается одним из символов Минусинска, самому древнему каменному сооружению в городе.

    Знают Спасский собор минусинцы, российские и зарубежные гости, знают и любят бывать здесь, на бывшей Соборной площади. Внешний архитектурный облик храма сформировался в первой половине 19 века, когда были выполнены основные строительные работы.
    Прежде на этом месте был деревянный Спасский храм постройки 1780-1781гг. И сам Минусинск в то время был селом. А в 1801 г. епископ Тобольский и Сибирский Варлаам, тогдашний правящий архиерей, отвечая на просьбы минусинских крестьян, благословил построить вместо деревянного храма новый, каменный.
    Новый храм был заложен 12 сентября 1803 г. Его каменные стены как бы «обнимали» снаружи старые, деревянные. По возведении каменных стен деревянный сруб был разобран. Строительство шло 10 лет: наши предки строили не спеша и очень основательно, не чета нынешним строителям! А 11 октября 1814г. состоялось освящение нового храма во имя Христа Спасителя (престольный праздник - 29 августа, в день Перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа) и Покрова Пресвятой Богородицы, в Её честь освящеё правый, или южный придел.
    В 1853г., с благословения епископа Афанасия, минусинский купец И.Т.Масленников на свои средства пристроил левый, северный, придел в честь Св. Николая Мирликийского (22 мая престольный праздник - в день «Николы Вешнего»). Придел был освящён 7 мая 1854 г. Храм стал трехпрестольным, а с 17 сентября 1858г. переименован в собор.
    Пять глав собора были крыты медью, пять железных крестов - позолочены. Крыша покрыта жестью, выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой, весом в 57 пудов, отлит в 1824г. А в 1855г. на колокольню был поднят 131-пудовый колокол, отлитый в Красноярске.
    В 1902-1904гг. собор был перестроен: боковые алтари убраны, все три алтаря поставлены в один ряд. В главном алтаре переделан свод. В результате этой перестройки храм стал вместительнее почти в три раза.
    А в Спасском соборе и сегодня можно увидеть иконы со следами дроби - так развлекались, паля из ружей, лихие безбожники 30-х годов, предтечи современных иконоборцев - сектантов.
    Жизнь Спасского собора восстановилась в 1943г. (по другим данным - в 1945г.) По промыслу Божию, по молитвенному предстательству Пресвятой Богородицы, этот военный год стал годом смягчения политики властей в отношении к Церкви. Ей возвращены храмы, разрешено проводить Богослужения, восстановлено Патриаршество, возвращались из лагерей священники, архиереи, монахи... Бог поругаем не бывает! В год, который должен был «победным годом» последней «безбожной» пятилетки, Спасскому собору была возвращена часть ценностей и утвари, возобновились службы.
    Попытки снова закрыть собор в 50-е годы возобновились при новой, хрущевской, волне гонений на Православную Церковь, но были безуспешны. И доныне в стенах собора не прерывается молитва, приносится Бескровная Жертва Христова за мир во Св. Евхаристии. Год Тысячелетия Крещения Руси был для Спасского собора, как и для всех российских храмов, началом нового этапа жизни. 7 апреля 1989г. на колокольню были подняты новые колокола, отлитые в Абазе (Хакасия), и колокольные звоны, после десятилетий молчания, снова поплыли над городом, среди житейской суеты напоминая людям о Вечном.

    Сведения по истории Спасского собора были любезно предоставлены ныне покойным В.А.Ковалёвым, бывшим директором музея им.Н. М.Мартьянова. Мы просим верующих читателей помолиться о упокоении души раба Божьего Владимира.

    И немного фотоматериала:

    Свято-Спасский собор. День. Вид от центрального входа.

    Свято-Спасский собор. Вид на Колокольню.

    Свято-Спасский собор. Немного красоты внутреннего убранства.

    Свято-Спасский собор. Ночь. Одна из моих самых любимых фотографий этого красивого храма.

    Земная жизнь – море. Море огромно, зыбко, враждебно пловцу: свирепые бури норовят выбросить его на скалы, растерзать, затишье грозит мертвящей безысходностью. «Кораблем спасения» издревле именуется на Руси православная Христова церковь.

