• Николо-Берлюковская пустынь и самая высокая колокольня Подмосковья. Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь Бирюлевский монастырь

    В Московской области, на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Около 1606 года именно здесь появился Берлюковский Монастырь (Николо-Берлюковская пустынь) .

    В те далекие годы одинокий скиталец инок иеромонах Варлаам по преданиям и был основателем монастыря. Соорудил часовню и поставил в ней икону Николая Чудотворца. позже к нему присоединились две старицы — Авдотья (от ее имени и названо село) и Ульяна (Ульянина гора близ села)...

    Фото 1.



    После окончания смутного времени Варлаам отстраивает уже каменный храм во имя Николы Чудотворца. Здесь же и почил Варлаам.
    В 1700 годах монастырь приписывают к угодьям Московского Чудова монастыря и присылают несколько семей монастырских крестьян для жития и бытия.

    Фото 2.

    Именно они выстраивают на территории конный и скотный дворы. На их же средства выстраивается новая церковь.

    Свое наименование — Берлюковский — монастырь получил от свирепствовавшего в данной окрестности пустынника, прозванного Берлюком (Бирюком) за звероподобный вид. Именно он, после смерти Варлаама, имел власть над жителями монастыря. Долго «бандитствовал» Берлюк, да только однажды убил он «не того» купца, за что бы быстро пойман и...

    Фото 3.

    История Берлюка до подлинно не известна. Известно только, что помогли ему бежать из тюрьмы, в коей он томился в ожидании казни, за рассказ и указ на тайник с награбленными сокровищами...

    Фото 4.

    Долго ли, коротко ли но так и существовала «ни шатко ни валко» пустынь, пока в 1779 году не возглавил пустынь архиепископ Платон. Он пригласил в качестве игумена старца Луку, который по приходу и увидев окружающую действительность так расстроился, что не стал жить в келье, а поселился в соседней монастырю деревне — Авдотьино...

    Фото 5.

    На его место быстренько назначили иеромонаха Иосафа. Он оказался деятельным товарищем и понеслась! Цветущий сад, терхпрестольный собор, настоятельские и братские кельи, помещения для паломников, множество хозяйских построек. Стройка развернулась во всю!

    Фото 6.

    Иоасаф так и умер при монастыре. Был погребен в ограду монастыря. Его дело стойко подхватил брат — Николай. Достроил каменную ограду, возвел трапезную.

    Фото 7.

    После кончины Платона монастырь возглавил митрополит Филарет. При нем была построена каменная пятиглавая церковь во имя Христа Спасителя. Возведена одноглавая с шатровым куполом церковь во имя Всех Святых. позже выстроена церковь во имя Св. Василия Великого над Святыми воротами.

    Фото 8.

    После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

    Фото 9.

    Кстати, великий русский писатель — М. Ю. Лермонтов частенько гостил у своей возлюбленной в усадьбе Никольско-Тимонино. С ней как-то посетив Берлюковскую пустынь написал стихотворение «В Воскресенске», имея ввиду село Воскресенское недалеко от монастыря (кстати, про него я вам расскажу в следующем отчете в ЖЖ ). Примечанием к этому стихотворению Михаил Юрьевич сделал следующее примечание: «Написано на стенах жилища Никона».

    Фото 10.

    Спасибо за внимание, а также познавательному чтиву на ресурах.

    3 14 1468

    Таких ураганов Москва не видела уже сто лет. И помимо с виду забавных (особенно если наблюдать их с монитора) летающих остановок и деревьев - есть и то, от чего мороз по коже.

    Погибли люди.

    Много людей.

    Самых обычных москвичей и жителей Подмосковья, которые шли по своим делам. Наших друзей и соседей - нас самих. Просто почему-то на нашем месте оказались они, случайно.

    Упокой Господи их души.

