• Гобустанский национальный историко-художественный заповедник (Qobustan dövlət tarixi-bədii qoruğu). Гобустан — Национальный Государственный Историко-Художественный Заповедник Гобустан — всемирное культурное наследие юнеско

    Гобустан - археологический заповедник в Азербайджане, к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков, расположенный на территории 537 гектаров.

    Само название «Гобустан» происходит от азербайджанского слова «гобу», что переводится как «балка». Таким образом, Гобустан - земля оврагов и балок.

    Памятники Гобустана делятся на две группы:

    1) наскальные изображения;
    2) древние стоянки и другие объекты.

    В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

    География

    Территория заповедника в 3096 га представляет собой обширную низкогорную территорию между юго-восточными отрогами Большого Кавказа и Каспийским морем. Она пересечена оврагами и сухими долинами. С севера Гобустан ограничен южным продолжением Главного Кавказского хребта, на западе долиной реки Пирсаатчай, на юге горами Мишовдаг и Харами, а на востоке берегами Каспийского моря и Апшеронским полуостровом. Протяженность с севера на юг - 100 км, с запада на восток - до 80 км.

    Здесь находятся крупнейшие на Кавказе грязевые вулканы. Основной рекой является Джейранкечмез. На горе Беюкдаш имеются также родники и колодцы, питаемые подземными водами известняковых отложений и атмосферными осадками. Климат в пределах заповедника сухой субтропический, с относительно мягкой зимой и жарким летом. Наблюдаются кратковременные весенние и осенние дожди, после которых оживляется растительный и животный мир.

    Флора и фауна

    Растительный мир Гобустана типичен для растительности пустынь и полупустынь. Она состоит из трав и кустарников, полыни и аналогичных многолетних растений. Среди кучи камней и скал встречается шиповник, карликовая вишня, жимолость, можжевельник, дикие груши, дикий рис, дикий гранат, виноград и некоторые другие виды деревьев и кустарников.

    За последние десятки лет фауна Гобустана сильно обеднела. Естественными обитателями Гобустана теперь являются редко встречающиеся лисицы, шакалы, волки, зайцы и дикие кошки, горные куропатки, дикие голуби, жаворонки, наряду с многочисленными змеями и ящерицами.

    Наскальные рисунки

    Из года в год туристы со всего мира посещают Гобустан, чтобы увидеть своими глазами произведения искусства наших далёких предков. Стены Гобустанских пещер украшает огромное количество наскальных рисунков, на которых можно увидеть не только животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых, рыб, обитавших в этой местности тысячелетиями, но и людей - фигуры мужчин и женщин.

    Датируются эти рисунки восьмым тысячелетием до нашей эры, то есть, периодом неолита.

    В то время в племенах процветал матриархат. Эти древние люди поклонялись женщине, она была для них олицетворением тепла, благополучия и продолжательницей рода. Людские фигуры изображались в полный рост, мужчины - в облачении охотников, вооруженные луком и стрелами, женщины же частенько татуированы.

    По рисункам видно, что люди тогда были высокого роста, стройные и мускулистые. Из одежды на них изображались только набедренные повязки.

    Известный писатель и путешественник Тур Хейердал настолько заинтересовался наскальными рисунками в пещерах Гобустана, что неоднократно посещал эти места.

    Изучив разные материалы, в частности то, как изображены лодки на рисунках в Гобустане, он сравнил их с изображениями лодок в Норвегии. Найдя довольно-таки много общего, он С течением времени люди эволюционировали и совершенствовались и, естественно, это отражалось на их наскальных художествах. Изменения коснулись техники изображения и размеров.

    Когда на смену периоду неолита пришла эпоха бронзы, наскальные рисунки ощутимо уменьшились, люди перестали рисовать их в натуральную величину.

    Камень-бубен Гавалдаш

    Одна из самых занятных достопримечательностей Гобустана - камень-бубен, который местные называют «Гавалдаш». Он расположен на северо-востоке, у подножия горы Джингирдаг.

    Интересен он тем, что при ударе по нему издает различные звуки. Причём ударять по нему нужно другими камнями, и в зависимости от размера камня, издаваемый Гавалдашем звон будет различаться. По одной из версий этот камень являлся чем-то вроде сигнала тревоги или даже просто музыкальным инструментом, помогающим проводить определённые ритуалы.

    Гора Беюк-даш

    Примечательна также и гора Беюк-даш. У её подножия в первом веке нашей эры появилась надпись на латинском языке. Это явное доказательство того, что здесь прошли в своё время римские легионы. Выглядит эта надпись так:

    Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus
Leg XII Ful.

    Если перевести это на наш язык, то получится такая фраза: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного».

    Отсюда можно сделать вывод, что эта надпись сделана центурионом двенадцатого отряда именно этого, уничтоженного жителями Апшерона, легиона.

    Гобустанский заповедник в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

    Благодаря своему значению для всего мира, Гобустанский заповедник с руки правительства Азербайджана в 2002 году был подан на рассмотрение для включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Всего лишь через 5 лет, в 2007 году он уже вошёл в этот список наиболее значимых культурных и исторических памятников мира.