    Многие православные храмы строились, имея в основе форму корабля, ладьи. Действительно, мореходные термины здесь уместны: храм – корабль, его прихожане – пассажиры, священник, совершающий богослужение у святого престола в алтаре – капитан на мостике, пристань – в Боге, в спасении души человеческой от греха, дисгармонии, смерти вечной. Храмы в жизни людей занимают особое место. Храм – это символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Если убрать храм – значит разрушить символ, тогда вера может исчезнуть. Воистину, сегодня на нас сбываются слова Священного писания: если мы забываем о Боге, о вере, если мы молчим – вопиют камни Молчаливая проповедь разрушенных храмов – это проповедь о царстве Христовом, о тысячелетии Православия на Руси, поруганного, но живого. Проповедь, понятная всякой душе, ищущей пути к Богу, к своим духовным истокам.

    Увы, волны времени уносят многое. Кто не думает о прошлом - не имеет будущего. В настоящее время Спасский Собор – единственный в городе Минусинске действующий православный храм, а в начале ХХ века было три действующих церкви и часовня на старом кладбище. В краеведческом музее города Минусинска есть картина, на которой горят золотом купола четырех православных храмов. Возникает вопрос: что стало с минусинскими храмами за этот век, и к чему мы придем ещё через столетие? Во многом ответ на этот вопрос зависит от осведомленности и заинтересованности подрастающего поколения в сохранении культурного и духовного наследия.

    Спасский Собор.

    «Он виден издалека, когда вы подъезжаете к нему со стороны Абакана. Он появляется неожиданно, если вы едете по улицам Комсомольской или Подсинской. Он возвышается над всей застройкой старого города, когда вы смотрите на него с моста. Он удивляет всех, особенно тех, кто видит его впервые, своей красотой и даже некоторой изысканностью. Его надо рассматривать с разных сторон, и каждый раз вы увидите его другим. С востока – он похож на сложную пирамиду, составленную из множества элементов; с севера - он напоминает огромный корабль, плывущий на восток, с надстройками и мачтами. С запада вы заметите удивительно гармоничный контраст между статичностью широкой и несколько тяжеловесной нижней части и классическим портиком входа и легким, даже изящным взлетом вверх постепенно убывающих объемов колокольни. С юга из-за закрывающих храм построек видна только верхняя ее часть – завершение главного храма и колокольня – единственные элементы, сохранившие первоначальный вид Спасской церкви» . Нынешний архитектурный облик собора сложился в первой половине XIX века, когда были выполнены основные строительные работы. И сам Минусинск был селом.

    «21 декабря 1779 года Варлаам, Епископ Тобольский и Сибирский, разрешил заложить деревянную церковь, которая была освящена в 1781 году. 12 сентября 1803 года закладывается новая каменная церковь на основе деревянной. Неизвестен ни автор проекта, ни главный строитель церкви. Известно только имя человека, на средства которого построен каменный домик рядом с храмом, предназначенный для богадельни (приюта для бедных и инвалидов), ставший первым каменным домом села Минусинского. Это Минусинский крестьянин Федот Кузьмич Самков. » В 1813 году строительство закончено.

    Освящение новой церкви во имя Христа Спасителя с пределом Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 11 октября 1814 года. Основные средства на строительство передал Иван Тимофеевич Масленников (купец 3 гильдии).

    Вначале Спасская церковь числилась сельской, с открытием города (1823 год) - городской. Силуэт церкви напоминал корабль, а вся ее композиция подчинялась идее устремленности вверх. К настоящему времени сохранились колокольня и завершение храма (свод со световым фонарем). Церковь венчали 5 главок, покрытых медью, с позолоченными железными крестами. Жестяная крыша выкрашена в зеленый цвет. На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 57 пудов (912 кг).

    «В 1853 году на средства купца Масленникова (более 11 тысяч рублей серебром) пристроили с левой стороны придел в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. » Придел был освящен 7 мая 1854 года. Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. С 17 сентября 1854 года переименована в Соборную. В 1955 году был поднят восьмой колокол весом более двух тонн. Красноярский архитектор В. А. Соколовский в 1902-1904 годы перестраивает собор. В результате храм стал вместительнее почти в три раза. Десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов – над входом, над колокольней, над главным храмом и главным алтарем. Каждый из крестов неповторим по форме и рисунку.

    В начале 1930-х годов служба в Спасском соборе прекратилась. В 1933 году были сброшены колокола, церковная утварь и ценности изъяты, здание использовалось под зерносклад.

    В 1943 году собору возвращены ценности, восстановилась церковная православная община, возобновилась служба. Спасский собор стал единственной действующей церковью в городе. Более полувека минусинцы не слышали колокольного звона церквей. В 1989 году на звонницу собора подняли 8 колоколов весом от 45 до 320 кг.