    И все мы прекрасно понимаем - виноваты не дорожники, которые плохо закрепили дорожные знаки и светофоры (хотя, конечно, виноваты) и не чиновники, которые не проконтролировали (хотя и эти тоже), и даже не МЧС, которое не оповестило о шторме (впрочем, и оно виновато), и не родственники и коллеги, которые могли бы удержать, помочь, защитить, и даже не сами погибшие.

    При этом многие верующие кивают на небо. Оно виновато. И даже неверующие язвят.

    Где Он был, когда ураган губил людей?

    Или Сам направил этот жестокий ветер?

    А другие, которые поехиднее, замечают: а этот самый Бог и своих православных даже не пощадил - с купола церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Королёве упал крест.

    Как же это понимать? Особенно тем, кто не понимает?

    Ну варианты многим приходят в голову однозначные: жестокий Бог карает и своих и чужих, даже тех, кто и отношения к нему не имеет - неверующих то есть. И как от Него спастись? Отречься как-то поосновательней, с юмором и богохульствами, авось не тронет?

    А может, наоборот, - так православные своими грехами тут напачкали, что Богу приходится их вразумлять, да так по-отечески жестко, что страдают и свои дети и соседские.

    Попробую ответить я, с неофитским пылом уверовавшего грешника, который крестил своего сына именно в этом храме в Королеве.

    Где Он был? На кресте. Наш Господь - это не Бог карающий и жестокий, а Бог страдальцев, грешников и плачущих. Он Сам плакал, и страдал.

    Наслал ли Господь ураган? Люди давно съехали от Бога (если точнее, их об этом настойчиво попросили) и живут в своей квартире - огромном мире. И управдом этого мира - Князь мира сего (если говорить мистически) - совсем не Бог.

    Да, Господь «попускает», то есть дозволяет совершаться катастрофам и даже войнам - но кто их устраивает? Разве отец виноват, когда давно перебравшиеся из родительского дома дети разнесли всю квартиру? Должен ли он был каждый день и час проверять, выключают ли они у себя газ и закрывают воду? Нет. «Вы молодые - люди свободные, живите как считаете нужным, а мы если что - поможем», - вот как говорят мудрые уважаемые отцы.

    Виноваты ли православные в своих грехах - да так, что из-за них погибли невинные? Да, виноваты. Я лично виноват. Так мерзко, гадко, не по-христиански мы живем, что странно, что крест этот не слетел с купола и нас не пригвоздил к земле, как жуков. И не залил сверху яростным огнем Своего гнева. Вместо нас пострадали невинные. Простите нас - и примите наши молитвы и скромные пожертвования.

    Что такое ураган? Движение ли дланей Бога? Или наоборот? Христос сражается с вечным Врагом, которого называет князь мира сего (Ин. 12, 31) «князь власти воздушной» (Еф. 2, 2; церковно-слав. перевод). Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Мир по-гречески звучит как «космос».

    А почему все-таки крест сорвался? Да потому что испокон веков крест на колокольне был самым высоким местом. Туда били молнии, и на них обрушивался шторм - черные, совсем не Божеские энергии.

    Как сторожевая башня, блокпост - этот крест и храм приняли на себя первый удар. В церквах, помните, закрывалась последняя горстка уцелевших при набегах кочевников - и часто церкви становились им последним домом.

    Может, крест этот упал, защитив нас, как защищает крест на шее от вражеской пули?

    Упал - но не сорвался.

    Упал, чтобы подняться.

    И мы поднимемся.

    Если не сорвемся.

    Колокольня Николо-Берлюковского мужского монастыря действительно на несколько метров выше 88-метрового Ивана Великого. А о самом монастыре, чаще называемом Николо-Берлюковской пустынью, мало кто знает. Возможно, причина в том, что стоит он в стороне от известных туристических трасс - в 40 километрах к северо-востоку от Москвы, на окраине деревни Авдотьино, что на реке Воре. Это недалеко от Ногинска, которому – ходят слухи – в 2018 году вернут историческое имя Богородск.