    Заповедник Гобустан и его достопримечательности начали изучать ещё в далёком тысяча девятьсот тридцать девятом году, и продолжают по сей день.

    Теперь Гобустан - это уникальное наследие Азербайджана со статусом памятника мирового значения. В нем сохранена история жизни, труда, работы и развлечений первобытных племен.

    Как следует вести себя в заповеднике

    Если Вы решили посетить Гобустан, то вам обязательно нужно запомнить эти несложные правила и следовать им, чтобы не нанести вреда природе и достопримечательностям заповедника.

    • Не стоит собирать грибы, ягоды, растения, цветы. Лучше оставить всё как есть - в первозданном виде.
    • В качестве сувениров можно вывозить только фотографии окружающих красот.
    • Не мусорите! Обязательно уносите весь мусор с собой. Иначе чистота заповедника окажется под угрозой.
    • Нельзя оставлять какие-либо надписи на стенах пещер, скалах, даже на указателях.

    Заповедник Гобустан распростерся на огромной территории и по этой территории проложены туристические маршруты для граждан всего мира.

    Адрес заповедника

    Город Баку, территория Карадагского района, юго-восток Гобустанского массива Большого Кавказа.

    Гобустанский государственный историко-художественный заповедник

    Гобустан — один из самых известных в мире историко-археологических заповедников, музей под открытым небом с огромной коллекцией бесценных исторических экспонатов. Заповедник был образован 9 сентября 1966 года. Целью его деятельности является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов и их тщательное изучение.

    Наскальные рисунки Гобустана
    Особенно знаменит Гобустанский заповедник своими наскальными рисунками, сделанными в период мезолита. Ежегодно туристы со всего мира приезжают своими глазами увидеть многочисленные произведения искусства, некогда сделанные первобытными художниками. Наскальные рисунки, стоянку первобытного человека, надгробные памятники и многие другие свидетельства прошлого азербайджанского народа каменного века и последующих периодов можно увидеть в горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая. Наиболее значительными из всего этого списка, безусловно, являются петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Они способны поведать путешественнику о культуре, хозяйстве, мировоззрении, обычаях и традициях древних людей, которые уже в то далекое время заселили этот благодатный уголок Азербайджана.

    Исследования
    Произведения искусства древних художников были обнаружены совершенно случайно во время проводимых на этом месте работ в каменном карьере. Ранее это место было завалено каменными глыбами. Так, во время работ один из рабочих заметил какие-то изображения на скале. Местность начали расчищать и по мере того, как ее расчищали, все больше изображений становились доступными взору. Большое количество рисунков было обнаружено в пещерах.

    Таким образом в Азербайджане появилась еще одна достопримечательность. Археологами начались тщательные исследования местности. В результате, всего было обнаружено более 6 тысяч рисунков на 1000 скалах, древние жилища — пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации. Исследования здесь продолжаются до сих пор.

    Древнее искусство
    Все наскальные рисунки в Гобустане появились в разное время и относятся к разным эпохам — от 10-8 тысячелетий до н.э. и вплоть до средних веков. По охвату столь большого исторического периода они занимают высокое место среди других наскальных коллекций мира. Друг от друга изображения отличаются многообразием тем, стилем, строением, техникой исполнения. А весьма интересным фактом является то, что с течением времени они накладывались друг на друга. Тематики этих образцов искусства во многом являлись отражением каждодневной жизни людей. Здесь можно увидеть такие сцены, как конная и пешая охота, сцены сражений, сцены коллективного труда, жатвы. Сохранились также рисунки, изображающие людей в танце, напоминающем современный азербайджанский народный танец «Яллы» (от слова «ял» — «еда»). Исполняемый в виде хоровода танец, видимо, предшествовал охоте. Предположительно эти обряды совершались под звуки, издаваемые особенным музыкальным инструментом каменного века. Назывался он «Гавал-даш» («Камень-бубен»). Ударом в разные точки каменного валуна древние музыканты добивались различных звуковых тонов, и могли исполнить разнообразные мелодии. Весьма вероятно, что под похожую музыку древние гобустанцы танцевали и совершали свои обряды.

    Кроме того, на стенах пещер Гобустана можно увидеть многочисленные изображения диких животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет, — джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.

    Имеются в Гобустане также изображения мужчин и женщин. Силуэтные рисунки людей почти в натуральную величину относятся к наиболее древнему периоду времени и датируются ранней эпохой неолита (8 тысячелетие до н.э.), когда главой рода являлась мать. В период создания этих изображений женщина являлась символом добра и добра и благополучия, продолжательницей рода. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры изображены в основном в набедренниках, а некоторые фигуры женщин украшены татуировкой.

    Среди множества характерных как для азиатских, так и для европейских культур рисунков, особое внимание привлекают изображения лодок с гребцами. Это может означать, что в то время жители Гобустана были хорошими мореходами. Изображенное на корме лодок солнце позволяет провести аналогию с подобными рисунками, обнаруженными в Швеции, на Урале, и в Египте. Согласно древним верованиям, солнце, заходя на востоке, за ночь перемещается на лодке, чтобы заново появиться утром на западе. Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз здесь бывал. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия.

