• Легенды баянаула. Горы Баянаул Баянаул, отдых: путь в горы

    Баянаул. Подобно зеленому острову среди ковыльных казахстанских степей возвышаются Баянаульские горы. Причудливыми змейками разбежались по его урочищам большие и малые тропы туристов. Одних любителей путешествий в эти края манят голубые озера, других - хвойные и лиственные леса, богатые грибными и ягодными местами, третьих - творения ветра, солнца и воды - каменные изваяния сказочных персонажей.

    Прозрачное озеро Жасыбай является подлинной жемчужиной Баянаула. Кстати, с баянаульскими горами связано немало легенд и преданий. Жасыбай наполнен прозрачной, удивительно мягкой водой. Его площадь четыре квадратных километра, максимальная глубина - семь метров. Вокруг озера прекрасные пляжи. Сотни лет народ славит чудесный климат Баянаула, воспевая его, как целительную здравницу. Не случайно на берегах озера расположены различные дома отдыха, детские лагеря

    А в 1961 году на берегу озера Жасыбай была открыта туристическая база "Баянаул", которая работает все лето. Попасть на турбазу можно по путевкам, а можно поселиться там как в гостинице (если мест хватит). На турбазу можно доехать автобусом из поселка Баянаул. Бывшая станица, основанная в 1826 году, превратилась со временем в поселок городского типа. В нем более тысячи домов. Там же открыт мемориальный музей академика Каныша Имантаевича Сатпаева. Из Павлодара в Баянаул путь составляет 217 км, из Караганды - 270 км. Сам поселок Баянаул находится на берегу озера Сабандыколь. По преданию красавица Баян обронила туда кусочек мыла, поэтому по его берегам бывает много пены и оно носит название мыльного озера (сабанды - мыло, коль - озеро на каз. яз.).

    На юго-западе от озера находится пещера Аулиетас - одно из интереснейших экскурсионных объектов края. Сужаясь и понижаясь пещера тянется 22 метра. В ее глубине лежит камень с выемкой посередине. В ней постоянно скапливается холодная вода, стекающая со стен и потолка. Местное население приписывает этой воде целительную силу.

    Многие туристы стремятся побывать на высшей точке баянаульских гор - горе Акпет. Ее высота состовляет 1026 метров. Подъем на нее не сложен. С вершины Акпета открывается чудесный вид на хребты горных кряжей, голубые озера (только с этой вершины видны три самых крупных озера баянаульских гор - Жасыбай, Сабандыколь и Торайгыр), долины, далекую и бескрайнюю баянаульскую степь.

    Поистине таинственными местами в баянаульских горах являются живописные ущелья. На дне слышен мелодичный перезвон чистой родниковой воды, глаз радуют густые заросли малины и смородины. Как правило там произрастает папоротник, занесенный в красную книгу Казахстана, как редкое очень растение. С ущельем Ведьм связана легенда, из которой следует, что в нем протекает живая вода, омолаживающая человека. Там же ученые нашли интересную наскальную надпись, сделанную много веков назад.

    Посреди озера Жасыбай расположен красивый остров. Если смотреть на него сверху, то он напоминает форму сердца. За это его назвали островом Любви. Там все влюбленные завязывают веревочки на счастье.

    Скала Булка привлекает своей необычно гладкой формой и высотой. Возле нее ощущаешь себя маленьким и ничтожным. Забраться туда очень сложно, я лично не советую этого делать без альпинистского снаряжения.

    Одним из моих самых любимых скал является Баба-яга (или Кемпир-тас). Природа создала по истине чудную форму. На это стоит посмотреть воочию.

    Естественная красота природы может изменяться в соответствии со временами года, растущей флорой или обитаемой фауной, она всегда привлекает внимание человека, стремящегося запечатлеть миг соприкосновения с прекрасным и передать эту возможность потомкам. С целью сохранения уникального горного и лесного оазиса, в 1985 году на территории республики Казахстан был организован национальный природный парк Баянаул, получивший статус государственного природоохранного комплекса.

    Легенда, ставшая историей и прекрасным местом для отдыха

    Имеющий колоритную и достаточно увлекательную историю развития Баянаульский государственный национальный природный парк или Баянаул получил свое название от имени прекрасной девушки Баян, которая по преданию жила в этой местности. Дочь богатого и своенравного бая Карабая, отвергала все предложения замужества от смелых и отважных джигитов, любящий и заботливый отец стал беспокоиться о том, что красавица останется одинокой и решил переселить ее в новые земли, где найдутся достойные женихи.

    Желающие полюбоваться красотой невесты, предложить ей руку и сердце искали ее по всему свету, по дороге спрашивали у встречающихся: «Где аул Баян?», много достойных претендентов вереницами стекались к ее жилищу. По созвучности жители стали называть местность, где она жила - Баянаулом, со временем название не изменилось, и легенда о неприступной Баян положила начало истории природного парка, находящегося под государственной охраной, богатого красотами.

    Красота и разнообразие природы сохраненная на территории

    Официально признанный одним из первых национальных парков Казахстана, Баянаул относится к особо охраняемым природным ресурсам страны и располагается в южной части Павлодарской области, занимая 68453 га Баянаульского низкогорного массива с естественными сосновыми лесами. На парковой территории представлено разнообразие ландшафта, флоры и фауны, строго охраняющееся от воздействий внешних факторов, человеческого вмешательства, что позволило сохранить его первозданный вид.

    Живописный горный массив Баянаула, занимающий среднюю площадь в 450 км2 выделяется самой высокой точкой 1026 м, отмеченной на вершине Акбет, как гласит древняя легенда - так звали девушку, бросившуюся со скалы после женитьбы на нелюбимом. Взгляд привлекают скалы Баба-Яга, Голубь, Лошадиная голова и Каменные перины, причудливые и оригинальные названия которых отражают схожесть контурных очертаний с определенными объектами, их аутентичность сохраняется на протяжении многих веков.

    В подножьях горной гряды в хаотичном порядке расположилось множество озер с чистейшей пресноводной водой, их берега усеяны культурными памятками, обросшими народными легендами и преданиями, передающимися сквозь века, что создает особую, уникальную атмосферу посещения Баянаула. Одно из крупнейших озер, Сабындыколь, приютило на своем берегу небольшой поселок Баянаул, отличается мягкой и мыльной на ощупь водой, легенда гласит, что в его воды уронила мыло, красавица Баян, омывая в нем роскошные волосы.

    Название самого чистого и второго по масштабу озера произошло от имени могучего богатыря Джасыбая, защищавшего свою страну от врагов и погибшего на берегу водоема, это популярное место для купания, включенное во многие туристические маршруты и посещения индивидуальными группами. В водах озера Торайгыр, названного в честь знаменитого казахского поэта, выросшего в этой местности, водится наибольшая популяция сазана и других рыб, привлекая внимание рыбаков и любителей рыбной ловли со всего мира.

    Быржанколь, в дословном переводе - Озеро одной души, отличное место для отдыха и возможности окунуться в историю родного края, на его берегу раскинулся одноименный аул, постоянные жители которого (их численность не превышает 60 человек) сохранили аутентичность. Особого внимания стоят пещеры, заливы и гроты, расположенные на берегах озер, в некоторых из них можно изучить наскальные росписи и рисунки, полюбоваться отвесными водопадами, прекрасными видами живописных ущелий, утопающих в зелени долин.

    Животный и растительный мир национального парка Баянаул

    На обширной территории произрастает более 460 видов растений, некоторые из них относятся к реликтовым (черная ольха и каменная смородина), сама природа создает удивительные, естественные композиции из камней и зеленых, живых уголков. Здесь проживают около 40 видов боровых и степных животных и до 50 видов птиц, включая исчезающих, занесенных в Красную книгу архаров, популяция которых практически утеряна.

    Разнообразие флоры и фауны Баянаула обеспечивается большой протяженностью территории, которую занимает государственный парк, отдельно выделены три заповедные зоны, находящиеся под охраной и задействованные в программе по восстановлению многих видов животных и растений. Леса, лесостепи, степи и луга окружены буферной зоной, обустройство которой гарантирует минимальное влияние развивающейся промышленности и антропогенного воздействия, ухудшающего экологическое состояние за счет вмешательства человека.

    Рекреационная эксплуатация парка и охрана природного комплекса

    Баянаул радушно принимает гостей и посетителей, на его территории проложены туристические и экскурсионные маршруты и действуют работающие оздоровительные комплексы, выделены специальные места для стоянок с палатками и комфортного кратковременного отдыха. Экологически чистая зона в сочетании с высоким уровнем предлагаемого сервиса обеспечивают постоянный приток туристов, обеспечивая им прекрасный отдых на природе и возможность ознакомиться с естественными памятками, историей удивительного края.