    Помнит Берлюковская пустынь времена расцвета и забвения, великие бедствия и чудесные обретения, подвижническое служение Богу и жестокое глумление над верой. Кстати, возвращаясь к красавице-колокольне: в советское время не раз пытались спилить с нее крест: и автогеном резали, и даже с вертолета какие-то работы производили. Не получилось. В 1993 году здесь снимали отечественный комедийный фильм «Пистолет с глушителем». Когда, в соответствии с сюжетом, по монастырскому Троицкому собору начали бегать голые женщины, крест упал сам. К счастью, сохранить его удалось, и сейчас, обновленный и позолоченный, он, как и прежде, венчает колокольню.

    Однако - все по порядку. История монастыря началась в тяжкие для Руси времена Великой Смуты. В 1606 году в эти места пришел из Стромынского монастыря иеромонах Варлаам и принес с собой древнюю икону святого Николая (Николай Чудотворец, по-другому - Николай Угодник, Святитель Николай – один из самых чтимых православной церковью святых, третий после Спасителя и Богоматери; кстати, почитается он в равной мере всеми христианскими конфессиями). А из Пречистенской женской обители пришли на реку Ворю игуменья Авдотья и казначея Ульяна. Все они оказались здесь потому, что их монастыри были разрушены поляками. Позже по имени Авдотьи стала называться деревня Авдотьино, возникшая там, где поселилась игуменья; Ульяна стала жить на горе, именуемой теперь Ульяниной, а Варлаам - на кладбище, где со временем построил с помощью благотворителей и местных жителей Храм во имя святителя Николая Чудотворца.

    Так что первая часть в названии обители объясняется просто: в честь Николая Чудотворца по всей России в разные времена были воздвигнуты десятки храмов и монастырей. А откуда взялись «Берлюки»?

    Оказывается, «берлы» – это ладьи. Рядом есть «однокоренное» местечко под названием Берлино. Во время археологических раскопок на Воре в 70-ые годы прошлого века здесь нашлись остатки дубовой пристани: много веков назад река была судоходной. А еще тут был город, построенный в IX-X веках: во время раскопок было найдено немало предметов быта и украшений, среди которых было даже венецианское стекло. Откуда оно взялось здесь, в русской глуши? Или не такая уж глушь была здесь тысячу лет назад?

    Начавшись с часовни, обитель постепенно росла, переживая разные времена, однако особо знаменитой никогда не была. Но с 24 мая 1829 года в Берлюковской пустыни начался новый отсчет времени: в этот день здесь произошло обретение чудесной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой». Местная крестьянка Татьяна Кузнецова, ослепшая из-за тяжелой болезни глаз, во сне увидела и саму икону, и ее местонахождение - в монастырской хлебопекарне. Икону нашли, отслужили молебен, затем освятили воду, которой слепая помазала себе глаза – и прозрела!

    Икона сделала монастырь знаменитым. За исцелением, за духовным прозрением сюда потянулся поток паломников. Монастырский Троицкий собор, в котором находился чудотворный образ, не вмещал всех желающих. К середине XIX века был построен новый собор - Храма Христа Спасителя (так же, как московский Храм, он строился на пожертвования). Желающих посетить монастырь было так много, что в начале прошлого века планировалось даже проложить трамвайные пути длиной 17 километров от Богородска до Берлюковской обители - однако началась война, а затем грянула революция.

    Понятно, что после прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, а все хранившиеся здесь ценности изъяты. Что стало с чудотворным образом Спасителя – неизвестно. Еще два десятилетия тут чуть теплилась церковная жизнь. В 1937 году состоялась последняя литургия. 80 монахов и 350 трудников с семьями (трудники - люди, живущие и работающие в монастыре, но не принадлежащие к братии) были арестованы и сосланы. Сегодня в монастыре хранится икона с образами священников из окрестных церквей, расстрелянных в 20-30-ые годы и много позже возведенных в святые великомученики.