    Время шло, люди менялись, их способности совершенствовались, что собственно и нашло отражение в наскальных гобустанских изображениях. Изменилась техника рисунка, на смену силуэтным пришли контурные изображения. В отличие от более ранних изображений, часто выполненных в натуральную величину, в эпоху бронзы размер рисунков стал уменьшаться. Наряду с развитием изобразительного искусства этому способствовало также использование более совершенных инструментов, в том числе металлических.

    Помимо древних рисунков, в Гобустане весьма интересна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш. Ее появление датируется первым веком нашей эры, примерно 84 — 96 годами, и является непосредственным свидетельством того, что в то время близ Баку располагались римские войска. В частности, римская надпись гласит:

    Imp Domitiano
    Caesare avg
    Germanic
    L Julius
    Maximus
    Leg XII Ful.

    Что в переводе на русский язык означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного».

    Латинский автор второй половины 4 века Евтропий сообщает, что император Домициан по прозвищу «Фульмината» («молниеносный») совершил четыре похода, и во время одного из них его легион с полководцем был истреблен. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями Апшерона.

    О пребывании римских войск на Апшероне в 1 веке, возможно, говорит название селения Рамана или Романа. Название города Рамана в Малой Азии, упомянутое Бар Эбреем в 13 веке также связано с римским завоеванием. Нахождение римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска.

    Неподалеку от места пребывания римлян находится «Гавал-даш» (о котором уже упоминалось выше) — оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Из нее постукиванием можно извлечь ритмически четкие мотивы. Считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды.

    Также встречаются надписи, высеченные арабским алфавитом, и относящиеся к 12 — 14 векам.

    В средние века, начиная с 8 века и позднее, в связи с уменьшением экономической значимости охоты, развитием изобразительного искусства по керамике и металлу, негативным отношением исламской религии к изображениям людей и животных, наскальные рисунки Гобустана приобретают схематический характер и все более уменьшаются в размерах. Так, с течением времени рисунки становились все менее реалистичными, их чертили прямыми линиями и часто уподобляли геометрическим фигурам. Среди средневековых рисунков также встречаются высеченные арабским алфавитом надписи, относящиеся к 12 — 14 векам.

    В 2007 году заповедник Гобустан был включен в список Всемирного Культурного Наследия UNESCO. Ежегодно его посещают сотни туристов из десятков стран мира.

    С утра пораньше мы отправились в Гобустан – смотреть на наскальные рисунки и грязевые вулканы.

    На автовокзал, откуда едет автобус в Гобустан (вернее, в ближайший к Гобустану населенный пункт), можно добраться на маршрутке №29 от улицы 20 января за 40 коп. На автовокзале спросили автобус до Гобустана, который, несмотря на расписание, уезжает по мере наполнения. В автобусы заходили продавцы и продавали всякую хрень – пирожки, напитки, кроссворды. Ехали меньше часа, у автобуса сразу встречают такси. Никаких других способов добраться до достопримечательностей нет. Таксист запросил 45 манат, сторговались на 25 (наивные мы, конечно). Не надейтесь проехать к вулканам автостопом, там и дороги-то нет, никто туда не ездит, одни туристы (хотя по пути мы не встретили вообще никого). А пешком топать по жаре часа 2 точно.

    Вокруг вулканов раньше были таблички «опасно», но таксисты их повыдергивали (это наш похвастался), чего туристов пугать. На самом деле к кратерам, какими бы они ни казались маленькими и безобидными подходить нельзя – можно провалиться, люди действительно тонули.

    Средний размер вулкана:

    Грязь там, где не засохла, активно булькает, зимой, говорят, вообще ого-го.

    Возле вулканов есть еще и грязевое озеро, у него натянута веревочка для народной забавы: привязываешь веревочку за пояс, чтобы не утонуть, и лезешь купаться в озеро. Говорят, помогает не всегда. Озеро в подтверждение собственной опасности тоже булькает.

    В общем, очень понравилось, а еще не хотели ехать. Потом отправились в сам Гобустан, в котором сосредоточены свидетельства жизни людей каменного века и последующих периодов – стоянки и наскальные рисунки – петроглифы (около 6000!). Тур Хейердал, кстати, пришел к выводу, что рисунки поразительно напоминают норвежские петроглифы, а значит, скандинавы и азербайджанцы – братья! Сомнительно это. Но рисунки действительно поразили. Простейшие, конечно, но как, как их так ровно рисовали на скале? У нас так и карандашом не получится. А еще очень интересно рассматривать скалы в поисках рисунков. Таксист говорит, каждый раз находит что-то новое. При заповеднике, кстати, отличный музей, совсем новый, где много рассказывается и про рисунки, и про это место в принципе, в том числе и грязевые вулканы. Фото, конечно, плохо передают эти изображения, многие рисунки достаточно большие.

    Гавалдаш – огромный камень-бубен, на котором можно играть другими маленькими камнями:

    Таксист предложил завести на пляж искупаться, мол, все включено, а было действительно жарко. Не ведитесь, море очень грязное, пляж завален бутылками и прочим мусором.
    Таксист, кстати, козел, хотя, скорее мы лошки. Подумали, хороший какой, дадим 30 манат вместо 25. При этом у нас было только 40 двумя бумажками, он радостно отдал пятерку сдачи и сказал, что больше сдачи нет. После этого его и след простыл, а мы так и остались на автобусной остановке, где он нас подбирал, хлопать ушками. Будет наукой. Кстати, так облажались мы в первый и последний раз за этот отпуск. Фото таксиста, заради нас не берите его!