    Посещение природоохранного, национального парка Баянаул подарит массу положительных и позитивных эмоций, поможет окунуться в невероятную атмосферу покоя благодаря величественным и красивейшим пейзажам, возможности прикоснуться к многовековой историей Казахстана. Для туристов и посетителей разработаны комплексы развлекательных мероприятий, предусмотрена возможность круглогодичного посещения парка и его отдельных зон с длительным проживанием.

    Легенды Баянаула

    Баян - Сулу.

    Баянаул - слово монголо-тюркского происхождения, дословный его перевод- богатые, счастливые горы. Исторические предания казахов связывают также названия гор и населенного пункта с именем красавицы Баян, героини народной эпической поэмы «Козы- Корпеш и Баян-Сулу», повествующей о страстной любви и беззаветной верности двух сердец. .

    По легенде отец Баян-Сулу Карабай ежегодно кочевал от Аягуза до Тюмени, делая длительные остановки в горах Каркаралы, Баянаула, Домбралы, Моншакты и т. д. Баян особенно понравились горы Казылык, где было много черных цапель с красивым опереньем. Из перьев этих птиц она сшила себе красивый головной убор, украшенный султаном, почему и горы были названы Каркаралы (горы Черной цапли), в Кокчетавских горах Баян нашла чудесное дерево, извлекающее приятный для слуха напевный звук. Из этого дерева Баян Сулу сделали музыкальный инструмент - домбру, отчего гора была названа Домбралы. На соседних горах было много драгоценных камней, из которых она изготовила роскошный бисер (моншак), отчего эти горы были названы Моншакты (Бисерные). И сама Баян была девушкой чудесной красоты. Приставка «Сулу» -красавица - стала неотъемлемой частью ее имени, а аул, где отец во время кочевья делал самые продолжительные остановки, стал любимым местом собрания молодежи, и его все называли Баянаул.

    Видя, какой славой пользуется красота дочери, и какой большой можно получить за нее калым, Карабай утвердился в решении нарушить обет и клятву, данную при ее рождении другу Сарыбаю - выдать девушку замуж за его сына Козы-Корпеша. Поэтому со своими крупными стадами он стал откочевывать все дальше от семьи Сарыбая, в новые, далекие края. Тоскуя о Сары-Арке, многие родичи и пастухи отбились от Карабая.

    Остался верен ему лишь приставший в пути богач Кодар, который и стал добиваться руки Баян-Сулу. Карабай медлил- торговался. Но когда они сбились с дороги в пустыне, растерявшийся Карабай заявил Кодару:

    Веди же караван через пустыню, а выведешь - бери себе Баян!

    Когда они успешно вышли к реке Аягуз, где и облюбовал себе место, новый жених стал торопить со свадьбой.

    Однако Баян-Сулу не любила злого, коварного и жадного Кодара и откладывала день свадьбы.

    Шли дни и годы. Возмужавший Козы-Корпеш решил, во что бы то ни стало найти свою невесту и, наконец, у Аягуза нашел аул Корабая. Джигит нанялся пастухом, познакомился и сдружился с красавицей Баян. Та нашла в Козы- Корпеше свой идеал человека кристально чистой души, справедливого, храброго, опору беззащитных. Горячо полюбил девушку и Козы-Корпеш. «Не остановлюсь ни пред чем, - сказал он себе, чтобы быть нам вместе».

    Козы-Корпешу удается победить своего противника. Но, потерпев поражение в открытой схватке, Кодар ведет тайную борьбу. На его стороне отец девушки. Баян-Сулу говорит своему возлюбленному - Враги тебя убьют. Бесценный мой, не жди пощады тут. Скорее увези меня отсюда, в родных местах найдем себе приют. Через несколько дней стрелой из лука Кода предательски убил сонного Козы- Корпеша.

    Увидев дочь в безутешной печали, отец просит: .

    Голубушка, хватит слезы проливать. Тебе найдется пара. Не хочешь за Кодыра? Так и быть. Но она ему ответила:

    Люблю я одного Козы-Корпеша.

    Баян похоронила Козы-Корпеша в степи возле Кызыл-Кия. Приказала Кодыру выкопать колодец и своими руками достать оттуда воды, которой она смоет печаль. Она предложила ему спускаться, держась за ленту, вплетенную в ее длинную косу, а как только Кодар спустился - обрезала косу. Девяносто джигитов, поклонников Баян-Сулу, забросали колодец камнями.

    Через год она, согласно обычаям предков, справила поминки по убитому жениху и приказала воздвигнуть над могилой мавзолей. В бежала туда и, выхватив из-за пояса кинжал, вонзила его себе в сердце.

    С быстротой молнии разнес степной «узун-кулак» весть о трагической гибели красавицы Баян по всей казахской степи. В глубокой печали были все знавшие ее, слышавшие о ней. Они вспоминали каждый ее шаг, каждое слово.

    Когда-то, купаясь в озере, Баян уронила в него мыло.

    Не потому ли вода в нем такая мягкая? - говорили потом люди.

    Так и привыкли называть озеро мыльным - Сабындыколь..

    Вспоминали подруги погибшей, как в детстве сидя на склоне одной из гор, они расчесывали гребнем, косы Баян-Сулу, и гору стали называть Тарах (Гребень). Самую высокую и красивую в этих! Вершину, в память о Баян, окрестили Акбет - Белолицей. Баян хорошо пела, любила ездить верхом. Однажды, становясь на отдых у речки, она забыла там путы (шидер) - речку стали называть Шидерты. А речку на северо-востоке, у которой не раз раздавалось вдохновенное пение девушки, назвали Оленты (Песенная).

    Горы на десятки верст вокруг аула еще в те незапамятные времена во всех кочевьях называли не иначе, как Баян-тау (горы Баян, Баянские горы). Так зовут их и теперь.

    Все, кто проходит по горам Баянаула, по его туристским тропам, не могут не восхищаться изваянием природы. Кажется, потрудился здесь в незапамятные времена великан скульптур. Некоторые из этих изваяний воображением людей издавна одухотворялись, вводились как персонажи в народные сказания, легенды.

    Найзатас

    Скала Назайтас у туристов имеет и другое название «Булка». Название это произошло не только от формы скалы. Существует легенда, что в тяжелые годы джунгарского нашествия все мужчины ушли воевать с врагом, а женщины стал печь лепешки, чтобы поддержать силы воюющих. Бой был тяжелым и долгим, женщины складывали лепешки одна на другую, но, увы, мужчины не вернулись из смертельной схватки, и стоит скала, как символ горя казахского народа символ памяти о том тяжелом времени. Если смотреть на скалу от озера Торайгыр, то она выглядит грузно осевшим на задние ноги мамонтом.

    Кемпиртас

    Скала Кемпиртас видна с некоторых возвышенных точек дороги от озера Торайгыр к озеру Жасыбай. Невольно думаешь не она ли наткнула древних сказителей на мысль создать в поэме «Козы-Корпеш - Баян-Сулу» образ Мыстан- Кемпир - злобной старухи, которая своими уловками препятствовала джигиту на его пути к невесте.

    Село Торайгыр, стоящее у живописного озера, издавна славилось своими замечательными конями - легкими, быстроногими тулпарами. Но случилась однажды беда, стали пропадать кони, как не пытались сторожить джигиты - безрезультатно. Каждую ночь исчезал с табуна самый лучший конь. Собрался совет старейшин, посовещались старцы и решили, без нечистой силы тут не обошлось. Постановили старцы усилить дозор и поймать вора. И действительно, ночью дозорные увидели, как страшная старуха Мыстан-Кепмир схватила лучшего коня из табуна и унесла его по небу в свою пещеру. Единственное, что успели джигиты - это найти логово страшной старухи. На следующую ночь решили сделать засаду у этой пещеры. И вот вторая ночь на исходе. И снова несется по небу Мыстан-Кемпир, но стоят у пещеры джигиты, не дают бабе-яге попасть в нее. Из последних сил разбросала Мыстан - Кемпир джигитов в сторону и ринулась в пещеру. Но первый луч света заставил окаменеть ее голову, не успевшую скрыться. Так и стоит скала Кемпиртас у развилки дорог между поселком Торайгырова и Биржанколь.

    Аулиетас

    Пещера Аулие-тас издавна считается святым местом паломничества. Причиной такого поклонения является находящийся в глубине пещеры каменный казан, на дне которого постоянно скапливается вода. Этой воде приписываются свойства избавлять от всех болезной, вплоть до бесплодия. И тянулись к пещере женщины, верившие, чтобы, переночевав там, они смогут принести потомство. Сейчас пещера также является одним из мест, куда стремятся попасть туристы. От нее открывается изумительный вид на заповедную часть Баянаульского национального парка.

    Гора Акбет

    Самая высокая гора здесь носит имя Акбет - Белолицая. Она ярче других вершин освещается солнцем. В народе бытует несколько легенд, связанных с именем горы. Одни, например, утверждают, что она названа так в память о красавице Баян. Другие, что Белолицей гору стали называть после того, как на ней скрывался с девушкой необыкновенной красоты батыр Жалантос.