    В заброшенном монастыре, как и во многих других, с середины прошлого века размещалась психиатрическая туберкулезная клиника. Иначе как глумлением, издевательством властей, это не назовешь: мол, что верующие - что дурачки, да еще заразные… место вам в резервации. Зато одна из предприимчивых главврачей этой больницы, принадлежащей, кстати, к московской системе здравоохранения, успешно сдавала квартиры своих больных – у кого они еще сохранились.

    С 2002 года начались переговоры Московской епархии РПЦ со столичными ведомствами о возвращении монастырю территории и строений. Через два года здесь прошла первая служба, а с 2006 года Николо-Берлюковская пустынь вновь стала официально считаться мужским монастырем. Всех больных перевезли в Химки. Те из них, кто пожелал исповедаться и причаститься, смогли это сделать. Вот и прикоснулись к Богу - напоследок…

    Сказать, что монастырь тогда был в чудовищном состоянии, - это ничего не сказать. Но все как-то сошлось и объединилось для того, чтобы он возродился.

    Во-первых – серьезная государственная поддержка, без которой восстановление было бы просто невозможно: в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012 – 2018 годы» Министерство культуры РФ выделило монастырю серьезные средства (кстати, за годы реализации программы уже восстановлены более 50 храмов и монастырей по всей России). Сегодня практически полностью отремонтированы колокольня и Храм Христа Спасителя. В Храме готов почти весь алтарь: иконы для него за немалые деньги монастырь покупает у иконописцев Троице-Сергиевой Лавры.

    Во-вторых - энергия настоятеля монастыря, игумена Евмения (Лагутина), спокойно и уверенно руководящего его возрождением (кстати, первое образование отца Евмения, родившегося 49 лет назад в семи километрах от Берлюковской пустыни, - Бауманский институт. Вот откуда его необходимые при всяком ремонте и реставрации инженерные знания, профессиональное вникание во всякое техническое дело).

    Но на территории монастыря - еще пять заброшенных церквей, не говоря о жилых и хозяйственных постройках. Сейчас начинается ремонт Троицкого собора, где размещался больничный пищеблок. Пока туда даже входить страшновато… Нужны деньги, и много. У монастыря есть жертвователи и дарители. Некоторые известны - например, Ольга Остроумова с Валентином Гафтом. ЗАО «Щелковохлеб» выделило средства на покупку колоколов для колокольни. А есть и такие, кто помогает щедро, но о себе распространяться не хочет.

    Одна из церквей, ждущих своего возрождения – пещерная. Да-да, пещерная! Пещеры в этих краях очень древние, нерукотворного происхождения. В них издавна селились схимники-старцы, избравшие для себя строжайший устав Афонской горы, предполагающий почти круглосуточную молитву. В XIX веке идея строгого, подвижнического образа жизни была очень популярна в монастырской среде. В 1865 году здесь был построен пещерный храм во имя святого Иоанна Предтечи. Для него на знаменитом Каслинском заводе был изготовлен чугунный вызолоченный иконостас весом 180 пудов (чугунный – потому что под землей металл сохраняется гораздо дольше по сравнению с деревом).

    В 2007 году удалось начать исследовательские работы на месте пещерного храма – оно представляло собой огромную свалку мусора. Целью было спасение уникального иконостаса. На работу выходили все: начиная от настоятеля и братии, и заканчивая прихожанами и жителями деревни Авдотьино. И вот открылся удивительный вид на иконостас, стоявший на церковном полу, на весь пещерный храм, на подземные переходы. К сегодняшнему дню частично открыты и расчищены подземные пещеры, служившие жилищем для монахов-отшельников, поднят наверх чугунный иконостас. Впереди - работы по его реставрации и возрождение всего удивительного храма.

    Есть в монастыре еще одно уникальное место: «Романовская Аллея Славы», которую начали создавать в 2011 году. Сегодня на аллее - бюсты российских императоров Павла I, Александра I, Александра II, Николая II. Рядом - таблички, рассказывающие о деяниях представителей императорской династии, о великих победах, о временах процветания Российской Империи. Кстати, многие из настоятелей монастыря в разное время состояли в переписке с членами дома Романовых; игумен Евмений - член совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

    Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

    Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

    Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

    2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая - в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну - на Елоховской улице в Москве. При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный - во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат - иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, - Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

    По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита). В 1829 году в обители обрели икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: "В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его - и обнаружили икону". По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

    Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829-1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

    В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: "Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг". Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного "Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле" и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников. Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев.

    Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: "Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством". Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году - 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена - Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

    В 1895 году по проекту зодчего А.С. Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание "Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни", составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же - автор популярной книги "Православные монастыри Российской империи" и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

    После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. Обитель во второй раз была закрыта. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

    При подготовке статьи использованы материалы статьи А.И. Ефремова "Николо-Берлюковская пустынь" (www.mj.rusk.ru/00/1/mj1_6.htm)

    На фотографиях: 1: Колокольня (1895, 1899). 2: Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами (1840) На заднем плане - соборный храм Христа Спасителя 1842. 3: Колокольня 1895, 1899. 4: Троицкий собор, теплый (1879). 5: Храм Всех Святых на западной стороне монастырской ограды, в корпусе настоятельских и братских келий (1853).



    Осенью 2002 года начался новый период в истории обители. Колокольня и храм Христа Спасителя возвращены церкви, настоятелем назначен иеромонах Евмений Лагутин. Начиная с декабря 2004 года в монастыре проводятся Богослужения по воскресным и праздничным дням.

    Берлюковская Николаевская пустынь, заштатная, в 20 верстах от города Богородска и в 15 верстах от железнодорожной станции Щелково, на берегу реки Вори. Учреждена в 1779 году митрополитом Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606-1613 годах и получившего свое название от того, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 году в числе древних икон чудесно обретен здесь образ — лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При монастыре школа.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



    Николаевская-Берлюковская заштатная общежительная мужская пустынь въ 20 верстахъ отъ у. г. Богородска и въ 15 в. отъ станціи Щелково Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор. Основана, по преданію, въ начале XVII столетія; въ 1701 г. упом. строитель Діодоръ; въ половине XVIII века пришла въ запустеніе и въ 1770 г. была упразднена; въ 1779 г. была возобновлена митр. Платономъ; пришла въ благоустройство после 1829 г., когда прославилась исцеленіями икона „Лобзаніе Христа Іудою".

    Храмовъ шесть: 1) холодный соборный во имя Христа Спасителя; 2) теплый соборный во имя св.Троицы; 3) домовый во имя Всехъ Святыхъ; 4) во имя св. Василія Великаго, надъ св. воротами; 5) кладбищенски въ честь Казанской иконы Б.M.; 6) надъ пещерами, во имя св. Іоанна Предтечи.

    Среди древнихъ иконъ, находящихся въ пустыни,замечательны: 1) въ Троицкомъ соборе икона Вседержителя съ припадшими въ моленіи митр. Филиппомъ и патр. Никономъ; 2) тамъ же, - Эммануила; 3) въ храме Василія Великаго - Курская икона Знаменія Б. M.; 4) тамъ же - Боголюбская икона Б. M. Съ 9 припадшими святыми. Пустынь владеетъ 543 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 29, послушниковъ 60.

    Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр. 438



    История Николо-Берлюковской пустыни берёт начало на заре ХVII века. Как отмечал Л.И. Денисов, автор историко-статистического описания обители, "взгляд на первоначальное развитие оной нимало неотраден". Итак, в разгар Смутного времени "две старицы, убегая из разорённого поляками Пречистенского Успенского монастыря, вынесли древний образ Угодника Божия (свт. Николая). Как верный хранитель в напастях, он направил их шествие к тому месту, где скрывался некий старец священносхимник Варлаам от тех же гонений. Инокини вручили ему святую икону, которую о. Варлаам принял с благословением как священный дар и внёс в ту часовню, при которой водворился". Братья Холмогоровы ссылаются на источники 1613 года, указывающие, что Никольская церковь в Берлюках была задолго до Смуты. Значит, Варлаам пришёл скрываться не на пустое место, а туда, где уже был когда-то храм и, не исключено, монастырь. Есть версия, что и эта обитель была разорена поляками, а старец прятался в пещерах, существующих при Николо-Берлюковской пустыни до сих пор. Так или иначе, не доверять сведениям Денисова нет оснований, потому что обо всех указанных им личностях есть упоминания в других исследованиях. Варлаам - настоятель уничтоженного в Смуту Стромынского Троицкого монастыря (ныне с. Стромынь), монахини, принесшие икону Свт. Николая - Евдокия и Иулиания, настоятельница и казначея Предтеченского Успенского монастыря села Пречистое (ныне г. Лосино-Петровский). Интересно, что топонимика сохранила имена обеих монахинь: Берлюковская пустынь стоит в деревне Авдотьино (Авдотья - просторечное от Евдокия) недалеко от Ульяниной горы (Ульяна - просторечное от Иулиания)... А вот сами Берлюки, то ли от отшельника, подвизавшегося в пещерах, то ли от терроризировавшего окрестности бирюка-разбойника, возможно даже раскаявшегося потом - русская традиция изустных народных преданий любит раскаявшихся разбойников. Даже историческое описание монастыря 1875 года даёт образ Берлюка, так скажем, "в диалектике": "Одни почитали его за убогого пустынножителя и отшельника, а другие подозревали в нём человека недобраго, начальника станичников, каковыми почитали обитателей опустелого монастырища. Иногда видели Берлюка стоящим при большой дороге, на груди его висела икона Святителя Николая, одна рука опиралась на старческий посох, а другая простиралась к ходившим и проезжавшим Стромынкою и испрашивала скудную милостыню для хлеба насущного. Это была светлая сторона жизни этого неведомого старца. О нём ходили ещё и другие смутные слухи, что будто бы он иногда, под вечер, выходил на большую дорогу, но только уже не для того, чтобы испрашивать милостыню, а чтобы силою отнимать у проходивших и проезжавших, что мог, при помощи своих соумышленников, и счастливыми почитали себя те, кому удавалось живыми избыть от злодейских рук его". Имеет смысл обратить внимание на указание в тексте "опустелого монастырища".

    В источниках ХVII века в Берлюках указывается "церковная земля, что был Храм Николы Чудотворца", то есть опять-таки пустующее место. В 1715 году числится "новопостроенная церковь". Строителем был некий Викула Мартынов, "боголюбивый мирянин, купецкий человек, тяглец мещанской слободы". По мнению Холмогоровых, по окончании строительства Мартынов постригся в монахи. Так или иначе, в 1719 году вокруг Никольской церкви возникает монастырь. В 1731 году настоятелем обители был назначен иеромонах Иосия (Самгин), известный своим решительным антизападничеством. В прошлом - монах Саровского монастыря, человек жёсткий, не боявшийся резко высказывать свои взгляды, решительный противник засилья иноземцев во власти, при Анне Иоановне приобретшем черты эпидемии... Совершенно очевидно, что долго руководить монастырём ему бы не дали. И вот, в 1733 году к Ростовскому архиепископу Иоакиму явился некий монах Георгий (Зворыкин) из того же Саровского монастыря, поведал о своей одержимости бесами... и заодно о том, что в Саровской и Берлюковской обителях почитают юродивых как святых, монахи обсуждают с мирянами пагубное влияние западных веяний, читают запрещённые книги и вообще готовят антиправительственный заговор... Это был приговор. С позиции настоящего времени мы знаем, что Иосия действительно часто общался с московскими юродивыми, не скрывал ни от кого своих антизападных настроений и почитывал, скорее всего, "запрещёнку". Но был ли он заговорщиком? Едва ли, если, конечно, не считать заговором фрондерство по отношению к Феофану Прокоповичу. Так или иначе, под каток репрессий попал и Иосия, и - по логике "доносчику первый кнут" - Георгий Зворыкин. Обоих расстригли в 1734-м году. Иосию трижды поднимали на дыбу и по окончании трёхлетнего расследования вырвали ноздри и сослали "в Камчатку вечно". Зворыкин, также без ноздрей, отправился в Охотский острог. Берлюковскую пустынь разогнали, монахов и трудников также подвергли разнообразным казням или сослали по отдалённым уголкам страны. Только в 1759 году появляются известия о возобновлении монашеской жизни в Берлюках. Монастырь относительно успешно "проскочил" Екатерининскую секуляризацию 1764 года - не был закрыт по бедности, всего лишь выведен за штат, но... спустя всего несколько лет пал жертвой "благих побуждений". Надо же было настоятелю Никону в 1770 году написать в Московскую духовную консисторию жалобу на крайнее стеснение в средствах, из-за чего обитель пребывает в плачевном состоянии! Дух секуляризации ещё был силён, и в Москве постановили немедленно "исправить упущение 1764 года". Обитель во второй раз закрыли. Впрочем, ненадолго.