    На 195 маршрутке за 80 копеек доехали до 20 января, а оттуда на 120 автобусе до ЖД. И снова по совету Lonely Planet (не доверяйте их советам!) пошли в кафе QOC на 28 мая, 50. На наших языках никто не ховорил, только головой мотали. Еды мало, шашлык оказался на косточках и не то чтобы очень вкусный. Догнались фруктами за 1,5 маната, которые съели в соседнем парке. Еще немного прогулялись в сторону старого города попрощаться с Баку.

    Забрали вещи из камеры хранения и спокойно направились к поезду: предстоял ночной переезд в Шеки. Вот тут нас и поджидал неприятный сюрприз… Что ж за день такой! Билеты мы покупали заранее на сайте азербайджанских железных дорог. В правилах было написано что на местные поезда надо заполнять бланки на азербайджанском, на международные – на русском. Но, простите, где найти азербайджанскую раскладку, не говоря уже про азербайджанское написание фамилии. Ну и написали на русском, и, как сказано в правилах, пришли с электронным бланком в кассу за час до отправления. Билет распечатали. Все нормально. Но при посадке непосредственно на поезд оказалось, что наши фамилии распечаталась абракадаброй: что-то со шрифтами или кодировкой. Числа и время мы проверили, а на фамилию и не глянули. Тут же нарисовался начальник поезда, который, взглянув на билеты, сразу же заявил, что он нас не пустит, типа поедете завтра. На все уверения в том, что мы не причем, и что вот наши номера паспортов, которые совпадают с теми, что в билетах, мотал головой и говорил на неродном нам языке. Тем временем собралась толпа проводников, полиции, железнодорожников и сочувствующих. Что-то говорили, звонили, смотрели паспорт, но все же пустили.

    Поезда старые и душные, но проводницы хорошие. И туалет открывали, и мусор сами убирали. Компания в купе тоже попалась хорошая: русская азербайджанка с сыном. Долго и с ностальгией рассказывала о Советском Союзе, но и на современную жизнь особо не жаловалась. Говорила, что есть русские школы, в ВУЗах есть и русские, и азербайджанские программы, фифти-фифти. Поболтав, мы отправились по койкам. Предстояла ночь в поезде, а утром мы приехали в .

    Гобустан - один из самых известных в мире историко-археологических заповедников, музей под открытым небом с огромной коллекцией бесценных исторических экспонатов. Располагается он на территории Азербайджанской Республики, в 60 километрах от . Гобустан представляет собой район крайних юго-восточных отрогов Большого Кавказа к западу и юго-западу от Апшеронского полуострова. Абсолютная высота местности - до 1047 метров, рельеф грядово-холмистый в складчатых структурах из песчано-глинистых пород, мергелей и известняков. На юге находятся грязевые вулканы. Господствуют здесь и полупустынные ландшафты; имеются зимние пастбища.

    С азербайджанского «Гобустан» переводится как «Край оврагов» («гобу» - «впадина, овраг, колодец», «стан» - «край, земля»).

    Заповедник был образован 9 сентября 1966 года. Целью его деятельности является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов и их тщательное изучение.

    Наскальные рисунки Гобустана
    Особенно знаменит Гобустанский заповедник своими наскальными рисунками, сделанными в период мезолита. Ежегодно туристы со всего мира приезжают своими глазами увидеть многочисленные произведения искусства, некогда сделанные первобытными художниками. Наскальные рисунки, стоянку первобытного человека, надгробные памятники и многие другие свидетельства прошлого азербайджанского народа каменного века и последующих периодов можно увидеть в горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая. Наиболее значительными из всего этого списка, безусловно, являются петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Они способны поведать путешественнику о культуре, хозяйстве, мировоззрении, обычаях и традициях древних людей, которые уже в то далекое время заселили этот благодатный уголок Азербайджана.

    Исследования
    Произведения искусства древних художников были обнаружены совершенно случайно во время проводимых на этом месте работ в каменном карьере. Ранее это место было завалено каменными глыбами. Так, во время работ один из рабочих заметил какие-то изображения на скале. Местность начали расчищать и по мере того, как ее расчищали, все больше изображений становились доступными взору. Большое количество рисунков было обнаружено в пещерах.

    Таким образом в Азербайджане появилась еще одна достопримечательность. Археологами начались тщательные исследования местности. В результате, всего было обнаружено более 6 тысяч рисунков на 1000 скалах, древние жилища - пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации. Исследования здесь продолжаются до сих пор.

    Древнее искусство
    Все наскальные рисунки в Гобустане появились в разное время и относятся к разным эпохам - от 10-8 тысячелетий до н.э. и вплоть до средних веков. По охвату столь большого исторического периода они занимают высокое место среди других наскальных коллекций мира. Друг от друга изображения отличаются многообразием тем, стилем, строением, техникой исполнения. А весьма интересным фактом является то, что с течением времени они накладывались друг на друга. Тематики этих образцов искусства во многом являлись отражением каждодневной жизни людей. Здесь можно увидеть такие сцены, как конная и пешая охота, сцены сражений, сцены коллективного труда, жатвы. Сохранились также рисунки, изображающие людей в танце, напоминающем современный азербайджанский народный танец «Яллы» (от слова «ял» - «еда»). Исполняемый в виде хоровода танец, видимо, предшествовал охоте. Предположительно эти обряды совершались под звуки, издаваемые особенным музыкальным инструментом каменного века. Назывался он «Гавал-даш» («Камень-бубен»). Ударом в разные точки каменного валуна древние музыканты добивались различных звуковых тонов, и могли исполнить разнообразные мелодии. Весьма вероятно, что под похожую музыку древние гобустанцы танцевали и совершали свои обряды.

    Кроме того, на стенах пещер Гобустана можно увидеть многочисленные изображения диких животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет, - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.

    Имеются в Гобустане также изображения мужчин и женщин. Силуэтные рисунки людей почти в натуральную величину относятся к наиболее древнему периоду времени и датируются ранней эпохой неолита (8 тысячелетие до н.э.), когда главой рода являлась мать. В период создания этих изображений женщина являлась символом добра и добра и благополучия, продолжательницей рода. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры изображены в основном в набедренниках, а некоторые фигуры женщин украшены татуировкой.

    Среди множества характерных как для азиатских, так и для европейских культур рисунков, особое внимание привлекают изображения лодок с гребцами. Это может означать, что в то время жители Гобустана были хорошими мореходами. Изображенное на корме лодок солнце позволяет провести аналогию с подобными рисунками, обнаруженными в Швеции, на Урале, и в Египте. Согласно древним верованиям, солнце, заходя на востоке, за ночь перемещается на лодке, чтобы заново появиться утром на западе. Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз здесь бывал. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия.

    Время шло, люди менялись, их способности совершенствовались, что собственно и нашло отражение в наскальных гобустанских изображениях. Изменилась техника рисунка, на смену силуэтным пришли контурные изображения. В отличие от более ранних изображений, часто выполненных в натуральную величину, в эпоху бронзы размер рисунков стал уменьшаться. Наряду с развитием изобразительного искусства этому способствовало также использование более совершенных инструментов, в том числе металлических.

    Помимо древних рисунков, в Гобустане весьма интересна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш. Ее появление датируется первым веком нашей эры, примерно 84 - 96 годами, и является непосредственным свидетельством того, что в то время близ Баку располагались римские войска. В частности, римская надпись гласит: Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus Leg XII Ful.

    Что в переводе на русский язык означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного».

    Латинский автор второй половины 4 века Евтропий сообщает, что император Домициан по прозвищу «Фульмината» («молниеносный») совершил четыре похода, и во время одного из них его легион с полководцем был истреблен. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями Апшерона.

    О пребывании римских войск на Апшероне в 1 веке, возможно, говорит название селения Рамана или Романа. Название города Рамана в Малой Азии, упомянутое Бар Эбреем в 13 веке также связано с римским завоеванием. Нахождение римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска.

    Неподалеку от места пребывания римлян находится «Гавал-даш» (о котором уже упоминалось выше) - оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Из нее постукиванием можно извлечь ритмически четкие мотивы. Считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды.

    Также встречаются надписи, высеченные арабским алфавитом, и относящиеся к 12 - 14 векам.

    Да, а еще в Гобустане, под открытым небом, находятся наскальные рисунки древнего человека. Не каждый день такое увидишь — искусство, перенесенное сквозь века! Петроглифы — наскальные рисунки Гобустана входят в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Грязевые вулканы Гобустана | Азербайджан

    Как добраться до грязевых вулканов Гобустана из Баку, карта

    Расстояние от Баку до Гобустана всего 60-70 км. Как уже было сказано выше, дороги до грязевых вулканов от трассы, как таковой, нет, но таксисты ездят. И королевой здешних дорог является ее величество Шестёрка! Вообще, выезжая из Баку в Гобустан и другие районы, ты понимаешь, что самый ходовой транспорт, который не жалко угробить на местном бездорожье — это детища советского автопрома: шестерки и другие тазики. Конечно, попадаются и другие машины, мы, например, приехали на такси Hundai Tuscan, мимо нас проехал золотой Chrysler с арабами, но все-таки подавляющее большинство машин, приезжающих на вулканы — это шестерки.


    Сами вулканы находятся примерно в 10 км южнее города Гобустан. На карте показано их месторасположение.

    Есть разные способы добраться сюда из Баку. Самый комфортный — взять такси или экскурсию из Баку. Экскурсии стоят около 40 долларов с человека, купить их можно непосредственно в старом городе Баку. Но так как мы предпочитаем индивидуальные путешествия, наша подруга Катя заказала нам такси в службе 189 . По телефону она объяснила, что мы хотим доехать из Баку от гостиницы Four Seasons до грязевых вулканов и провести там 30 минут, заехать в Гобустанский археологический заповедник на 2 часа и вернуться в Баку к центру Гейдара Алиева. Диспетчер такси тут же посчитала стоимость поездки — вышло 76 манат. Мы поехали вдвоем, т.е. по 38 манат с человека, но если бы нас было больше, вышло бы еще дешевле.

    Любой таксист в Азербайджане по совместительству — экскурсовод. В этом проявляется гостеприимное, неравнодушное отношение к своей работе, а бывает — надежда на чаевые. Иногда, подобная излишняя опека немного раздражает, а порой общение выливается в искреннюю привязанность. По крайней мере, в Азербайджане у нас ни когда не было нейтральной встречи с таксистом. Каждый таксист остался в нашей долгой памяти. Видимо так происходит потому, что все дороги были неблизкими, а люди — интересными. А вы, помните ли вы того таксиста, который вас довозил месяц назад?

    По дороге наш таксист рассказывал о проплывающих за окном пейзажах и то, что сейчас строится рядом с Баку. Например, это город на море Хазарские острова! Проект включает в себя множество островов с жилыми домами и соответствующей инфраструктурой. Строительство началась еще в 2011 году.

    Будущий город можно посмотреть на этом видео :

    Азербайджан недаром называют «страной огней», нефтедобыча и огни встречаются повсеместно вдоль трассы.



    Попался нам на пути и одинокий маяк.


    Есть другой вариант добраться до вулканов. Можно доехать до стоянки тех самых шестерок на развилке у трассы на прокатном автомобиле или такси, если вам или водителю такси жалко мучить машину по бездорожью. Вот это место на карте — верхняя точка. Нижняя отметка показывает место, где начинается бездорожье.

    На этой развилке стоит куча таксистов на шестерках и за 20 манат они свозят вас туда-обратно. Это около 6 км в одну сторону. Самые экономные конечно могут пойти пешком, но дело это неблагодарное, никаких указателей нет, а под жарким солнцем и вовсе небезопасное.


    Тем, кто не хочет тратиться на такси, можно предложить доехать до Гобустана на общественном транспорте. До самого города и дальше по трассе мимо вулканов ходит 195 автобус. Едет он от остановки Торговый центр «Бина» (Bina Shopping centre), который расположен напротив пляжа Шихова, куда мы ездили купаться в . Чтобы добраться до этого торгового центра из Баку нужно сесть на 125 автобус рядом Железнодорожным вокзалом Баку и станцией метро 28 мая. Но сразу хочу сказать, если 125 автобус еще достаточно комфортабельный, то 195 — без кондиционера и там только открытые форточки. Ехать на нем час по жаре я бы точно не выдержала! Стоимость проезда на 125 автобусе 0,2 маната по транспортной карте Baku card, на 195 автобусе — 0,8 манат. После 195 автобуса вы или воспользуетесь услугами таксистов у развилки, или сами отправитесь в путь пешком, если найдете в себе силы. Но даже на такси дорога доставляет мало удовольствия, там сплошные ухабы и бездорожье. А в самом конце вас ждет затяжной и очень крутой подъем в гору. Ощущение было такое, что машина не справится с нагрузкой, заглохнет и покатится вниз, но все обошлось. И все наши переживания были не напрасны — мы увидели знаменитые вулканы!


    Экскурсия на грязевые вулканы Гобустана

    Может ли грязь быть красивой? Оказалось, еще как может! Грязевые вулканы — это чудо, которое по-настоящему завораживает! Азербайджан занимает первое место в мире по количеству действующих грязевых вулканов. Когда ты видишь их в Гобустане, кажется, что это симпатичные милашки, которые, как сказали иностранные туристы рядом с нами, говорят: «Пук-пук!», максимум, что смогут сделать — обрызгать вас грязью. Но на самом деле за последние 20 лет в Азербайджане произошло примерно 200 крупных извержений грязевых вулканов! Были даже несчастные случаи, пусть и очень давно. Например, во время извержения в 1902 году погибло шестеро пастухов и две тысячи голов скота — Жижа проглотила! Жуть какая!

    К счастью, грязевые вулканы расположены вдалеке от населенных пунктов. Большинство из этих территорий находится под охраной, и людям проходить туда без специального разрешения категорически запрещено. И даже существует большой штраф — для физических лиц сумма составляет 400-600 манат, а для должностных лиц — от двух до четырех тысяч манат. Поэтому к вулканам и нет хорошей асфальтированной трассы, да и по сути, официальной дороги туда нет совсем. Но туристы и местные жители все равно ездят к вулканам, расположенным недалеко от города Гобустан и Гобустанского заповедника — они не так опасны, как другие, находятся близко. Но все равно, в плохую погоду или после дождя туда просто не проехать — грунтовая дорога по полям превращается в кашу! Нам очень повезло с погодой. В начале июня еще нет такой дикой жары, хотя наш таксист говорил, что еще гулять прохладно. Ну не знаю, для нас +26 это уже жара!


    Место, где находятся вулканы поистине мистическое. Там гуляет ветер, вдали бирюзовой полосой виднеется Каспийское море, а рядом с тобой разговаривают они — грязевые вулканчики. На это можно смотреть бесконечно! Как серая масса грязи булькает, потом набухает шариком, который, в конце концов, лопается и норовит тебя обрызгать!


    Ты как будто видишь дыхание земли! Схожее чувство у меня возникало при взгляде на фумаролы на вулкане Тейде на . В чем же суть грязевых вулканов? Это спрессованные газообразные углеводороды прорываются из недр земли под высоким давлением, заставляя грязь бурлить и кипеть.


    Подобный тип вулканов встречается в основном в нефтеносных и вулканических областях, поэтому то их в Азербайджане такое множество. Кстати, грязевые вулканы есть и России — на Таманском полуострове.


    Вулканы здесь образуют настоящие конусообразные возвышения с кратером (все как у больших!) — грязевые сопки.

    Сопочные грязи вулканов насыщены минеральными веществами и применяются в косметологии и лечебной практике. Поэтому некоторые туристы «оздоравливаются» прямо на месте, опуская руки в жерло вулкана. Но если вы хотите пройти такую процедуру, нужно взять собой большую бутыль воды, грязь очень плохо отмывается. Ну и задумайтесь над обувью и одеждой, чтобы не испортить дорогие и красивые вещи.


    Осмотрев маленькие вулканчики, мы отправились к самому большому вулкану. Рядом с ним уже стоял наш старый знакомый — золотой крайслер.


    Забравшись на вулкан, мы увидели кратер около 3 метров в диаметре с многочисленными пузырями. Этот вулкан уже был куда серьезнее своих меньших собратьев и даже булькнул так, что забрызгал Сережины джинсы.


    За этим вулканом находится озеро, в котором, говорят, даже купаются, но мы не решились.


    Тридцати минут запланированных нами на посещение вулканов в принципе хватило, мы все посмотрели и наделали кучу фотографий. Вокруг ходят туристы из групповых экскурсий и индивидуальные туристы. Очень много иностранцев! Это европейцы и арабы, а русских туристов практически не было.

    Если отрешиться от людей, находящихся рядом, и не смотреть в сторону Каспийского моря, можно почувствовать себя на поверхности Марса или Луны, настолько местные пейзажи необычны. Недаром их называют чудом света!


    Заложите на поездку на вулканы как минимум полдня и конечно совместите ее с посещением археологического заповедника Гобустан, речь о котором пойдет ниже. У нас поездка из Баку и обратно заняла около 4,5 часов. Вулканы покорили нас в самое сердце, и мы рекомендуем их посетить!

    Гобустанский государственный историко-художественный заповедник

    Как добраться до заповедника Гобустан, карта

    После посещения грязевых вулканов мы отправились знакомиться с древними наскальными рисунками в заповеднике Гобустан . Он находится к северу от вулканов и от города Гобустан. От трассы до музея заповедника около 6 км. Добраться до заповедника можно на такси, арендованном автомобиле или в составе экскурсионной группы. Экскурсии отправляются в основном в 10 утра из Баку. Например, Baku tours предлагает экскурсию в заповедник Гобустан, храм огнепоклонников Атешгях и заповедник Янардаг (горящая гора) от 21 до 60 долларов с человека. Для тех, кто хочет сэкономить, можем опять предложить 195 автобус, о котором было сказано выше — приезжаете на нем в Гобустан и идете эти 6 км пешком. Или вас отвезут на такси до музея от трассы местные таксисты (с учетом ожидания вас у музея эта услуга стоит в пределах 45 манат).


    О заповеднике Гобустан

    Гобустанский государственный историко-художественный заповедник (Qobustan dövlət tarixi-bədii qoruğu) раскинулся на территории в 3000 га. Название «Гобустан» означает «край оврагов» (от гобу — впадина, овраг, колодец; стан — край, земля, сторона). Когда смотришь на пейзажи заповедника, кажется, что будто древние великаны раскидали камни по склонам гор, спускающимся к бирюзовому Каспийскому морю. На этой равнине, расположенной между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, еще в каменном веке и вплоть до средневековья жили люди. После них осталось множество древних стоянок, обитаемых пещер, надгробных памятников и конечно наскальных рисунков, которые сосредоточены в горах Гобустана под названиями Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шихгая.


    В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

    Маршруты заповедника Гобустан

    Для туристов в заповеднике действует несколько экскурсионных маршрутов:

    1. Основной экскурсионный маршрут. Экскурсия включает:
      1. Информацию о наскальном искусстве и памятниках Гобустана в музейном здании. Ознакомление с археологическими экспонатами;
      2. Ознакомление с петроглифами, датированными различными периодами, а также с пещерами “Ана-зага”, “Окузлер” и “Овчулар” на верхней террасе горы Беюкдаш;
      3. Гавалдаш;
      4. Чашечные углубления.
    2. Экскурсионный маршрут нижней террасы горы Беюкдаш, куда входит:
      1. Римская надпись;
      2. Ознакомление с петроглифами, датированными различными периодами на нижней террасе горы Беюкдаш;
      3. Гавалдаш;
      4. Памятник Бронзового века, поселение «Даира».
    3. Развлекательно-интеллектуальная игра “Овчу” (для детей 7-12 лет). В экскурсию входит:
      1. Информация о наскальном искусстве и памятниках Гобустана в музейном здании. Ознакомление с археологическими экспонатами;
      2. Интерактивная игра “Овчу” на верхней террасе горы Беюкдаш.