    «В раскинувшемся у подножия горы ауле жила красавица Акбет Буркутбаева. Любила она смелого и лучезарного джигита, но не пришлось им долго встречаться, ее продали за калым старому баю Акимбеку. Юная красавица не вынесла своей горькой участи, в день свадьбы она бросилась с высокой горы и разбилась. С тех пор гору называют именем прекрасной, но несчастной красавицы Акбет».

    Те отважные, кому удавалось подняться на пик Смелых, могли воочию увидеть у скалы Акбет персонажей из сказки о трехглавом змее и семи богатырях- батырах.

    Это было давним - давно, в седую-седую старину, рассказывает сказка. Кочевал аул в пустынной степи, между Иртышом, Дегеленом и южными отрогами Кызылтауских гор, где ныне земли Майского района Павлодарской области. У Иртыша все богатые травами места были заняты другими родами, холмы Дегелена мало приветливы. Манили к себе богатые и красивые горы Кызылтау, с чистыми голубыми озерами и звонкими ручьями. Но седобородые, всезнающие старики сами страшились приближаться к ним и удерживали молодых джигитов:

    Если дорожите жизнью, забудьте и думать об этом прекрасном крае.

    Особняком кочевал с аулом смелый Айдобол, с которым жил отец и дед, и у которого росло семеро сыновей - джигитов, не знающих равных себе ни в борьбе, ни в скачках на коне, ни в других состязаниях. Наслышавшись о том, что когда-то их предки жили в богатых и красивых горах, сыновья стали звать отца:

    Пойдем туда, в тот край. Если там есть луга, озера и реки, никогда не бывает джута, почему мы покинули его?

    В этот счастливый край пришла беда, - отвечает прадед - вот и покинули люди его. Отговаривая правнуков, старик поведал, как на горе, которую мы теперь называем Акбет, в те далекие годы появился трехглавый змей- людоед. Какими страшными муками мучил он свои жертвы, никому не ведомо. Но с вечера до глубокой ночи слышались вопли истязаемых. На рассвете же змей спускался к озеру пить воду. Днем он спал на солнцепеке, а к вечеру снова вылетал, выбирая жертву из молодых парней и девушек. Вот почему, чтобы не перевелся наш народ на белом свете, мы покинули богатые счастливые горы.

    Почему вы не убили его во время сна? - спросили джигиты- правнуки.

    Его врасплох, дети, не застанешь. Во время отдыха одна из его голов не спит…

    Все равно мы расправимся с ним, - воскликнул старший из джигитов.

    Уничтожим змею! - поклялись братья.

    И отправились они к берегу озера, куда змей спускается на водопой. Построили баркас, и трое старших поплыли к месту, где рассказывал прадед, змей пьет воду. Когда светало, завязался бой. Погибли смельчаки, отрубив, однако одну голову змею- людоеду.

    На следующую ночь снова отправились три брата, чтобы на рассвете победить или умереть. Свирепо оборонялся змей. Погибли братья, но отрубили еще одну голову.

    Не дождался их возвращения младший из братьев. Сделал лодку - долбленку и поплыл навстречу своей судьбе. Молод он был, но тоже силен и ловок. Увидев спускающегося, теперь уже одноглавого змея, обнажил меч и вступил в единоборство. Долго, то увертываясь, то нападая, прыгал смельчак с камня на камень. Наконец, выбрав случай, когда змей пытаясь схватить противника, мотнув головой и обнажил шею, джигит размахнулся и нанес ему смертельный удар. Но в это же время зубы змея впились в тело юноши. Оба упали замертво - один с отрубленной головой, другой - с разорванной грудью.

    Погибли славные братья - батыры. Но как бы в память об их подвиге мать-природа изваяла каменные памятники. На озере стоят островки - два баркаса и лодка, а на берегу у подножия Акбет - семь каменных выступов - окаменевшие семь братьев. А еще ниже, у берега - три каменные головы змея-людоеда. ождался их возвращения младший из братьев. чтобы на рассвете или победить или умереть. . игитов:

    Майского района Павлодарской области.

    У озера Торайгыр

    Раньше люди верили: по сну на кануне рождения сына можно узнать, кем он будет. У Едыге, потомка Айдабола, было три сына. Когда родился старший сын, Кигару, отец видел во сне воpoну на гнезде, перед появлением на свет Шона - беркута с добычей под крылом, а накануне рождения Торайгыра, он видел во сне мальчика, который ловил и раздавал птиц.

    Как приснилось, так и случилось. Старший сын имел небольшое хозяйство и других хлопот не ведал. Средний Шон - стал бием и использовал свое положение для наживы. Тот кто мог пригнать в подарок десяток -другой лошедей или баронов, всегда оказывался прав. При создании царским правительством так называемых внешних округов Шон Едыгеев, как самый влиятелыный феодал был назначен старшим султаном Баянаульского внешного окурга. Торайгыр был бием и богатырем. Он не особенно прельщался подарками. Скотоводы труженики всегда искали защиты от притеснений у него. Жил Торайгыр близ озера впоследствии названного его именем. А большой матрацевидный камень (он находился на площади центральной усадьбы совхоза имени С. Торайгырова), на которам как говорят в летнее время обычно велся разбор судебных дел и сейчас называется камень трон. Конечно в легенде о происхождении названия озера Торайгыр по своему выражена народная мечта о справедливости.

    Писаница

    « Писаницы», или «писаные камни», - непонятные знаки, рисунки, тотемы. С давних пор наталкивались на них люди в самых разных, порой неожиданных местах. Не умея объяснить их появление и значение, фантазия людей наделяла их колдовской силой, придавала мистическое значение. Человек старался избегать этих мест. Может быть, поэтому беспощадное время и донесло «писаницы» целыми до наших дней?

    На Петра Людвиговича грот с пицаницами произвел неизгладимое впечатление. По свежим следам в том же 1926 году ученый пишет статью? «Грот с писаницей на озере Джасыбай в окрестностях Баянаула». Вот короткий отрывок из этой статьи:

    « На писаницах можно усмотреть 15 фигур; из них 10 отнести к изображениям людей в разных позах, причем три фигуры, несомненно, принадлежат мужчинам. Небольшие размеры грота способствовали избранию его для жилища даже одного человека. Свод и стены отличаются особой чистотой. Скорее всего, это было что-то вроде капища, предназначенного для хранения предметов культа, и рисунки на своде имели, по-видимому, какое--то религиозное или магическое значение. Соседние гроты, более обширные и вместительные, могли служить достаточно удобными обиталищами. Своды их сильно закопчены». .

    Писаницу туристы прозвали небольшую скалу на правом берегу озера. Интересной особенностью писаницы является выдолбленный в скале компас, правильно указывающий расположение четырех сторон света.

    Легенда о Жасыбае

    XVIII - одно из памятных времен для казахского народа, защищавшего свою государственность и самостоятельность - эпоха, запечатленная в истории под названием «Актабан- шубырынды» - «Годы великого бедствия». Тогда из недр народа выдвинулось немало героических личностей, осененных ореолом славы. Одним из таких отважных героев эпохи был Олжабай Толебаев, талантливый руководитель освободительной борьбы.

    В 1741 годy, когда Аблай, глава Среднего жуза, находился в плену у джунгарского владыки Галдан-Церена, джунгары пытались захватить Каркаралинские и Баянаульские степи со стороны Иртыша - устраивали частые вылазки и набеги на аулы, угоняли скот, грабили, сжигали жилища мирных казахов. Но Олжабай со своим отважным племянником: Джасыбаем, троюродными братьями Едыге и е - батыром, сыновьями бия Казбека, срочно организовал боевые отряды для отпора врагу. B главе одного из отрядов стал батыр Джасыбай.

    В живописной долине Джамбак, Олжабай созвал на совет богатырей Едыгея, Джасыбая, Жауке, Алпыса, Жекебатыра, Жанабека, Кошета, Жалантоса и Дулата. «Не, щадя жизни, изгнать захватчиков с родной земли!» - решили богатыри.

    Первыми встретили врага воины Джасыбая. Его отряд, находясь в засаде,

    подпустил противника почти вплотную и кинулся на него с пиками и стрелами, удары были меткими и сильными. Как подкошенные, валились поработители с коней. Смятение приходило в их ряды там, где появлялся предводитель отряда Джасыбай. Его копье насмерть разило непрошеных гостей. Враги обратились в позорное бегство, и пришли в себя только у озера Сабындыколь.

    Решили пуститься на хитрость. Каждый всадник привязал повод лошади к ноге и сел задом наперед, чтобы, наступая, создать видимость отступления, уменьшить бдительность обороняющихся и застать их врасплох.

    Ого! Они только опомнились, привели себя в порядок, - воскликнул

    дозорный, - а, теперь уходят! Смотрите!

    Джасыбай взял джаурун - баранью лопатку, пригляделся через глазок в ней и

    разгадал вражескую хитрость.

    Ничего не выйдет! - сказал богатырь, усмехнувшись. Он вновь выстроил, своих бойцов и напал на врагов в той долине, где те хотели перестроиться для броска в атаку. И снова нанес им поражение.

    Однако отдых после боя для храброго Джасыбая оказался роковым. Он был убит стрелой вражеского мергена, который, лишившись в бою коня и спрятавшись за камнем, ждал наступления темноты.

    Когда гонец привез эту печальную весть Олжабаю, тот поднял своих бойцов и бросился догонять отступающих, надевая им опомниться. Вместе с ним мчались и джигиты Джасыбая. Смятение царило в стране врагов. Они убегали, оставив свое пристанище на Сабындыколе, тем, кто просил о пощаде, Олжабай отвечал:

    Вы все вместе взятые, не стоите пятки убитого вами витязя. Истребить вас, волчью стаю!

    Большинство джунгар на быстрых конях скрывались за дальними холмами, расположенные юго-восточнее Баянаульских гор, в Прииртышской равнине. В этих гopaх Олжабай нанес джунгарам сокрушительный, последний удар. И с тех пор эти горы называются Калмак-кырылган - место разгрома калмыков (джунгар). А озеро Шоинколъ, в память о молодом Казахском батыре, смело вставшем на защиту Родины, народ переименовал в озеро Джасыбай. Его именем стали называть и перевал между озером и Баянаулом, где он держал оборону и был похоронен.

    Могила Джасыбая давно поросла травой. Но к ней не зарастет тропка, по которой приходят те, кто хочет почтить память славного сына казахского народа.

    Не забыто Баянаульцами и имя главного предводителя борьбы с джунгарскими

    захватчиками в этих местах - Олжабая Толебаева. Он проявил свой полководческий талант и в последующие годы.

    С именем Олжабая в Баян-Ауле связаны: камень на берегу озера Жасыбай, на котором по преданию отдыхал батыр; место, где Олжабай стоял караулом; горный перевал «Олжабай асуьш, названный по его имени Родословная Олжабая батыра (1709-1783) следующая: Сююндык - Сугынmи.- Мамык (Шуманак) -Кулболды - Айдабол - Малгозы - Толыбай - Олжабай.

    Многие годы к Баянаулу приковано внимание ученых - исследователей. Одним из первых исследователей Баянаула был крупнейший сибирский ученый, профессор - минеролог, член Метеоритного комитета СССР - Петр Людвигович Драверт. Он исследовал минералы на Урале, в Якутии, в Западной Сибири, в частности, в Прииртышье. В середине 30-х годов несколько раз уезжал с экспедицией в Баянаульские гopы. Он с восхищением говорил: «Сары-Apка - желтый хребет! Как метки и точны народные названия местности! В полупустынной степи Казахского мелкосопочника, к югу от Иртыша, появляются выходы древних кристаллических пород. Изогнутые пласты их представляют.

    Представляют собой горные хребты и миниатюре, являются как бы их макетом».

    Грот Драверта. Многие к Баянаулу прикована внимание ученых - исследователей Одним из первых исследователей Баянаула был крупнейший сибирский ученый, профессор - минеролог член Метеоритного комитета СССР- Петр Людвигович Драверт.Он исследовал минералы на Урале, в Якутии, в Западной Сибири В частности, В Прииртышье. В середине двадцатых годов несколько раз приезжал с экспедицией в Баянаульские горы. Он с восхищением говорил Сары-Арка желтый хребет. Как метки и точны народные названия местности. В полупустынной степи Казахского мелкосопчника, к югу от Иртыша, появляются выходи древних кристаллических пород. Именем Драверта и сейчас называют открытый и описанный им в 1926 году грот с писаницами древнего человека который находится у скалистого берега озер Джасыбай, недалеко от скалы Атбасы - Конская голова.

    Легендарным стало имя нашего современника - Каныша Имантаевича Сатпаева, Основателя Казахстанской школы геологов, организатора и первого президента Академии наук Казахской ССР.

    В доме маленького Сатпаева до его поступления в школу единственной книгой был Коран: Родился он в год Кабана, во второй весенний месяц после Наурыза. Эту дату записал на этом самом Коране его отец.Отец будущего ученого Имантай Сатпаев (1848 -1928), был образованным" человеком, обладал обширными познаниями, в области литературы и истории

    края, свободно владел русским, фарс и арабским языками. Имантай Сатпаев с особым уважением относился к Чокану Валиханову, был хорошо знаком с его отцом Чингисом Валихановым. Его связь вала дружба с выдающимся ученым -

    "Этнографом Г. Н. Потаниным. ."

    Мать К. И. Сатпаева, Алима (1862 - 1904), умерла, когда маленькому Канышу исполнилось пять лет. Воспитывала его старшая жена отца Нурим, которая и стала называть его Канышем (мулла дал ему имя Габдулгани).

    Потом, будучи зрелым человеком, он посещал и зимовку - корык, где он родился, и свою чудом сохранившуюся школу, вернее, тот бревенчатый домик, в котором была его первая школа. Все показалось ему таким маленьким, и он не мог понять, как столько ребят помещал ось в этом узком сарайчике.

    Его детские годы прошли Баянауле. Как и все ребята, он любил различные игры, покачаться на качелях, побродить по горам. Но в горах кудрявый большеголовый мальчик так увлеченно разглядывал скалы, собирал разные камешки, что обычно отставал от друзей и приходил домой один, всегда принося с собой грудой, камней. Особенно часто он ходил на скалы горы Сарымсакты (лукавой), находящийся в трех - четырех километрах от родного аула. .

    Здесь неизвестно кем были выкопаны когда-то продолговатые, шириной в десять пятнадцать шагов, теперь уже обвалившиеся ямы В кучах - выбросах около ям и на дне их маленький Каныш находил диковинные вещи: поt:Iадались камни прозрачные, как стекло, дымчатого цвета, камни с синим и зеленоватым блеском, желтых, переливающихся тонов. Подолгу сидел он там, зачарованный и возвращался каждый раз с новыми находками.- Не клад ли золотой думаешь найти? - шутили над ним. - Найдешь - С нами поделись.

    После окончания аульной школы Каныш Сатпаев учился в русско-киргизской школе в Павлодаре, в Семипалатинской семинарии, в 1920 году был избран

    народным судьей в Баянауле. И по прежнему увлеченно коллекционировал

    разные камни 1921 году Канышу Сатпаеву посчастливилось встретиться с профессором Томского технологического Института геологом Михайлом Антоновичем Усовым.

    который приехал сюда поправить здоровье чистым воздухом и кумысом и поселился в ауле его отца. Усов с интересом ознакомился с коллекцией минералов Сатпаева.

    Осенью 1921 года, после блестяще сданных приемных экзаменов, Каныш Имантаевич поступает на геологическое отделение горного факультета Томского технологического Института. В годы учебы в институте формировалось мировоззрение K И. Сатпаева и складывался его характер. Огромное влияние на студента из Баянаула оказали великие профессора талантливейшие геологи М. А.

    Усов и В. А. Обручев. .

    В 1926 году К. И. Сатпаев успешно окончил институт и стал первым казахом с дипломом горного инженера-геолога.

    Молодой специалист летом работал на месторождениях, а зимой вел обработку материалов в городских условиях. Здесь он столкнулся с опытными знатоками своего дела, что способствовало выработке воли, необходимой для осуществлен-

    ия своих планов.. .

    В ноябре 1934 года на сессии Союзной Академии Наук К.И. Сатпаев выступил с докладом «Медь, уголь, марганцевые руды и другие ископаемые Жезгазган-у Данные этого уклада легли в OBУ решения сессии по вопросу освоения Большого Жезгазгана.

    В 1937 году проблемы Жезгазгана были включены в план работы отрасли.

    В 1940 году К. И. Сатпаев, в связи с юбилеем, 20-летием Казахстана, за большие заслуги в освоении богатств недр Жезгазгана был награжден высшей наградой того времени - орденом Ленина. В 1941 году К. И. Сатпаев назначается директором Геологического института Казахского филиала АНСССР, через два месяца на него были возложены обязанности заместителя председателя Президиума Казахского филиала АНСССР, а. через год он стал руководителем филиала академии наук СССР будущей Академии наук Казахстана. В 1942году К. И. Сатпаев становится первым казахом - доктором геолога-минералогических наук. .

    В июле 1946 года К.И.Сатпаев был избран первым президентом созданной Академии наук Казахстана. В октябре этого же года он был избран действительным членом Академии наук СССР и стал первым академиком из числа представителей науки восточных республик.

    Были годы, принесшие К.И Сатпаеву немало переживаний. Его высокий авторитет заслонял власть имущих, за что они подвергали ученого гонениям. По необоснованным обвинениям идеологического толка с 1951 по 1955 годы было прервано его пребывание на посту президента АН Казахстана. Эти годы Сатпаев как директор Института геологических наук АН Казахстана посвятил науке о металлогении. В 1955 году он был избран президентом АН Казахстана работал в этой должности более 14 лет.