    Берлюковская обитель была возрождена в 1779 году усилиями митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). Стараниями владыки появились и благотворители. Начинается активное строительство. Собственно, тогдашнего игумена Берлюков так и прозвали - Иоасаф Строитель. Он был переведён сюда из Николо-Перервинского монастыря Москвы, одной из любимых обителей митрополита Платона. Второй был, как известно, - "духовный щит" - Николо-Пешношский монастырь. И именно с Пешноши происходили три настоятеля Берлюков, управлявших монастырём, с благословения Платона, подряд с 1806 по 1828 год. А в 1829-м году произошло великое чудо: была обретена чудотворная икона "Лобзание Христа Иудою", ставшая главной монастырской святыней. Началась пора процветания. Середина ХIХ века - период, когда обновляются все монастырские постройки. Строятся ныне существующие храмы - храм Христа Спасителя и Василия Великого, а также многие жилые и хозяйственные сооружения. Работами и всей монастырской жизнью руководит игумен Венедикт - также один из выдающихся настоятелей Николо-Берлюковской пустыни. Его дело продолжили и последующие руководители. К концу ХIХ века монастырь приобретает окончательно сформировавшийся облик: в пещерах обустраивается церковь во имя Собора Иоанна Предтечи, возводится Троицкий храм и, наконец, на исходе столетия - грандиозная колокольня по проекту признанного мастера русской эклектики А.С. Каминского. Это одна из самых высоких колоколен Подмосковья, выше неё (из сохранившихся) - только колокольня Николо-Угрешского монастыря, да и то разница невелика - 90,34 против 93 метров.

    Беды начались вскоре после революции. В 1922 году изъяли ценности. В том числе и ризу с иконы "Лобзание Христа Иудою". Сам образ бесследно пропал. Монастырь закрыли - уже в третий раз - в 1930 году. Храмам придали светский вид, сбросив с них купола с крестами. В зданиях разместился дом инвалидов, потом - психиатрическая больница для туберкулёзных... Несколько десятилетий стояли мрачные, давно требовавшие ремонта монастырские стены, поверх которых виднелась колючая проволка, да возвышалась над всем этим комплексом взметнувшаяся ввысь громада колокольни. Только осенью 2002 года бывшую обитель вместе с храмом Христа Спасителя вернули Церкви. Ещё несколько лет занял ремонт. При этом насельники были вынуждены делить территорию с домом скорби... И вот, в 2015 году, после 13 лет борьбы, больницу выселили за территорию обители, и монастырю наконец передали все постройки. В Божий дом вернулась духовная жизнь...

    Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №269, 2017 г.



    Николо-Берлюковская пустынь - мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.


    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни

    Чудесное Исцеление

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    «Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», - поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
    Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». - «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна - все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.


    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
    Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
    Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

    Монахи объясняли, что этот чудотворный образ - напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.


    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
    После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

    До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

    По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

    Аллея Романовых


    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
    А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

    Самая высокая колокольня Подмосковья

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая - больнице.
    Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области - она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни