• Кто вепсы и где живут. Коренные малочисленные народы ленинградской области. Что носили мужчины

    Самоназвание - вепс (бепс) , также называют вепсов и соседние народы (ф. veps? , рус. вепс и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь ‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очнеь ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису , живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).Значительная часть вепсов (в основном - северные) называют себя l?di или l?dnik (ед.ч.), что совпадает с самоназванием карел-людиков, которых, в свою очередь, северные карелы могут называть veps? ‘вепс’. Это, очевидно, указывает на былое участие вепсов в сложении юго-восточной группы карел. Происхождение корня *l?di - следует связывать с рус. люди, люд (прежде всего в значении ‘простой народ, крестьянство’). Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь ), чухари (от чудь ) и кайваны (также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы", ф. kainuu).Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису - беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь. О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд ), хлебный квас.До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм ) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
    В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.

    Вепсы - малочисленный финно-угро язычный народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    Самоназвание - вепс (бепс), также называют вепсов и соседние народы (ф. veps?, рус. вепс и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь ‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очень ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису, живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).

    Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь), чухари (от чудь) и кайваны (также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы», ф. kainuu).

    Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису - беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь. О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.

    Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.

    Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.

    Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

    Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.

    До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.

    В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

    В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.

    К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.

    В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

    Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).

    По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.

    Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
    В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.

    В повседневной жизни и на школьных уроках мы знакомимся с историей своей родины, изучаем народы России. Вепсы же по какой-то причине остаются забытыми. На самом деле мы говорим о многонациональной России, не задумываясь о ее корнях. На вопрос: «Что вы знаете о вепсах?» - практически каждый ответит, что это почти вымершая народность. Досадно то, что люди перестали интересоваться особенностями культуры, традиционной деятельностью и обычаями и верованиями давней народности. Несмотря на это, многие осознают, что в них, возможно, течет вепсская кровь, а это говорит о том, что народ вепсы является частью истории многих семей, поэтому его ни в коем случае нельзя забывать, ведь так вы собственноручно уничтожаете свое прошлое. Задумывался ли кто-нибудь, что именно древним народам России мы обязаны процветанием нашего края, поэтому забыть вепсов - все равно что вырезать частичку истории страны.

    Кто же такие вепсы?

    Это сравнительно небольшая народность, которая проживает в пределах Республики Карелии. Чаще всего народ вепсы, подражая некоторым группам южных карел, называет себя словом "лядиникад". Только единицы используют этнонимы "бепся" или "вепсь", поскольку они издавна известны родственным народам. Официально вепсов называли чудью, а вот в быту использовали названия с пренебрежительно-уничижительным оттенком: чухари или кайваны.

    История появления карельской народности

    Народ вепсы официально называли чудью до 1917 года. Более древнее название вепся в 20 столетии почти нигде не было зафиксировано. В сочинении историка Иордана, датируемом 6 веком нашей эры, можно встретить упоминания о предках вепсов, также о них говорится и в арабских источниках, в "Повести временных лет" и в работах западноевропейских авторов. К археологическим памятникам древней народности относят множество курганных могильников и отдельных поселений, появившихся в 10 - начале 12 века на территории Приладожья, Прионежья и Белозерья. Вепсы принимали участие в формировании русских коми. В 18 столетии карельский народ приписали к Олонецким оружейным заводам. В 30-е годы в начальной школе пытались внедрить уроки вепсского языка. В конце 1980-х в некоторых учебных заведениях возобновилось преподавание языка, даже появился специальный букварь, однако большая часть народа общается и думает по-русски. В это же время возникает движение, основной целью которого было возрождение вепсской культуры.

    Традиционно вепсы занимались пашенным земледелием, а вот животноводству и охоте отводилась подсобная роль. Огромное значение для внутрисемейного потребления играли рыбная ловля и собирательство. Развитие отходничества и бурлачества на реках началось во второй половине 18 столетия. Гончарный промысел развивался на реке Ояти. Во времена Советского Союза северные вепсы начали заниматься промышленной разработкой декоративного камня, в животноводстве появилось мясо-молочное направление. В городах проживает 49,3 % населения, многие трудятся в лесозаготовительной промышленности.

    Корнями вепсский народ уходит в глубокую древность. Наиболее важные события связаны с одним из самых крупных форпостов государственного значения - Ладогой, позже историческое прошлое переплеталось с Новгородским государством.

    Место проживания

    Согласно современным источникам, карельский народ заселял юго-запад Прионежья в юго-северном направлении, начиная от села Гимрека (северные вепсы). Наиболее крупными пунктами нахождения считаются Рыбрека, Шелтозеро и село, расположенное в 60 километрах от Петрозаводска, - Шокша.

    Многие деревни находятся в течении реки Ояти, причем границы совпадают с Винницким районом Ленинградской области. Наиболее значимыми пунктами являются Озера, Ярославичи, Ладва и Надпорожье.

    На северном и восточном склонах Вепсской возвышенности разместилось одно из самых крупных поселений - Шимозеро, однако многие люди переселились южнее: в Мегру, Ошту и Вознесенье.

    В притоке Мегры локализовалось скопление деревень, получивших название Белозерский. Находится оно в 70 километрах от Белого озера. Самым крупным поселением считается Подала.

    В притоке Чагодиши находится населенный пункт Сидорово, где проживают ефимовские вепсы. Шугозерская группа расположилась недалеко от истоков и Капши.

    Пища и утварь

    В рационе вепсов сочетаются новые и традиционные блюда. Хлеб у них довольно необычный, с кислинкой. В последнее время его все чаще стали покупать в магазинах. Помимо основной выпечки вепсы готовят рыбные пироги (курники), калитады - открытые пирожки с пшенной кашей или картофельным пюре, всевозможные колобки, ватрушки и блины. Что касается похлебок, то наибольшее распространение получили щи, различные супы и уха. В повседневный рацион вепсов входят каши, для приготовления которых используется ржаная крупа (пудр). Нравится карельскому народу и овсяный кисель. Из сладких блюд распространены брусничный сок и солодовое тесто. Как и во всей России, вепсы любят хлебный квас и ячменное пиво. Пивоварение проводится дважды в год, к приближающимся праздникам. А вот в обычные будни вепсы наслаждаются крепким чаем.

    Не отстало от цивилизации и практически забытое всеми население. В настоящее время они могут свободно приобрести в торговой сети товары, о которых приходилось раньше только мечтать (конфеты, колбаса, сахар, печенье), а о существовании некоторых продуктов вепсы даже не догадывались (макароны, консервы и фрукты). Наибольшее количество продуктов приобретают в магазинах люди, проживающие в лесных поселках. На сегодняшний день народ вепсы знаком и с новыми блюдами (борщ, гуляш, пельмени, винегрет).

    Занятия и быт

    Как говорилось ранее, земледелие было основой хозяйства, хотя и скотоводство занимало весомое место. В середине 19 столетия началось масштабное развитие лесозаготовительного промысла. Сельхозпроизводство ориентировалось преимущественно на мясомолочное направление в животноводстве.

    На территории, где проживали вепсы, не было промышленных производств, что стало причиной оттока большого количества трудоспособного населения в районы с ярко выраженной индустриально-производственной специализацией. Для поселений характерно свободное планирование. Расположение жилища определялось сложной рельефной местностью и контурами береговой линии.

    Традиционное жилище

    Изба обычно возводилась на высоком подклепе, где находился погреб согласно традиции народа. Вепсы для стен своих жилищ использовали бревна лиственничных пород. Главная особенность традиционной вепсской избы - Т-образная планировка. Под одной крышей размещались жилая часть и двухэтажный двор. Более обеспеченные вепсы (народ, интересные факты из жизни которого мало кому известны) строили дома с широкими, обрамленными ступенчатыми наличниками окнами, слегка вдавленными вглубь стены. Фасад здания непременно смотрел на дорогу, причем все соседние избы стояли ровно в ряд. Каждый самостоятельно придумывал украшение для своего жилища: у некоторых под коньком крыши располагался резной балкончик.

    Внутреннее помещение двухсторонним шкафом-буфетом с чайной посудой и другими делилось на 2 части. На одной линии с так называемой перегородкой находилась русская печь - центр избы. Этот неотъемлемый атрибут карельского народа использовался не только для обогрева, но и для отдыха и сушки одежды. Вепсы свято верили, что под печью живет домовой (пертьижанд).

    В каждой избе был святой угол, в верхней части которого ставились иконы, а в нижней хранились иголки с нитками и узелки с солью. Другие мелкие предметы, включая деревянную и глиняную посуду, помещали в шкаф-посудник. Согласно финской планировке стол занимал место у стены фасада. Освещалась традиционная изба вепсов керосиновой лампой. Обязательным атрибутом дома была деревянная детская люлька. Как правило, в женской половине недалеко от кровати размещались диван и сундук, в некоторых избах у окна устанавливался

    Одежда

    Традиционная вепсская домотканая одежда не изготавливается с начала 30-х годов. Распространенным стал общегородской костюм. В былые времена вепсы ходили на работу в штанах и коротком кафтане, надетых сверху белья. Женская одежда была по крою идентична с мужской, только под низ обязательно надевались рубаха (ряццин) и юбка.

    Вепсы, народ (фото представлены в данном материале), проживающий в Карелии, на праздники одевались нарядно. Женщин можно было увидеть в ярких кофтах-казачках и юбках с фартуками. В качестве головного убора служил платок, а замужние представительницы слабой половины человечества обязательно должны были носить еще и повойник. Обувь преобладала кожаная, берестяные лапти, или вирзут, использовались только для работы.

    Покрой и материал, используемый для пошива одежды, очень близки к северновеликорусским, но со многими довольно самобытными чертами. Так, в сарафанах можно было увидеть только вепсов, проживающих на юге Карелии, а вот женщин Прионежья - в продольно-полосатых юбках. Мужчины зимой носили шапки из меха зайцев и шейный платок (каглан пайк).

    Сегодня народную одежду не носит народ вепсы, сохранился только у пожилых людей. Из традиционного по-прежнему используются головные платки, полусуконные кафтаны, шерстяные юбки и вязаные изделия.

    Вепсы (народ): внешность и раса

    Древняя карельская народность - часть с уральской примесью. Вепсы небольшого роста, со средним размером головы, лицо у них немного уплощенное, лоб низкий, нижняя челюсть слегка расширена, скулы выступают, кончик носа приподнят, также характерен небольшой рост волосяного покрова на нижней части лица. Волосы жителей республики Карелии прямые, преимущественно светлые.

    Верования

    Не утратил своих национальных особенностей удивительно добрый народ вепсы. Кратко о традициях и обычаях вы узнаете немного позже, а сейчас хотелось бы поговорить о поверьях. Вепсы преклонялись перед елью, можжевельником, рябиной, ольхой, они верили в существование домового, водяного, дворового и других хозяев. В 11-12 веках среди вепсов распространилось православие, но дохристианские верования долго сохранялись.

    Культура

    Из фольклорного жанра популярностью пользовались пословицы, частушки, былички и различные предания о завоевателях. В начале 20 столетия на смену кантеле пришла гармонь с минорным ладом. Вепсы занимались резьбой по дереву, плели из бересты, лепили из глины, вышивали и ткали.

    Средства передвижения

    В соседние районы вепсский народ добирался преимущественно на автомобильном транспорте, а вот поселения и Ленинград связывало авиационное сообщение. Южные вепсы до станции Заборье могли воспользоваться железной дорогой лесокомбината. В некоторых районах перемещение было возможным только на тракторе с прицепом. Долблеными осиновыми лодками пользовались проживающие на небольших речках вепсы. Народ (фото и интересные факты из жизни приводятся в данном материале) передвигался и на челноках (хон-гой), на бортах которых были прикреплены бревна-поплавки.

    Традиции и обычаи вепсов

    Обычаи народов (вепсы не исключение) могут рассказать о них много полезной информации. Играли свадьбу жители республики Карелии зимой, но только перед этим совершалось сватовство. В случае отказа девушка должна была в угол своего жилища бросить 3 полена. Если же сватовство закончилось согласием, родители невесты отправлялись в гости к жениху для осмотра дома и хозяйства. Перед свадьбой молодых обязательно должны были благословить родители.

    Похороны у вепсов заключались в двух типах: первый предусматривал оплакивание покойного, а второй - "развеселение" умершего.

    Это вепсы - коренной народ Ленобласти. «Бумага» побывала на их главном празднике в году

    Как народ из всего 6 тысяч человек сохраняет свои традиции и вымирающий язык

    Село Винницы находится в Подпорожском районе Ленобласти - примерно в 350 километрах от Петербурга. Сейчас это один из главных центров проживания вепсов. В начале 1930-х годов здесь даже существовал национальный сельсовет, а в школах дети могли изучать вепсский. Однако вскоре, как и другие малые народы, вепсы подверглись гонениям: язык запретили, а подчеркивать свое происхождение стало небезопасно.

    В наше время в Винницах каждый год проводят крупнейший областной вепсский праздник «Древо жизни». На него съезжаются тысячи людей не только из соседних деревень, но и из Вологодской области и Карелии.

    Почему под «вепсами» раньше понимали необразованных людей, как благодаря местным бабушкам восстанавливают народные танцы и кто сегодня называет себя вепсами? «Бумага» побывала на масштабном празднике - с вепсскими калитками, березовым соком, хороводами и поделками из бересты.

    Кто приходит на главный областной вепсский праздник

    На главной дороге села Винницы стоит пара сетевых магазинов, огороженные заборами деревянные жилые дома и библиотека. Вдоль обочины - десятки припаркованных машин, а по проезжей части, за перегородившей ее полицейской машиной, идет толпа прохожих. Всего на праздник пришло около 6 тысяч человек.

    Среди пар с колясками, детей со сладкой ватой и пожилых людей прогуливаются женщины в народных костюмах - просторных платьях в пол, передниках с вышивкой и красных головных уборах.

    На «Древо жизни» - ежегодный областной праздник вепсов - в Винницы приезжают люди из десятка окрестных деревень. Здесь же собираются вепсы из Вологодской области и Карелии. На площади перед Вепсским фольклорным центром расставляют прилавки, за которыми жители разных деревень продают традиционные вепсские изделия и еду - от игрушек, полотенец с вышивкой и керамики до вепсских пшенных калиток, варенья из морошки и березового сока. Многие среди продавцов - сотрудники деревенских домов культуры и музеев, руководители кружков, педагоги.

    За одним из прилавков пожилой мужчина в красной рубахе и фуражке из бересты позирует на камеру. Рядом с ним суетится невысокая женщина в берестяном ожерелье и венке. На столе перед ними расставлены всевозможные поделки - тоже из бересты, есть посуда и украшения.

    Фотографию вам куда прислать? - спрашивает усатый мужчина, заканчивая съемку.

    Шлите в Бабаевский район. Там точно найдем, - без промедлений выкрикивает женщина, оставляя человека с камерой в замешательстве.

    Иван и Людмила Сирины приехали из Вологодского района. Иван Григорьевич, вепс, родился в деревне Кленозеро - как и многие другие деревни в округе, в советское время ее жителей принудительно выселили. «Я не знаю почему. Умирала деревня, там ничего не росло. То есть можно было жить, но власть не давала: ни машин, ни техники, ни дороги не было», - Иван Григорьевич вкратце описывает, как жителей «ушли» из деревни.

    Иван и Людмила Сирины

    Берестяными изделиями Сирин активно занялся несколько лет назад - до этого мастерил корзины из сосновой лучины. «Излишки» Сирины иногда продают, но в основном плетут изделия для себя. Раньше, рассказывает Иван Григорьевич, идя на сенокос, жители вепсских деревень могли не брать с собой посуду, а делать ее на скорую руку из бересты - это было довольно типичным ремеслом.

    На сенокос пойдем, [появился] едок какой-нибудь лишний, мать - раз, возьмет и ложку сделает или кузовок для супа из бересты. А он не течет. Потом бабушка, чтобы береста, как кожа, не испортилась, подсолнечным маслом раз - смажет мягонько. И всё, вещь, - рассказывает он, демонстрируя самодельные солонки и емкости для крупы.

    Через минуту к Сириным подходят очередные гуляющие, чтобы сфотографировать Ивана Григорьевича в огромной берестяной фуражке.

    «Мы не вепсы»: что происходило с народом и его языком в советское время

    В России, по данным последней переписи, осталось около 6 тысяч вепсов. Большинство из них, порядка 5 тысяч, живут в Республике Карелия, где вепсы исторически населяли юго-западное побережье Онежского озера. Около 1,5 тысяч живут в Ленинградской области: в Подпорожском, Бокситогорском, Тихвинском и Лодейнопольском районах. Еще несколько сотен - в Бабаевском районе Вологодской области.

    В советское время на территории вокруг села Винницы находился Винницкий сельсовет, в 1930-е годы в него входило более 40 деревень, в которых жили около 3 тысяч людей. В то время Винницкий, как и несколько других сельсоветов поблизости, официально считался национальным вепсским.

    Еще в середине 30-х в школах Ленобласти преподавали вепсский язык, а в Карелии на короткое время ввели даже обучение на вепсском. Но вскоре, с изменением внутренней политики в стране, национальные поселения ликвидировали, всё обучение перевели на русский и прекратили издание книг на вепсском. Тогда же люди перестали идентифицировать себя как вепсы.

    Надежда Ковальская

    На второй этаж Вепсского центра фольклора, только что пообщавшись с журналистами, губернатором Ленобласти и выступив с речью на сцене, взлетает заведующая центром Надежда Михайловна Ковальская.

    Самая главная заслуга этого праздника, как мне кажется, это то, что мы сегодня гордо говорим: «Мы вепсы», - в окружении сотрудниц центра, одетых в традиционные наряды, Надежда Михайловна проходит в комнату, где накрыт вепсскими угощениями стол.

    «Древо жизни» впервые провели 30 лет назад. Тогда в областном правительстве стали активно поддерживать малочисленные народы и комитет по культуре Ленобласти предложил провести вепсский праздник в Винницах - как в месте компактного проживания вепсов. За организацию взялся сельский дом культуры, позже преобразованный в Вепсский фольклорный центр. Однако тогда, в 1987 году, местные жители идею гуляний не поддержали.

    Всё село нам дружно сказало: «Мы не вепсы, и праздника нам не надо», - рассказывает глава центра фольклора. Праздник тогда тем не менее провели.

    В 70–80-х годах, как вспоминают местные жители, слово «вепс» еще воспринималось если не как ругательное, то как пренебрежительное. Вепсы ассоциировались с людьми малограмотными, не говорящими по-русски. В школе вепсских детей могли даже дразнить из-за их происхождения, а часто ученикам и вовсе запрещали говорить на родном языке.

    Ольга Спиркова

    Сотрудница центра фольклора Ольга Спиркова родилась в деревне Озера в вепсской семье. Когда она пошла в школу в Винницах, говорила только по-вепсски и русского не знала: по-русски лишь «перекидывалась парой слов» с родителями.

    Молодежь смеялась: вот, вепс. Но мне это было всё равно - пусть дразнятся. Если я знаю язык, то что с этим поделать? - рассказывает Ольга.

    По ее словам, самосознание местных вепсов отчасти стало меняться после первого праздника в 1987 году. Теперь многие, наоборот, подчеркивают, что они вепсы, хотя старшее поколение до сих пор скорее назовет себя русскими. «В советские времена заложили, что нет вепсов. И это было не переломить», - добавляет Ольга.

    Уже через год после первого «Древа жизни» в деревнях и поселках стали открываться центры, кружки, творческие секции, посвященные вепсской культуре. Где-то пели пожилые люди, где-то - дети, где-то - молодежь. Сейчас на областной праздник ежегодно съезжаются тысячи людей.

    От ткацких станков до кадрили: как восстанавливали вепсскую культуру

    На повороте с главной дороги в Винницах две женщины продают калитки и пирожки, за ними ежеминутно подходят люди. Кроме вепсской выпечки на столе громоздятся пятилитровые стеклянные банки домашнего морса и березового сока. За женщинами на заборе висят расшитые половики и старые игрушки, которые, по их рассказам, принадлежат еще их бабушкам-вепсянкам.

    Наталия Коккова, одна из женщин, торгующих выпечкой, приехала из села Игнатовское. Наталия - чистокровная вепсянка и недавно даже «сделала себе вепсский паспорт».

    Когда мать была жива, рассказывала много историй, как они жили в свое время. Все испокон веков охотились, рыбачили, ткали половики, - рассказывает она, раскладывая на подносе калитки. - У нас бабушка разговаривала на чистом вепсском. Родители старались при нас что-нибудь такое секретное тоже по-вепсски сказать. Тогда мы не придавали этому значения - жили и жили. А сейчас, конечно, начала продвигаться культура и нам самим это стало очень интересно.

    Наталия Коккова

    Мой папа - чистокровный вепс. Он вообще из глухой деревни Мягозеро. А мама русская, поэтому дома на вепсском не разговаривали, - подхватывает ее подруга Евгения, сидящая на скамейке в тени, в стороне от толпы гуляющих.

    Она тоже родилась в Игнатовском, работала там врачом на скорой, пока около 20 лет назад ее муж-милиционер не попал под сокращение и семье не пришлось переехать в Вологодскую область. «Раньше приеду в деревню на вызов, а бабушка по-русски вообще не умеет говорить. Водители, кто помоложе, как-то переводили нам русский».

    Стоя у стола с десятками глиняных поделок, Юлия Андреевна Иванова из объединения «Оятский умелец» по очереди показывает разноцветные и еще не окрашенные игрушки. Все они посвящены поверьям, традициям и промыслам вепсов.

    Люди верили, что есть Баба-яга, верили в водяных, - комментирует она каждую поделку.

    Юлия Андреевна, культуролог по образованию, еще в университете начала изучать культуру Приоятья - местности по берегам реки Оять в Лодейнопольском районе. Больше 20 лет она проработала на предприятии по изготовлению оятской керамики, пока оно не сгорело, а после этого возглавила Центр возрождения ремесел, чтобы изучить, какими промыслами занимались на территории Приоятья. Для этого она ездила в экспедиции - записывать рассказы местных жителей, фотографировала находки.

    Юлия Иванова

    Люди не менялись, культура и ремесла тоже не изменились. Сегодня мы в школе знакомим детей с вепсской культурой: 5-й класс изучает алфавит, частушки, стихотворения, они умеют читать и пользоваться словарем, - рассказывает Юлия Андреевна.

    Поскольку численность вепсов все-таки больше, чем, например, у ижор или вожан, то сейчас количество людей, владеющих вепсским, сравнительно большое: по данным последней переписи, их больше 3,5 тысяч. Сейчас сотрудники Вепсского центра фольклора преподают его детям на дополнительных занятиях, так что некоторые из могут общаться по-вепсски с раннего возраста.

    Сейчас начинают обращать внимание на малочисленные народы, поддерживать их, есть целые программы финансирования. Мы можем издавать книги. Как пример, благодаря программе комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, издана книга «Вепсский праздник в лицах», которая рассказывает об истории создания праздника, о людях, которые стояли у его истоков, - рассказывает режиссер вепсского театра кукол Мария Лапикова.

    Как и в случае с другими малочисленными народами, вепсскую культуру начали активно возрождать в 90-е, когда коренных жителей деревень, помнящих традиции и свободно владеющих языком, оставалось уже не так много. «Бабушки приходили, учили нас танцевать [вепсскую] кадриль. Никто в Винницах этого не умел», - вспоминает Надежда Ковальская.

    Видео: Юрий Гольденштейн

    По словам Юлии Пигаревой, которая переехала в Винницы из Петербурга 17 лет назад и сейчас работает в центре фольклора, вепсские танцы частично восстанавливали по воспоминаниям пожилых жителей деревень, а некоторые из них воссоздал карельский народный артист Василий Кононов. Танцевали вепсы в основном без музыкального сопровождения.

    Музыкальных инструментов у вепсов не было: они жили рядом с русскими, потому основным музыкальным инструментом считалась гармошка. Это было такое взаимопроникновение культур, - объясняет Ольга Спиркова.

    Со сцены спускаются три женщины в белых туниках и клетчатых чепцах из вологодского коллектива: учительница математики, глава Пяжозерского поселения и директор дома культуры.

    Мы лесами-озерами приехали, всего 100 километров между нами, - нараспев произносят они.

    На самом деле добраться от одного места проживания вепсов, в Ленобласти, до другого, в Вологодской, не всегда было так просто: прямая дорога между областями появилась сравнительно недавно. До этого связи между Винницами и Пяжозерским поселением фактически не было и ехать приходилось в объезд. В итоге путь, рассказывают местные жители, растягивался чуть ли не до 700 с лишним километров. А так как исторически вепсские поселения были связаны между собой и в разных областях могли жить родственники, многочасовую дорогу приходилось преодолевать «даже на поминки».

    У нас есть восемь маленьких населенных пунктов, где проживают чисто вепсы, говорят на своем языке. В других местах уже все люди пересеклись, но у многих есть вепсские корни, - рассказывает глава Пяжозерского поселения Наталья Васильевна Захаренкова. Сама она не вепсянка: в коллективе из Вологодской области в основном русские участники, но, несмотря на это, в их песнях встречаются как русские, так и вепсские слова.

    Коллектив из Пяжозерского сельского поселения. Справа - Наталья Захаренкова

    В Вологодской области вепсы исконно расселялись по берегам озер - Белого и Шимозера. Однако в 50-е годы прошлого века жителей части поселений принудительно расселили: с 1953 по 1958 год, когда ликвидировали «неперспективные» деревни, из Вологодской области выселили население шести вепсских сельских советов - около 6 тысяч человек. В итоге вепсское и русское население перемешалось. Сейчас в Бабаевском районе живет около 400 вепсов.

    К коллективу подходит мужчина в очках и фуражке. «Вот, натуральный вепс», - гордо представляют женщины Владимира Васильевича, водителя школьного автобуса, и со смехом интересуются, наговорился ли он на празднике по-вепсски.

    Под конец основной программы праздника торговцы начинают сворачивать прилавки и разбредаются по селу в ожидании вечернего фейерверка. Ближе к реке за длинным деревянным столом гости перекусывают шашлыками и пробуют олудь - вепсское пиво. Посреди главной дороги дети играют пластиковыми мечами, кто-то медленно плетется с площади в сторону поля верхом на лошади. Рядом уже выступивший на сцене русский народный ансамбль под гармонь поет: «Дарья, ты душа, Дарья хороша. Рюмку водочки махнул и пошел вприсядку».

    У нас иногда спрашивают, чем отличается вепсская культура от русской, - продолжает Наталья Васильевна из Пяжозерского поселения. - Мы живем рядом и нам кажется, что всё похоже. Но с другой стороны, мы не испечем такого блюда, как испекут вепсы. У них свои тонкости, свои премудрости, свой язык, который понять очень сложно.

    Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

       Численность – 12 142 человека (на 2001 г.).
    Язык – финно-угорская группа уральско-юкагирской семьи языков.
    Расселение – Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области.

    Этническая территория вепсов в прошлом охватывала Межозерье - пространство между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В Карелии поселения расположены на юго-западном побережье Онежского озера и выделены (в 1994 г.) в единую административную единицу - Вепсскую национальную волость с центром в с. Шелтозеро. Здесь проживает 1400 человек прионежских вепсов. Самое большое количество вепсских деревень - в Подпорожском (верховья р. Ояти), Лодейнопольском и Тихвинском районах Ленинградской области. Здесь их называют оятскими. Со стороны Вологодской области в прошлом располагались поселения шимозерских вепсов (более 5 тыс. человек). В конце 1950-х гг. вепсское население вокруг Шимозера было переселено в Южное Приладожье. Это привело к изоляции куйско-пондальской (белозерской) группы вепсов Вологодской области. Южная группа вепсов расселена в современном Бокситогорском районе Ленинградской области. По данным переписи 1989 г., численность вепсов, проживающих в пределах своей этнической территории в Ленинградской области, составляет 3,5 тыс. человек, в Вологодской области - 0,7 тыс. человек. Сейчас половина вепсов проживает в городах, около 4 тыс. человек - в г.Петрозаводске.

    В вепсском языке выделяют три диалекта: на северном говорят прионежские вепсы, на среднем - оятские, шимозерские и куйско-пондальские, на южном - вепсы Бокситогорского района. Диалектные различия незначительны.

       Житель д. Конец Шелтозерского района.

    Единое название «вепсы» в сознании народа и в статистике утвердилось лишь на рубеже 20-30-х гг. XX в., в период национально-государственного и языкового строительства, полностью вытеснив существовавшее ранее название чудь для северных и средних вепсов и чухари для южных. Наряду с этнонимом вепсад во всех диалектных группах сохраняется и прежнее самоназвание: северные вепсы называют себя людикелед, средние - вепсляйжет, а южные - чухарид.

    Полагают, что первые упоминания о гипотетических предках вепсов - веси - как отдельном племени Ваз, Вазина содержатся в хрониках Иордана VI в., повествующих о событиях IV в. К тому времени весь, видимо, уже заселяла Межозерье. Археологические памятники VI-VIII вв., предположительно древневепсские, обнаружены в Юго-Западном Белозерье. Веси, по мнению большинства исследователей, принадлежат курганные памятники (погребальные насыпи) X-XIII вв. на территории современного расселения вепсов. Формирование веси как отдельного этноса ученые связывают с более западным регионом - Юго-Восточной Прибалтикой, откуда, как полагают, весь и продвинулась в Межозерье, коренную область ее обитания.

      На рубеже первого и второго тысячелетий на территорию веси начинают проникать славяне. В древних летописях весь предстает как данница и союзница Руси, выступает одной из участниц в таком важнейшем событии, как «призвание варягов», образуя вместе с Русью и рядом финно-угорских и восточнославянских племен военно-политический союз, ставший основой русской государственности. Одновременно с Русью и весь приняла христианство. В XI-XIII вв. весь достигла высокого социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют предметы, найденные в погребальных курганах, - ювелирные украшения, изделия из серебра, мечи, боевые топоры, наконечники стрел, копья, западноевропейские и арабские монеты и т.д. Весь вела оживленную торговлю, в основном мехами, с Волжской Булгарией. Современные ученые склоняются к мнению, что позднее весь вместе с другими прибалтийско-финскими племенами стала выступать на страницах летописей под именем «чудь».

    Древние вепсы осваивали и местности северо-восточнее Межозерья. Вероятно, отдельные их группировки достигли бассейна Северной Двины. Предполагается, что их обитание здесь отражено в сообщениях русских исторических источников о заволочской чуди, а в скандинавских сагах - о легендарной Биармии. Наиболее восточные из этих этнических групп, дошедшие до Удорского края, влились в состав коми-зырян. Остальные растворились в потоке славянской колонизации этих районов.

    Этническая история вепсов весьма сложна. Сталкиваясь со многими этносами, они испытывали различные воздействия с их стороны и сами оказывали на них влияние. И несмотря на значительные «потери», все же сохранились как самостоятельный этнос на своей территории.

    По материалам переписи 1897 г., чуди и чухарей (вепсов) насчитывалось в Российской Империи 25,6 тыс. человек. Почти все вепсское население составляли крестьяне.

    Основным занятием вепсов было земледелие - с весьма архаичным способом землепользования - подсекой: на выбранных для пашни участках вырубали и сжигали лес. Зола служила необходимым удобрением. Основные орудия земледельца: топор, косарь, мотыга, двузубая конная соха разных модификаций. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей - в основном репу (сохранился старинный способ сева репы - «плевание» из березовой ложки). Из технических культур - лен, коноплю, хмель. Второстепенную роль играло скотоводство. Оно ценилось как источник органических удобрений, хотя в некоторых местностях в конце XIX в. разведение племенного скота для продажи в Петербург давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, причем дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозили на петербургские рынки. Были развиты домашние ремесла: женские - прядение, ткачество, изготовление глиняной посуды, мужские - деревообработка, плетение из бересты, обработка и выделка шкур, кожи. До XVIII в. на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов, ювелиров, ими торговали и на ярмарках за пределами вепсской земли. В деревнях средних вепсов имелись квалифицированные ремесленники, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия, так называемых пищалей, пищалей винтовальных, винтовок, а также различных изделий из серебра. Широкое хождение в XIX в. имела оятская керамика, центр которой находился в с. Надпорожье. Ее продавали в Олонецкой и Новгородской губерниях, Петербурге, вывозили в Финляндию. Гончарный промысел сохранялся до 30-х гг. XX в. Важную роль со второй половины XIX в. стали играть заготовка и сплав леса. Сплавщики, как правило, объединялись в артели, а лесорубы работали семьями.

    В Олонецкой губернии вепсы-отходники из Прионежья специализировались на камнеломно-камнетесном промысле, большинство вепсских мастеров работали на строительстве Петербурга. Добытый в Прионежье малиновый кварцит, или шокшинский порфир, использовали при отделке Казанского и Исаакиевского соборов, Зимнего дворца, Храма Христа Спасителя; позднее - для облицовки Мавзолея на Красной площади, памятника Неизвестному солдату у стен Кремля и других сооружений.

       Вепсская изба в д. Еремеев Погост. Карелия. 1930-е гг.

    Первоначально у вепсов преобладал прибрежный тип поселений (речной и озерный), позднее деревни стали располагаться на сухих высоких местах. Малодворные деревни составляли так называемые «гнезда». Наиболее архаичные постройки веси имели столбовую конструкцию; их сменили срубные полуземлянки, древнейшие - одно-двухкамерные сооружения - отапливались по-черному, открытым очагом, затем печью без дымохода. Жилье вепсов сходно с домами карел и северных русских и представляет собой комбинацию собственно жилого рубленого дома с хозяйственными помещениями - клетью и двором. Дома прионежских вепсов более монументальны, чаще двухэтажные. К избам и сеням средние и южные вепсы под прямым углом пристраивали боковую избу. Бытовали также оригинальные способы рубки углов койран кагл («собачья шея»), а при возведении амбаров - обтеска углов в шестигранник, именуемая в архитектуре шведской рубкой. Крыши крыли соломой, позже тесом, дранкой. Еще в 70-е гг. ХХ в. в жилищах встречались потолки из круглых бревен.

       В крестьянском доме. Карелия. Конец 1930-х гг.

    В избе слева или справа от входа сооружали печь, над шестком которой подвешивали котел. Рядом с печью - вход в подпол. Интерьер избы включал встроенные широкие лавки, полати над входом. Стол ставили у фасадной стены, там, где размещался «божий», или «красный», угол с иконами. У печи находилась деревянная лохань с рукомойником. Посреди избы подвешивали на деревянном оцепе лубяную или плетенную из щепы люльку. Дополняли обстановку деревянные кровати, лубяные короба, сундуки, шкафы-посудники.

       Дом украшали «конской головой»

    Северные вепсы наличники украшали изображениями женских антропоморфных фигур - покровительниц дома. У средних вепсов подобные изображения известны на часовнях и церквях. В оформлении «куриц», «конька-охлупня», наличников, а также намогильных крестов встречаются изображения птиц и коней, резные солнышки, треугольники, квадраты, прямоугольники, елочки.

    В конце XIX в. появляется роспись масляными красками на дверях, ставнях, внутри избы - солярными знаками и растительными мотивами. Один из лучших образцов - дом И.И. Мелькина в с. Шелтозеро, где ныне размещается сельский музей вепсской народной культуры.

       Шимозерские вепсы. Ленинградская обл. 1930-е гг.

    Традиционная одежда на рубеже XIX-XX вв. имела много общего с карельской и северно-русской. Ее шили в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже - из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей.

    Древнейший тип девичьей и женской одежды - юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти, - состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи - станушку - шили из грубого льняного полотна, подолы украшали вышивкой красного цвета, верхнюю часть в конце XIX в. шили из фабричной ткани. Верхние юбки, полушерстяные или шерстяные, имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой, иногда достигавшей 2/3 длины юбки. Подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбки подвязывали пояса и передники.

    Более поздний сарафанный комплект одежды включал синий, кубовый сарафан (красик сарафон), в начале XX в. его надевали только пожилые женщины. Позднее на смену юбочному и сарафанному наряду пришла «парочка»: верхняя кофта-казачок и юбка из фабричных тканей. Из украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин - сороки, сборники, повойники - шили из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшали вышивкой из золотых нитей, бисером и блестками. Богатая вышивка была характерна и для других элементов одежды девушек и молодух.

    Мужская одежда состояла из льняной рубахи-косоворотки, светлых и полосатых штанов. Костюм дополнял шейный платок. На свадьбу жених надевал белую льняную рубашку и белые порты с бахромой, украшенные понизу красной вышивкой. Непременными деталями мужского и женского костюмов были длинные плетеные или тканые пояса с кистями на концах.

       Приметы старого быта. Ткацкий станок

    В холодное время года носили тулупы, зипуны из шерстяных и полушерстяных тканей, балахоны, кафтаны, кофты. Женщины надевали поверх головного убора теплые платки. Основной обувью были сапоги, в летнее время для работы использовали берестяные лапти. Специфический способ вязки рукавиц и носков одной иглой сохранился у вепсов до сих пор.

    Многие элементы традиционного костюма обладали обрядовой функцией. Оберегами были пояса, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, подпоясывались под одеждой куском рыболовной сети с завернутой в него высушенной щучьей челюстью. Символический характер имел обычай вытирать новобрачную подолом рубахи свекрови (привить послушание), заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери (для усиления родительской любви). Из древности дошел обычай шить похоронную одежду из светлой (белой) ткани.

    Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков (секретарей общины) и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была также единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.


    Вепсская семья из д. Пелкаска Ленинградской обл. 1927

    У вепсов большая семья, состоящая из 3-4 поколений, просуществовала до коллективизации. Глава большой семьи - старейший мужчина, дед или отец - хозяин (ижанд). Он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка (эмяг) ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, шила одежду. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла рассчитывать на «пожилое» - заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение зятя-примака (кодивяву) было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому по сватовству, сохранялась еще в начале XX в. архаичная форма - брак «самоходкой».

    Фольклор создавался на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и «хозяев» дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы - подарка «хозяину» стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используются вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари (нойдад), которые специализировались в узких областях магии - лечебной, любовной, промысловой.


    Вепсское с. Ладва Ленинградской обл.

    В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, сказки, дразнилки, потешки, короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

    Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языке, в лесу во время сбора малины, на сенокосе.

    Хранят вепсскую музыкально-поэтическую традицию сейчас в основном пожилые женщины. В их песенных ансамблях до десяти человек.

       Праздник в д. Нюргойл. Карелия. 1916

    Первые церковно-приходские школы для вепсов были открыты в Прионежье еще в 1805 г. Обучение проводилось на русском языке. Вначале учили только мальчиков. По данным переписи 1897 г., среди прионежских вепсов грамотных было 18,4 %, почти в два раза больше, чем у остальных групп вепсов (10,4 %). Доля грамотных вепсянок везде была очень мала - около 2 %. Зато в Прионежье среди мужчин-вепсов грамотность была даже несколько выше (35,5 %), чем у окружающих русских (34,9 %). В 1913 г. в Санкт-Петербурге в помощь учителям, преподающим вепсским детям, вышел Чудско-русский словарь, подготовленный учителем П.К. Успенским.

    Первый этап национального возрождения вепсов пришелся на 20-30-е гг. XX в. Однако меры, предпринятые государственными органами для их национального развития, носили непоследовательный и ограниченный характер. Сохранялось административное разделение вепсской территории. В Карелии для вепсов образовали Шелтозерский национальный район, в Ленинградской области - Винницкий. В соседних районах выделено 15 национальных вепсских сельских советов.

    В 1931 г. была создана вепсская письменность на основе латиницы. В 1932 г. в Ленинградской области 49 начальных и 5 неполных средних школ начали обучение вепсских детей на родном языке. С 1932 по 1937 г. было издано 30 учебных пособий на вепсском языке. Одновременно велась подготовка учительских кадров. В г. Лодейное Поле в педагогическом техникуме училось 60 студентов-вепсов. В Карелии, где по решению местных властей национальным языком для карелов , вепсов и финнов был утвержден финский, в этот период вепсы в школе обучались на финском языке. И только в 1937 г. вепсские школы перевели на обучение на родном языке. Но оно продолжалось всего два месяца. В конце 1937 г. деятельность по национально-культурному развитию была прекращена, многие представители вепсской интеллигенции обвинены в национализме и репрессированы; вепсскую письменность запретили; прекратилось преподавание на вепсском языке, изъяты национальные учебники и литература. 50 лет вепсский язык оставался бесписьменным. Винницкий национальный район и национальные вепсские сельсоветы в Ленинградской области признаны «неправильно считающимися национальными». Часть вепсских поселений из Ленинградской области передавались в Вологодскую область. С тех пор исконная вепсская территория оказалась разделенной между тремя регионами. Внутри регионов районное деление буквально «разрезало» ее на части. В каждом районе вепсские поселения стали окраинными и поэтому в период ликвидации неперспективных деревень в 1950-1970 гг. первыми подверглись переселению. В Вологодской и Ленинградской областях при проведении переписей 1970 и 1979 гг. вепсов стали записывать русскими, а при смене паспортов вепсскую национальность «исправляли» на русскую. Численность вепсов быстро сокращалась: с 1926 по 1979 г. с 33 до 8 тыс. человек.


    Возрожденная культура. Дети о. Кижи. 1996

    Перепись 1989 г. вернула этносу его права, численность вепсов составила 12 тыс. человек. С 1987 г. восстановлена вепсская письменность, началось изучение родного языка в школах. К настоящему времени изданы учебная литература для начальной школы, словарь вепсского языка, выходят художественные произведения, газета «Кодима».

    В Петрозаводском государственном университете и Карельском государственном педагогическом университете открылись кафедры для подготовки специалистов и учителей вепсского языка, регулярно выходят радио- и теле- передачи на вепсском языке, в Петрозаводске открыта финно-угорская школа, где получили возможность изучать родной язык дети городских вепсов. В Вепсской национальной волости вепсский язык как обязательный предмет изучают школьники 1-7-х классов.

    Роль связующего звена между вепсами всех регионов взяла на себя общественная организация «Общество вепсской культуры». Она стремится сделать доступными для всех вепсов книги и газеты на родном языке, помогает поступать в вузы Карелии абитуриентам из вепсских сел Ленинградской и Вологодской областей, организует курсы для преподавателей вепсского языка. С 1993 г. ежегодно при участии Общества проводится межрегиональный детский конкурс знатоков вепсского языка, в 1999 г. в знании родного языка впервые соревновались семьи.

    В 2000 г. вепсы были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

    статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

    КНИГИ О ВЕПСАХ
    Богданов Н.И. Народность вепсы и их язык //Тр. Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1958. Вып. 12.
    Вепсы //Народы европейской части СССР. М., 1964. Т. 2.
    Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, свадьбы и праздники вепсов (кон. XIX - нач. ХХ в.). СПб., 1994.
    Дебец И.Ф. Вепсы //Ученые зап. МГУ. М., 1941. Вып. 63.
    Кочуркина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990.
    Пименов В.В. Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры. Л., 1965.