    1. 2. Свято-Троицкая церковь. (Храм во имя Святой Живоначальной Троицы).

    В 1842 году в Минусинске начался сбор денег на постройку второй церкви. Значительный вклад в постройку храма внес купец Г. Чернышев.

    Одним из основных подрядчиков строительства был Иван Гаврилович Гусев, купец 1-й гильдии, впоследствии городской голова и потомственный почетный гражданин, вложивший 80% всех денежных средств.

    Автором проекта храма стал архитектор Ашемур. Построена в 1885 году «Строительство обошлось в 108456 рублей, из них 87128 рублей 28 копеек пожертвовал Гусев, в 1892 году Иван Гаврилович Гусев умер, похоронен в ограде церкви – его детища. Храм был освящен 30 августа 1885 года Преосвященнейшим Исаакием, епископом Енисейским и Красноярским. Настоятелем Троицкого храма был известный священник, протоиерей Дмитрий Дубровин, образованнейший человек, автор ныне утраченной истории Минусинска. » В 1930-е годы храм был закрыт. В 1939 году сняли колокола и разобрали колокольню. В 50-е годы храм был взорван. Сейчас на месте, где стояла Свято-Троицкая церковь, находится средняя школа № 5 города Минусинска.

    1. 3. Сретенская церковь (кладбищенская).

    История Сретенского храма во многом знаменует историю России конца прошлого века, революционных и сталинских лет. Построена в 1864 - 1865 годах на завещанный капитал И. Т. Масленникова, с добавлением средств купца И. Артемьева. Церковь была однопристольной. Освящена в 1867 году. Очень красивый храм из кирпича и «дикого камня». Купец И. Занин в 1896-1897 годах пристроил колокольню со сторожкой и кладовой, пожертвовал подсвечники, паникадила, Евангелие. Зазвучала здесь молитва к Богу за живых и усопших. «Затем была революция, а с ней вошла рознь и в церковную ограду – появились «живцы», как называли их в народе, предавшие Христа, свою веру и своих прихожан из политических соображений или страха перед большевиками, служившие во всех храмах города. Кроме – Сретенского. Поэтому сюда шли православные. В 1923 году храм был официально передан общине «староцерковников» - верующих из Минусинска, местных сел и Хакасии. «Сретенцев» не оставляли в покое, под разными предлогами пытались закрыть храм, удалось это безбожной власти лишь в 1930-е годы. » Любовь минусинцев к кладбищенскому храму, их молитвы не пропали втуне. По благословению епископа Красноярского и Енисейского Антония, прихожане в 1997 году, в трудных финансовых и экономических условиях начали реставрацию храма. В настоящее время разрушена при пожаре, требует реставрационной работы

    1. 4. Вознесенская церковь (Храм во имя Вознесения Господня).

    По уцелевшим строкам архивных документов, к 1900 году население Минусинска перевалило за десять тысяч человек, большинство из них были православными. Жители окраины решили построить храм у себя на Пятницкой площади. В июле 1899 года было открыто Церковно-приходское попечительство для возведения храма Вознесения Господня. Энтузиастами сбора средств были горожане Фока Коростелев, Иван Березин, Семен Мамаев, Павел Урзунов, председатель попечительства – протоиерей Михаил Лотоцкий. Так на Руси было всегда – всякое большое дело вершили всем миром. Проект храма был утвержден в 1906 году, а основными жертвователями были купец Никифор Зайцев и его супруга Мария Зайцева. «В начале 1911 года строительство было завершено. 14 сажен в длину, 9 – в ширину, зеленая железная крыша, пять глав с крестами – таков был красавец-храм. В храме было 110 икон, немало из них (в том числе и самая большая икона Спасителя) пожертвовано лично Марией Зайцевой. 25 сентября 1911 г. храм был освящен во имя Вознесения Господня Преосвященнейшим Евфилитом, епископом Енисейским и Красноярским, первым настоятелем был священник Михаил Колосов, псаломщиком – Петр Есин» . Церковь имела один престол, три двери (створчатые, со стеклянными вставками и железные, двухполовинчатые), 26 окон с двойными рамами и железными решетками, полы были деревянные, а крыша железная. На колокольне имелось 6 колоколов, самый большой из них весил 72 пуда (1152 кг), остальные – около 500 кг и 200 кг. Три самых больших колокола пожертвовала М. Зайцева. Освящена в 1911 году. Приход Градо-Минусинской Вознесенской церкви открылся в 1913 году. Он был выделен из приходов Соборного и Троицкого. После революции Вознесенский храм разделил судьбу многих и многих церквей российских. В 1922 году из храма изъято (содрано с окладов и риз с икон) 28 фунтов 23 золотника серебра. В 1929 году постановлением Сибирского крайисполкома храм был закрыт, сняты колокола. Предки наши строили на совесть, и сломать храм не удалось – не просто цемент, а вера и молитва людей скрепляли эти стены. Храм обезглавили и в 1930 году передали в аренду под кинотеатр. В 1942 году помещение передано под зернохранилище, а с 1960 года и до наших дней здесь – база Росбакалеи.

    Таким образом, из четырех действующих храмов, ценой невероятных усилий прихожан, уцелел только один Спасский Собор

    2. 1. Первичное изучение уровня осведомленности и степени заинтересованности кадет в информации об истории храмов г. Минусинска

    В нашем исследовании принимали участие 58 кадет 5-6 классов.

    Цель исследования: выявление степени осведомленности учащихся по теме «История храмов Минусинска» и заинтересованности учащихся в судьбе храмов.

    Исследование проводилось методом анкетирования. Вопросы были составлены нами на основании информации, полученной в ходе изучения литературы и ознакомления с архивными материалами по теме. Были получены следующие результаты. Таким образом, лишь 24% респондентов показали знания по исследуемой теме и 76% опрошенных не знакомы с историей православных храмов Минусинска, При этом 64% кадет заинтересованы в изучении данной темы.

    2. 2. Организация и проведение просветительской деятельности среди кадет

    Изучив уровень осведомленности кадет по истории храмов, мы разработали план мероприятий по просвещению кадет в данном вопросе. Так была создана фотовыставка «Путь к храму», где представлены фотографии храмов города Минусинска начала ХХ века и сегодняшнего их состояния. Проведена экскурсия по этой фотовыставке, где мы рассказывали историю каждого храма. Затем поступило предложение организовать конкурс творческих работ, где кадеты представили, как выглядели бы разрушенные храмы в наши дни. Лучшие работы были включены в экспозицию «Путь к храму». И завершающим этапом было создание мультимедиа клипа «История храмов города Минусинска», который могут использовать кадеты и учителя на уроках «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края».

    2. 3. Итоговое изучение уровня осведомленности кадет и степени их заинтересованности в информации об истории храмов г. Минусинска

    После проведения мероприятий нами был проведен повторный опрос, в котором участвовало 55 кадет 5-6 классов. Результаты опроса.

    Определен уровень знаний учащихся по исследуемой теме (96 %) и выявлена степень заинтересованности кадет по теме исследования (72%).

    Заключение

    В ходе работы по теме нами была изучена литература, найдены архивные документы, рассказывающие о судьбе православных храмов Минусинска. На основании полученной информации были сформулированы вопросы анкеты, проведенной среди кадет. Результаты опроса показали: а) знание материала - 24 % опрошенных; б) заинтересованность в знаниях – 64 % опрошенных.

    Для расширения знаний кадет были проведены мероприятия просветительского характера: оформлена фотовыставка «Путь к храму» и организована экскурсия по ней; проведен конкурс рисунков «Восстановленный храм»; создан и показан кадетам мультимедиа-клип «История храмов Минусинска».

    По итогам вышеперечисленных мероприятий мы провели повторный опрос. Результаты которого показали а) знание материала по теме - 96 % опрошенных; б) заинтересованность в знаниях – 72 % опрошенных.

    Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что большинство кадет мало информированы в вопросах судьбы православных храмов г. Минусинска; привлечь внимание к данной теме можно путем проведения просветительской работы среди кадет подтвердилась. Собранные нами материалы можно использовать учителям и кадетам на уроках «История Красноярского края» и «Культура Красноярского края».

    Церковь - корабль плывет. Сегодня вроде бы уже нет кровавых гонений, никто не запрещает открыто исповедовать православие, оно даже пользуется некоторой поддержкой государства. Однако многие считают: штиль не менее труден. Если вдруг в парусах иссякнет попутный ветер – мореходы, засучив рукава, садятся за весла, гребут изо всех сил, до кровавых мозолей, с молитвой и упованием. Так было за две тысячи лет христианской истории, так будет, по слову Божию до скончания этого мира.