    В 1958 году за разработку методологической основаны и составление прогнозных металлогенических карт центрально Казахстана, не имевших аналога в мировой геологической практике группа Казахстанских ученых геологов во главе с академиком К.И.Сатпаева была удостоена Ленинградской премии.

    Эта работа показала роль казахстанских геологов и Сатпаевской школы всему миру.

    В 1959 году в дни своего шестидесятилетия К.И.Сатпаев в последний раз пребывал в родных Баянаульских горах навестил земляков. Во время встречи с пионерами на берегу озера Джасыбай рассказ о своем пути в науку он закончил словами.

    Вы ходите ребята по тем тропам по которым ходил и я, но у каждого есть своя отправная точка в большом жизненном пути как для меня была отправным пунктом загадка Сары-сакты. Будьте же упорны на путы к цели которую каждый из вас ставит перед собой.Но есть главное что обьединняет в жизни всех нас - эта беззаветное служение нашей великой социалистической Родине.

    Именем академика К.И.Сатпаева названы город в Карагандинской области Институт геологических наук АНРК где он был бессонным директорам,АО «Жезказганцветмет» малая планета в созвездии Телыца минерал «Сатпаевит «ледник и горная вершина Жунгарского Алатау сорта цветов сирени гладиолуса ряд улиц и школ в городок и поселках Республики Казахстан. В нашей области имя К.И.Сатпаева носят Экибасузский инженерно-технический институт и сельскохозяйственный производственный кооператив в Тендык где родился академика.

    Баянаульском районе (ныне Павлодарская область), в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил Сиротскую долю.полуголодное существование. вот что видел Султанмахмут.Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902 - 1967) учился у муллы. Султанмахмут был пытлив и любознателен.

    Страстная жажда познания гонит его.в далекий Баянаул, где Султанмахмут

    учится в духовной школе- медресе (1908-1910). ".

    в конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую -духовную школу. Он самостоятельно изучает основы "наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова. Новый мир открывается перед его глазами, неизмеримо расширяется кругозор, и Су лтанмахмут начинает нонимать многое, о чем раньше не. имел представления.

    В школе 1913 года - Султанмахмут вынужден остановить учение. Лишения и голод подорвали его здоровье - поэт заболевает туберкулезом. Он едет в аул, где

    обучает детей. Но проходит некоторое время, и он снова в Троицке. Вскоре Султанмахмут становится одним из выдающихся сотрудников известного: прогрессивного журнала «Айкал» . В 1913 - 1914 годах Торайгыров написал свой первый роман «Камар-Слу» - «Красавица Камар». Пятнадцатилетняя девушка предпочитает лучше умереть, чем жить со стариком, жестоким, уродливым богачом Нурумом. Дальние родственники, соблазненные большим калымом, содействуют похищению девушки. под видом лечения ее подвергают жесточайшим пыткам. Светлая, талантливая натура погибает от дикой жестокости, погибает и ее любимый, расправиться со «знахарем». В романе раскрыта актуальная тема человеческого достоинства женщины - казашки. Автору удалось верно, передать развития чувств героя и героини, их волнения. История жизни и любви Камар, показанная в романе, вызывает читателя" чувство жгучей ненависти к фео, цельно - патриархальному строю. Второе значительное про изведение роман в стихах «Кто виноват?», написанный в 1916 году. В "нем Торайгыров показал себя мастером широкого охвата социальной действительности. По новому истолкованы многие явления жизни, на суд существенности выносятся ее позорные стороны, связанные с проникновением капитализма, разлагающим влиянием денег. Алчные степные воротилы показаны покорными слугами царизма. В романе показаны и положительные и - положительные образы новых людей. Один и них - учитель Ануар, являющийся проводником науки и культур). В 1919 год, в разгар гражданской войны, Султанмахмут написал поэму «Бедняк». .

    Написаны Торайгыром поэма «3аблудившаяся ЖИЗНЬ», много гражданских

    лирических "стихотворений, очерки и статью. И во всех своих произведениях он был глашателем народа. В декабре 1919 года, как только Красная Армия

    освобождает Прииртышье от колчаковщины, Торайгыров едет в Павлодар, чтобы встретиться с председателем ревороционного уездного комитета.

    Возвратившись, он работает председателем Шидертинского военкомата пишет"... Вся деятельность Торайгырова прошла в неутомимой борьбе за. просвещение родного народа, за освобождение его от духовного и политического гнета. !Поэт ненавидел невежество и темноту, которые калечили и уродовали людей, страстно мечтал о свободной и счастливой жизни, напряжению порою мучительно искал путь преобразования жизни кочевого аула, где господствовали мрачные, родовые обычаи и традиции Султанмахмут Торайгыров верил в грядущее торжество правды в светлое будущее родного народа. В его творчестве социальной социальные протест зазвучал с огромной силой. От имени миллионов угнетенных бедняков он предъявил счет господствующему классу, счет суровой и еще оплаченный.

    Сколько на свете таких рабов,

    Чей жребий жалок, чей труд. суров!

    Но есть ли богач, сполна оплативший, :

    Слезы измученных бедняков?

    С именем Торайгырова связано и жанровое обогащение родной литературы. Создатель первых казахских романов - в стихах, прозах, первых философских и социальных поэм и очерков, Торайгыров за свою короткую жизнь сумел занять почетное место в истории национальной культуры. Гражданский лирик по характеру своего таланта, Султанмахмут был достойным преемником и продолжателем демократических традиций Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. По своим философическим взглядам он материалист и воинствующий атеист.

    у озера Торайгыр стоит надrpобный памятник, праправнуку знаменито. го бия, поэту - демократу Султанмахмуту Торайгырову. Его именем назван совхоз у озера. На его центральной усадьбе, у школы, труженики совхоза установили бюст славного земляка, а в двух комнатах Дома Культуры открыт его мемориальный музей.

    Из уст в уста передаются рассказы современников поэта о страстной тяге

    Султанмахмута к знаниям, о его высокой любви к трудовому народу, которые выражены в про изведения и проявлялись во всех его поступках.

    Произведения Троайгырова представляют собой образцы мистического творчества, начало которому было заложено Абаем Кунанбаевым. "Поэт. раскрывал противоречия классовых интересов баев и эксплуатируемой ими бедноты, разоблачал насилия царских, чиновников, стоящих на стороне баев, выступал против унизительного обычая калымного брака, призывал к раскрепощению женщин.Султанмахмут Торайгыров умер в 1920 году.

    про водником науки и культуры. В 1919 гoд~, в разгар гражданской войны, Султанмахмут написал поэму «Бедняк».

    Написаны Торайгыром поэма «3аблудившаяся жизнь», много гражданских лирических стихотворений, очерки и статью. И во всех своих произведениях он был глашателем народа. В декабре 1919 года, как только Красная Армия

    Освобождает Прииртышье от колчаковщины, :Горайгыров едет в Павлодар, чтобы встретиться с председателем революционного уездного комитета. Возвратившись, он работает председателем Шидертинского волревкома и пишет,

    пишет"... Вся деятельность Торайгырова прошла в неутомимой борьбе за "

    просвещение родного народа, за освобождение его от духовного и " политического гнета. Поэт ненавидел невежество и темноту, которые калечили и уродовали людей, страстно мечтал о свободной и счастливой жизни, напряжению порою мучительно искал пути преобразования жизни кочевого аула, где господствовали мрачные, родовьiе обычаи и традиции Султанмахмут Торайгыров верил в грядущее торжество правды. в светлое будущее родного народа. В его творчестве социальной социальные протест зазвучал с огромной силоЙ. от имени миллионов угнетенных бедняков он предъявил счет господствующему классу, счет суровой и еще оплаченный.

    Сколько на свете таких рабов,

    Чей жребий жалок, чей труд,суров!

    Но есть ли богач, сполна оплативший,

    Слезы измученных бедняков?

    С именем Торайгырова связано и жанровое обогащение родной литературы. Создатель первых казахских романов - в стихах, прозах, первых философских и социальных поэм и очерков, Торайгыров за свою короткую жизнь сумел занять почетное место в истории национальной культуры. Гражданский лирик по характеру своего таланта, Султанмахмут был достойным преемником и продолжателем демократических ТРадИЦИЙ Чокана ВалихаНова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. По своим философическим взглядам он

    матери,алист" и воинствующий. атеист. у озера Торайгыр стоит надгробный памятник, праправнуку знаменитого бия,

    поэту - демократу Султанмахмуту Торайгырову. Его именем назван совхоз у озера. На его центральной усадьбе, у школы, труженики совхоза установили бюст славного земляка, а в двух комнатах Дома Культуры открыт его мемориальный музей.

    Из уст в уста передаются рассказы современников поэта о страстной тяге Султанмахмута к знаниям, о его высокой любви к трудовому народу, которые выражены в произведениях и ПРОЯВЛЯЛИ9Ь во всех его поступках.

    Произведения Тороайгырова предоставляют собой образцы реалистического творчества, начало которому было заложено Абаем Кунанбаевым. "Поэт, раскрывал противоречия классовых интересов баев и эксплуатируемой ими.

    Советский период. Каныш Сатпаев.

    Легендарным стало имя нашего современника - Каныша Имантаевича Сатпаева, Основателя Казахстанской школы геологов, организатора и первого президента Академии наук Казахской ССР.

    в доме маленького Сатпаева до его поступления в школу еДИl!ственной книгоЙ был Коран: Родился он в год Кабана, во второй весенний месяц после Наурыза. Эту дату записал на этом самом Коране его отец.

    Отец будущего ученого Имантай Сатпаев (1848 -1928), был образованным человеком, обладаЛ обширныМи познаниями,в области литературы и истории края, свободно владел русским, фарс и и араgским языками. Имантай Сатпаев с особым уважением относился к Чокану Валиханову, был хорошо знаком с его отиом Чинписом валихановы.. Его связь~вала дружба с выдающимся ученым Этнографом Г. Н. Потаниным. ."

    Мать К. И. Сатпаева, Алима (1862 - 1904), умерла, когда маЛенькому Канышу исполнилось пять лет. Воспитывала его старшая жена отца Нурим, которая и стала называть его Канышем (мулла дал ему имя Габдулгани).

    Потом, будучи зрелым человеком, он посещал и зимовку - корык, где он родился, и свою чудом сохранившуюся школу, вернее, тот бревенчатый домик, в котором бьта его первая школа. Все показалось ему таким маленьким, и он не мог понять, как столько ребят помещал ось в этом узком сарайчике. :

    Его детские годы прошли Баянауле. Как и все ребята, он любил различные игры, покачаться на качелях, побродить по горам. Но в горах кудрявыЙ большеголовый мальчик так увлеченно разглядывал скалы, собирал разные камешки, что обычно отставал от друзеЙ и приходил домой один, всегда принося с собоЙ грудой, камней. Особенно часто он ходил на скалы горы Сарымсакты (лукавой), находящийся в трех - четырех километрах от родноrо аула. .

    Здесь неизвестно кем были выкопаны когда-то продолговатые, шириной в десят~ - пятнадцать шагов, теперь уже обвалившиеся ямы. В кучах - выбросах около ям и на дне их маленький Каныш находил диковинные вещи: поt:Iадались камни прозрачные, как стекло, дымчатого цвета, камни с синим и зеленоватым блеском, желтых, переливающихся тонов. Подолгу сидел он там, зачарованный и возвращался каждый раз с новыми находками.

    Не клад ли золотоЙ думаешь наЙти? - шутили над ним. - Найдешь - С.~ами поделись.

    После окончания аульной школы Каныш Сатпае~ учился в русско-киргизской школе в Павлодаре, в Семипалатинской семинарии, в 1920 году был избран

    народным судьей в Баянауле. в 1921 году Канышу Сатпаеву посчаСТЛИВИЛQСЬ встретиться с профессором ТОМСКОГО технологического Института геологом Михайлом Антоновичем

    У совым, который приехал сюда поправить здоровье чистым воздухом и кумысом и поселился в ауле его отца. У сов с интересом ознакомился с коллекцией минералов Сатпаева.

    Осенью 1921 года, после блестяще сданных приемных экзаменов, Каныш Имантаевич по~тупает на геологическое отделение горного факультета Томского технолог.ического Института. В годы учебы в институте формировалось мировоззрение K

    И. Сатпаева и складывался его характер. Огромное влияние на" . студента из Баян а оказали велwкие профессора талантливейшие геологи М. А.

    Усов и В. А. Обр чев. .

    В 1926 году К. И. Сатпаев успеii1но окончил институт и стал первым казахом с дипломом горного инженера. геолога.

    Молодой специалисr летом работал На месторождениях, а зимой вел обработку материалов в городских условиях. Здесь он столкнулся с опытными знатоками своего дела, что способствовало выработке воли, необходимой для

    осуществления своих ШIанов. .

    В ноябре 1934 года на сессии Союзной Академии Наук K~ И. Сатпаев выступил с докладом «Медь, уголь, марганцевые руды и другие ископаемые Жезгазган-у лытауского района» Данные этого уклада легли в OC~OBY решения сессии по

    вопросу освоения Большого Жезгазгана. . ":

    В 1937 году проблемы Жезгазгана были включены в план работы отрасли. В

    1940 году К. И. Сатпаев, в связи с юбилеем, 20-летием Казахстана, за большие заслуги в освоении богатств недр Жезгазгана бьт награжден высшей наградой того времени - орденом Ленина. В 1941 году К. И. Сатпаев назначается директором Геологического института Казахского филиала АНСССР, через два месяца на него бьти возложены обязанности заместителя председателя Президиума Казахского филиала АНСССР, а. через год он стал руководителем филиала академии наук СССР - будущей Академии наук Каза.хстана. В 1942

    году К. И. Сатпаев становится первым казахом - доктором "~еолого- .

    ми нералщ"ических наук. .

    В июле 1946 года К. И. Сптпаев был избран первым президентом созданной Академии наук Казахстана. В октябре этого же года он был избран действите.J!ЬНЫМ членом Академии наук СССР и стал первым академиком из числа представителей науки восточных республик.

    Были годы, принесшие К. И. Са~паеву немало переживаний. Его высокий авторитет заслонял власть имущих, за что они подвергали ученого гонениям. По необоснованным обвинениям идеологического толка с 1951 по 1955 годы было прервано его пребывание на посту президента АН Казахстана. Эти. годы Сатпаев как директор Института геологических наук АН Казахстана посвятил. науке о металлогении. В 1955 году он был изрран президентом АН Казахстана и работал в этой должности более 14 дет.

    В 1958 году за разработку методологической основы и составление прогнозных металлогенических карт центрально Казахстана, не имевших аналога в мировой геологической практике, группа Казахстанских ученых -геологов во главе с академиком К. И. Сатпаева бьша удостоена Ленинградской

    r"!ремии. Эта работа показала роль казахстанских геологов и Сатпае~ской школы всему миру. ."

    в 1959 году, в дни своего шестидесятилетия, К. И. Саитпаев в последний раз пребывал в родных Баянаульских горах, навестил земляков. Во время встречи с

    пионерами на берегу озера Джасыбай рассказ о своем пут,и в науку он

    закончил словами: " ~.

    Вы ходите, ребята, по тем тропам, по которым ходил и я." Но у каждого есть своя отправная" точка в большом жизненном пути, как ДЩI меня была отправным пунктом загадка Сарым-сакты. Будьте же упорны на пути к цели, которую

    каждый из вас ставит перед собой. Но есть главное, что объединяет в жизни всех нас, - это беззаветное служение нашей великой социалистической Родине!

    Именем академика К. И. Сатпаева названы город в Карагандинской области, Институт геологических наук АНРК, где он б~ бессменным директором, АО «Жезказганцветмет», малая планета в созвездии Тельца, минерал «Сатпаевит», ледник и горная вершина Жунгарского Алатау, сорта" цветов сирени гладио.луса, ряд улиц и школ в городах и поселках Республики Казахстан.

    В нашей области имя К. И. Сатпаева носят ЭкибастузсIЩЙ инженерно -технический институт и сельскохозяйственный производственный кооператив вс. TeHды, где родился академик. "

    Жумат Шанин.

    Жумат Шанин - один из замечательных уроженцев Баянаула, первый режиссе"р первого казахского театра. .

    Родился Жумат в 1892 году в ауле, расположенном вблизи озера саБындыIоль.. Стремление к знаниям приводит его в 1912" году в Омск, где он работает и учится у частного учителя, а через три года поступает на. бухгалтерские курсы. В 1916 году был мобилизован на тыловые работы. После свержения самодержавия, вернувшись с фронта, устраивается бухгалтером в Каркаралинске. Уже в это время он начинает свою театральную деятельность- создает небольшой драматияеский кружок. .

    После ликвидации колчаковщины Шанин переезжает в Павлодар. Здесь он вступает в ряды ВКП(б) , работает в киртатсекции уком партии, организует кружок самодеятельности. Здесь начинает работу над пьесой «Аркалык - батыр» по мотивам народных преданий, записанных от сказателей. В 1922 году он с

    переводится на партийную работу в ~айсан, где продолжает трудиться над пьесой, а через год направляется в Семипалатинск для руководства открывающимся губернским театром. Там и была поставлена пьеса «Аркалык-атыр», самая значительная из его работ, согласно отзывам критики. Б ней -красочные картины казахской старины XVIII века. Она направлена противфеодальных вдастей, всегда готовых сговориться между собой за счетинтересов. народа. Бъшукло, ярко по казана борьба батыра Аркалыка засправедливость.

    Пьеса «Акралык - батыр», ": вспоминает ветеран казахского театра Калан Бадытов, - большая сложная драма с пятьюдесятью действУ1РЩИМИ лицами. Сговору феодалов в ней" противопоставлена дружба батыров. О.цнако в соответствии с печальной действительностью прошлого, в финале пьесы коварный Ажихан при содействии батыра, изменившего дружбе, убивает Аркалыка...

    Кроме этой драмы в Семипалатинске Ж. Шаниным были поставлены пьесы. ,. «.Каракоз», «Айдарбек», «Торсыкбай», «Байбише - токал» и другие.

    Режиссером и актером Семипалатинского губернского театра Шанин работает до 1927 года. Когда в Кзыл - Орде открывается республиканский театр, Шанин назначается его главным режиссером. Потом, с переводом столицы, переезжает в Алма - Ату. ".

    Шанин был удостоен звания народного артиста Казахской республики.

    Вот как БС,ПОМИНал о Жумате Шанине другой ветеран казахского театра, Серке Кожамкулов: ,

    Жумат, как никто другой, тобил искусство и отдавал ему себя без остатка. Рождение казахского драматического, а потом и оперного театра неразрывно. связано с его именем.

    В сегодняшнем Баянауле одна из главных улиц носит имя:галантливого драматурга.

    Шакен Айманов.

    На окраине центральной усадьбы совхоза имени Торайгырова, у ольховой рощи;" из-под горы бьет стремительной струей зеркально- чистый родник Айманов - булак. Нет в округе воды приятней на вкус, более освежающей и

    бодрящей, чем в этом источнике. Часто туристы на отдых или ночлег." "

    останавливаются именно у Айман-булака. На привале они узнают, что назван родник по имени деда известного Казахского актера и режиссера Шакена Айманова.

    Старожилы вспоминают, что еще с ранней юности внук Аймана Шакен обладал музыальныыM даром и был увлекательным рассказчиком. У спешно"

    ОКОНЧИ"В сельскую школу, мальчик стремился к получению дальнейшего

    образования. В начале тридцатых годов он у1fИЛСЯ в Семипалатинском педагогическом институте, где активно учаc-rвует в студенческой самодеятельности. Здесь в 1933 году и находит Комиссия по набору артистов в Республиканский драматический театр. Члены комиссии с удивлением обнаруживают, что Шакен давно самостоятельно занимается изучением искусства, поет свободно и с высоким чувством; играя на сцене, стремится понять ~apaктep героя; разбирается в содержании и художественной ценности многих пьес.

    Работа в Казахском академическом театре драмы, Шакен Айманов играл самые различные роли: борца за народное дело Исатая в пьесе «Исатай и Махамбет», злодея Кодара - в «Козы-Корпеш - Баян-слу», Хлестакова - а «Ревизоре», Петруччио - в «Укрощении строптивой» . Замечательно была исполнена роль в Orелло, которая явилась з.начительным этапом в творчестве актера. Он проявил себя и как режиссер театра. . .

    с переходом в киностудию «Казахфильм» е,ще ярqе проявился талант illакена. Многие фильмы, созданные с его участием или под его руководством, полюбились зрителям, и последний для Шакена -режиссера фильм «Конец атамана» по праву считается одним из лучших. "

    Айманов хорошо знал об эмоциональной силе пейзажа и часто для съемки сцен на натуре приезжал в свой родной БаянаУЛЬСIGiЙ район, ИЩIOльзуя его природу для более глубокого раскрытия содержания своих фильмов и их эмоционального воздействия на зрителя. В Баянауле снимались «В одном районе», «Адар-Косе», «Поэма о любви», «У подножия Найзатаса» и другие картины. Безбородого обманщика - Алдара-Косе, полюбившегося всем весельчака, замечательно сыграл сам Шакен Кенжетаевич.

    Трагическая смерть Ш. К. Айманова в 1970 году явилась тяжелой утратой для советского кино, глубоко скорбели о нем его земляки -баянаульцы. Школа и одна из улиц в районном центре сейчас названы его именем. .

    Новое время.

    Жаяу-Муса.

    В совхозе имени 40-летия Октября в Жайминском урочище на Жаяусской " акшоке (Белой возвышенности) есть маленький холмик, обложенные невысокой стеной из камней. На стене ограды лежит череп лошади. Так помечена могила)Каяу-Мусы Байжанова.

    Родился Муса в 1835 году в бедной семье кочевника в ауле Орман у озера Джасыбай. Otец его, Байжан, взял себе вторую жену, которая невзлюбила М.усу. и его мать Накыш. Вскоре Накыш с ребенком ушла из дома Байжана. Мусса. рос и воспитывался без отца.

    Музыкальное дарование Мусы проявилось еще в раннем детстве. Маленький оборвыш целыми ЩIями просиживал у дв~рей юрты, откуда неслись волшеб»ые

    звуки домбры. Он был очень любознательным, прилежным"в изучении арабской письменност-и. Отзывчивый дядя Тайжан, одобряя стреМЛ,ение мальчика, отправил его в Петропавловск к своему брату Кочке." .

    в доме Кочке Муса получает возможность учиться грамоте и играть на домбре. Какая это была радость! Выполнив поручения по хозяйству, мальчик забивался в укромный уголок и подбирал мелодию услышанной и полюбившейся песни. А вскоре стал сочинять и свои мелодии. Одной из первых была песня «Ак когаршин». "

    В начале пятидесятых годов позапрошлого ~eKa Муса попал в Омск и БЛ1:fже познакомил~я с музыкальным искусством. На одном из вечеров его услышали и приняли как певца -импровизатора. Живое участие в его судьбе принял двоюродный брат Чокана Валиханова Султангазы. При содействии новых друзей Байжанов остается в Омске учится в так называемой «Азиатской школе».

    В 1956 году, последвУ.Х лет учебы, Муса приезжает к матери в родные Баянаульсие горы на каникулы. Здесь все напоминало ему горькие картины детских лет. Муса по новому взглянул на древние казахские обычаи.

    В дни каникул молодой акын спел много новых вольнолюбивых песен.

    Горьки~ думы земляков, гнев своей души вложил он в музыу..

    Бунтарские песни Мусы и его речи дошли до уха ага султана полковника"

    Шорманова. ."

    и вот в Омск к губернатору поскакали гонцы с доносами. Композитор был арестован, на улицах города появились сообщения о том, что «бунтовщик» Байжанов приговорен к кат

    После настой\{ивого ходатайства родни при содействии русского адвоката Меньшикова каторга заменяется посылкой. на фронт - на подавление польского восстания 1863 года. По дороге в Польшу и обратно во многих городах

    России побывал композитор. А некоторых из, например, в Казани, Вильно, Риге, несмотря на строгий надзор, сумел установить знакомство с прогрессивными людьми того времени. В 1964 году возвращается на родину. Здесь снова неравная борьба с баями" и феодалами, арест и ссылка.

    В аулах все чаще поют новые песни Байжанова. Особенно полюбилась людям IJ.c. его песня «Ак-сиса», сочинени~ им после того, как Мустафа Шорманов отобрал

    у него последнюю лошадь, и за певцом навсегда закрепилась кличка Жаяу Муса-

    В один. I:IЗ дней изгнании к Жаяу - Мусе приехал его земляк и сообщил.

    радостную весть: жена Мусы родила сына. Для суюнши - подарок за эту весть ~ у Мусы ничего не было. Он взял.домбру и спел свою новую песню «Хау - лау»

    (Горение души), в которой выразилась вся горечь изmания, ненависть к миру, сытых:

    МЯfКОГрИ80ГО бег неустанный...

    Как родные места далеки! .

    Я, изгнанник по воле Шорманова,

    Вспоминаю аулы Баяна

    И пьтает душа от тоски -

    Как родные места далеки!

    Народная любовь к Жаяу - Мусе была настолько велика в аулах.Акмолинской степи и у берегов Иртыша и Ишима, в Каркаралах и Баянауле, что феодалы вынуждены были посчитаться с этим и разрешили ему вернуться в родные края. Акына. пытались примирить использовать его" талант для прославл~ния феодалов. Но из этого ничего не выходило.

    Когда грянула Великая Октябрьская социалистическая революция, Жаяу -М.усе бьmо 82 года. Несмотря на недуг и преклонный возраст, он снова взялся задомбру и вдохновенно воспел революцию, Ленина, новую жизнь. Умер он 30 июня 1929 года вАкмоле БаянауJiьского района. Заботливо ухаживают за его" могилой благодарные земляки. А на площади Центральной усадьбы совхоза. имени 40-летия Октября, на территории которого был аул Жаяу-Мусы,

    установлен бюст певца и борца за свободу. .

    При жизни его произведения не печатались. Поездка в Казань для того, чтобы издать сборник песен, окончилась неудачно, и больше Муса не предпринимал попыток стучаться в двери издательств. После революции его песни, в. большинстве "только тексты, печатались в газетах, журналах и литературно -художественных собраниях лишь в 1959 году, благодаря кропотливой работесына Жаяу-Мусы, Салыка Мусина и ряда композиторов Казахстана, былособрано много песен, и сейчас. еще бытующих в народе, и издавна егомузыкальная книга «Песни и юои».

    Творчество Жаяу-Мусы Байжанова было направлено на защиту прав

    тру дового Казахстанского народа. Его произ~едения были и остаются близкими народу, многие из них органически слились с фольклорной поэзией

    и поются в разных вариантах. Акыны и молодыIe певцы часто исполняют их. .

    бедноты, разоблачал насилия царских, ЧИНОВНИКОВ, стоящих на стороне баев, выступал против унизительного обычая калымного брака, призыал к раскрепощению женщин.Султанмахмут торайгыовB умер в 1920 году.

    Удивительный мир каменных изваяний, чистые горные озера, зеленые луга, таинственные ущелья: все это сосредоточено на небольшой территории Национального Парка Баянаул в северо-восточной части Казахстана.

    Координаты:
    50°49’27.30″С
    75°35’40.96″В

    Баянаул- национальный парк в Республике Казахстан, расположенный на юге Павлодарской области (Баянаульский район), в 140 км от города Экибастуз, на окраине Центрально-Казахстанского мелкосопочника. Входит в число особо охраняемых природных территорий Казахстана.
    Это красивый горный оазис в бескрайних степях.

    На территории парка расположены четыре крупных пресноводных озера - Сабындыколь, Жасыбай, Торайгыр и Быржанколь, еще есть много небольших озёр, некоторые из которых в засушливое время года значительно мелеют.

    Самое крупное озеро - Сабындыколь (каз. Сабындыкөл, переводится буквально как «мыльное озеро»), на берегу его располагается поселок Баянаул. Названо озеро так благодаря своей особой, мягкой воде, словно мыльной на ощупь.

    Самое прозрачное и второе по величине - озеро расположенно в котловине между горными грядами. По легенде названо озеро было в честь казахского батыра Жасыбая. Жасыбай является одним из излюбленных мест для отдыха благодаря красивому виду, открывающемуся с пляжа и своей чистой воде. Здесь на берегу находится вся туристическая инфраструктура: кафе, кемпинги, базы отдыха.

    Является третьим по величине и наиболее высоко расположенным над уровнем моря. Вода его не так прозрачна как в Жасыбае, он менее популярен для купания, но в нём водится много рыбы.

    Биржанколь является самым небольшим озером из четырёх. Его диаметр около 800 метров. На его берегу расположен одноимённый аул. В нём водится сазан, карп, карась.

    Баянаул является одним из излюбленных мест для туристов не только потому, что люди интересуются пляжным отдыхом. Национальный парк Баянаул славится красотой здешней природы а также отдельными местами, считающимися у религиозных людей «священными». Особый же интерес для туристов в Баянауле представляют отдельные скалы и камни, которые в результате многовековой обработки ветром и водой приняли причудливые очертания, напоминающие животных, людей или сказочных существ. Среди наиболее известных - скала «Баба-Яга»

    Среди других камней причудливой формы есть камни носящие названия: верблюд, голова мамонта, голова гориллы, летающая тарелка, динозавр, голубь, конская голова и многие другие.

    Приезжают в Баянаул и скалолазы. У скалолазов популярностью пользуются гора «Найзатас»,гора Пик Смелых, а также гора Акбет, как самая высокая. На вершине горы «Найзатас» расположены шесть озёр, пересыхающих в засушливый период.

    Одна из здешних достопримечательностей - «священная пещера», существует поверье, что пещера помогает бесплодным родителям завести ребёнка.
    Но основная масса туристов проводит свое в время в осмотрах достопримечательностей: скал, живописных ущелий, поднимается на небольшие горки.

    под каменной волной

    Забравшись на такую горку по соседству с вершиной Найзатас, мы обнаружили на вершине каменные чаши с водой, а вид с этих гор на национальный парк просто великолепен.

    А рядом с Баянаулом в степях множество пересохших соленых озер.

    Для просмотра этой карты необходим Javascript

    Если вы хотите провести свой отпуск как можно ближе к природе, отправляйтесь в , на курорт Баянаул .

    Особенности

    В Баянауле каждый сможет найти себе занятие по душе. Для любителей активного отдыха в Баянауле море возможностей. Одна из таких вохможностей, в то же время самая экстремальная – скалолазание, также можно просто гулять по горным тропинкам, кататься на гарных велосипедах или просто купаться в водах популярного озера Джасыбай. Отдых в Баянауле предназначен не только для людей, предпочитающих активно проводить отпуск, но и для тех, кто отдыхает вместе с семьей, детьми. Погода прекрасна день ото дня, любоваться баянаульскими пейзажами с их живописными местами можно бесконечно, или отправиться за ягодами или грибами, которыми наполнены местные леса. Подобное единение с природой дарит спокойствие и полное умиротворение. После такого отдыха, силы и энергия восполняются, а впечатлений и воспоминаний хватает на целый год.

    Общая информация

    Поселок Баянаул является районным центром Баянаульского района в Павлодарской области, расположен у подножия Баянаульских гор. Численность населения составляет 5866 человек. Общая площадь Баяноульского парка составляет 68 453 га. Часовой пояс UTC+6, местное время опережает московское на 3 часа.

    Климат

    В районе Баянаульских гор климат континентального типа, поскольку эта зона находится в центре Азиатского материка. Зимой средняя температура примерно составляет -13..-14 градусов, а летом около +14, но может подниматься даже до +32 градусов. Характерные для Павлодарского района песчаные бури, обходят стороной Баянаульский район, поэтому сильных ветров здесь не бывает.

    Как добраться

    Наиболее простой без лишних пересадок способ добраться до Баянаула из Москвы – долететь на самолете до Павлодара или Караганды, а затем доехать на автобусе или такси до Баянаула. Также можно доехать до этих городов на поезде, но временные затраты будут значительные. Еще можно добраться авиарейсами до Павлодара и Караганды с пересадками в Астане или Алматы.

    Транспорт

    В качестве местного транспорта можно использовать автобусы и такси.

    Достопримечательности и развлечения

    Пещера Аулие-Тас, расположенная северо-западнее кордона Жамбак, обязательна для посещения. На фоне голубого неба и белых облаков ее облик действительно завораживает. У западных стен пещеры лежит большой камень с углубление в центре, если верить местным легендам, то вода, скапливающаяся в этом камне, обладает целебными свойствами (помогает женщинам побороть такой серьезный недуг как бесплодие). По дороге к пещере нужно пройти несколько деревянных мостиков. Выглядят они, конечно, ветхими, и решиться ступить на первый из них достаточно страшно. Но после преодоления этого препятствия остается только восхищаться прочностью этой старинной постройки. Любители активного отдыха вряд ли обойдут вниманием прокат спортивного инвентаря, в частности горные велосипеды. Тем более прекрасные живописные пейзажи так и подталкивают на прогулку, будь то пешая или на велосипедах.

    В некоторых пещерах можно увидеть наскальные рисунки, которые высечены тысячелетие назад, и которые могут рассказать о жизни, протекавшей в этом крае многие века.

    Среди полупустынных Баянаульских степей вырисовываются фигуры из камня. Удивляет то, что к ним не притрагивалась рука человека. Все эти фигуры напоминающие людей, животных, сказочных чудищ – творение природы. Создавались эти фигуры не одну сотню лет под действием дождя и ветра. Некоторые из фигур вызывают восхищение, другие – заставляют задуматься о вечных вопросах. Причудливые скалы вдохновляли и вдохновляют местных жителей на создание легенд. Старожилы с удовольствием поведают вам о самых интересных из них. Например, об озере, в котором по приданию прекрасная дева мыла волосы и случайно обронила кусочек мыла в воду. И с тех пор вода в том озере стала небывало чистой. В переводе оно так и звучит – «мыльное озеро».

    Национальный парк приглашает всех любопытных посмотреть на главные достопримечательности – озера Джасыбай и Торайгыр . Озеро Джасыбай является одним из излюбленных мест для туристов. Вода в этом озере кристально чистая, а пляж приютился между двумя невысокими горами. Отдыхающим предлагается не только экскурсия, но и возможность поселиться на турбазе и в доме отдыха, находящегося на территории государственного национального парка.

    Необходимое снаряжение для скалолазания добыть не проблема. Стоит лишь обратиться к знающим людям, а там их предостаточно. Мест для покорения вершин тоже хватает (самая высокая точка Акбет достигает 1026 м, с ее вершины видны все три озера Баянаула). Если вас увлекает именно этот вид спорта, можно с уверенностью сказать, местные горы вас не разочаруют. Скалы достаточно причудливые – «Баба-Яга», «Каменные перины», «Лошадиная голова», «Голубь». И каждая из них окружена ореолом легенд.

    Шопинг

    Перед отъездом советуем заглянуть на местный рынок. Как можно приехать из отпуска без сувениров на память? А выбрать есть из чего. Игрушки, плетеные изделия из бамбука, сувениры из дерева ручной работы, которые можно купить только в Баянауле.