    Стоимость посещения заповедника без экскурсии для местных граждан составляет 2 маната, для иностранцев 5 манат и 1 манат нужно заплатить за парковку машины. Экскурсионные билеты стоят 10 манат — музей, 10 манат — верхняя терраса горы Беюкдаш или 15 манат, если возьмете все вместе.

    К музею заповедника ведет хорошая асфальтированная дорога, и поворот к парковке музея и экскурсионному маршруту по заповеднику вы не пропустите, здесь стоит вот такой заметный указатель:

    Около музея расположена касса и парковка для автомобилей. Мы решили взять билеты для самостоятельного осмотра, так как не располагали временем для длительной экскурсии и хотели пофотографироваться в пейзажах Гобустана.

    Экскурсия по музею заповедника Гобустана

    Сначала мы посетили музей, который оказался очень интересным и интерактивным! Новое здание музея открылось в 2012 году. Здание музея вписано в окружающий ландшафт и оснащено по последнему слову техники.


    Вестибюль

    В музее 2 этажа, на которых расположены несколько залов разной тематики. Уровень 1 — надземный и уровень 0 — подземный. При входе в музей попадаешь на 1-ый уровень в вестибюль. Вестибюль — это место, где посетители знакомятся с музеем и его тематикой — петроглифами. Изображения петроглифов Гобустана можно увидеть на стенах и потолке зала.


    Гобустан — Всемирное Культурное Наследие ЮНЕСКО

    Экспозиции этого зала демонстрируют тот факт, что комплекс наскального историко-художественного ландшафта Гобустана является частью богатого наследия наскального искусства не только Азербайджана, но и всего мира.

    Археологические открытия в Гобустане

    Знания о Гобустане были получены в результате точного исследования и анализа петроглифов, а также свидетельств, обнаруженных учеными во время археологических экспедиций. Начиная с 1940-ых годов, непрерывно ведущаяся научная деятельность уже превратилась в часть истории Гобустана.


    Путешествие во времени

    Прежде чем первые люди поселились в Гобустане, климат, окружающая среда, население и культурное развитие претерпевали большие изменения. Этот зал демонстрирует масштаб этих изменений. Здесь мы увидели самые важные события, которые происходили в Гобустане и в целом, в истории Азербайджана, начиная с эры динозавров.


    На одном из экранов мы увидели Стоунхендж, который находится недалеко от Солсбери в Великобритании, и вспомнили, как мы ехали мимо него в . Также на ум пришли подобные круги камней на Оркнейских островах Шотландии.

    А на этих экранах можно было наглядно посмотреть, как изменилась наша жизнь, и на смену костру пришла микроволновка, а машина заменила лошадь.



    Жизнь людей древнего периода

    Люди, создавшие петроглифы Гобустана, строили укрытия для ночлега, собирали еду, охотились на животных, изготавливали орудия труда и одежду, праздновали успехи и печалились своим потерям. Демонстрация оригинальных артефактов отражает повседневную жизнь людей Каменного века, а некоторые ее аспекты отражены в художественных изображениях.

    Искусство древних веков

    Продолжаем осматривать музей уже на 0 — уровне. Этот зал специально посвящен петроглифам Гобустана и играет вводную роль во вторую часть экспозиции. Было бы неверным считать античное искусство абсолютно примитивным. Правильнее было бы попытаться приблизиться к тому, что было важным для их создателей. Экспозиции в этом зале демонстрируют понятие о красоте, существовавшее у древних людей, и их художественную фантазию.


    В наиболее традиционных культурах люди украшают свои тела, и петроглифы Гобустана, указывают на то, что древние жители Гобустана, не являлись исключением. Для изготовления хрупких предметов украшения древние люди использовали кости животных, ракушки, камень, а в более поздние периоды — металл. Они также украшали свои тела найденными в природе предметами (перья птиц, шкуры животных, семена растений и цветы).

    Петроглифы сквозь века

    Петроглифы являются самой неотъемлемой частью первобытного наследия Гобустана. Иногда они напоминают единый орнамент, густо покрывающий древние скалы. В этом зале посетители, посредством интерактивного устройства, могут изучить эволюцию развития наскального искусства Гобустана и изучить некоторые его аспекты.


    На территории Гобустанского заповедника было найдено более чем 6300 петроглифов, и поэтому невозможно увидеть их всех в течение короткого периода времени. Для того чтобы сформировать у посетителей полное представление о наскальном искусстве Гобустана, в зале под названием «Петроглифы через века», наскальные рисунки демонстрируются, будучи сгруппированными в тематическом и хронологическом порядке.

    Древние художники Гобустана

    Давайте представим художника каменного века за работой. Он выбирает скалу, играющую для него роль современного табло, некий тяжелый каменный инструмент, и часами наносит изображение, состоящее из нескольких кривых линий. В этом процессе, оживающем в наших представлениях, есть некое величие, которое вызывает в нас чувство восхищения примитивным искусством.


    Древние художники Гобустана использовали различные способы создания петроглифов. В большинстве случаев, петроглифы были созданы путем выбивки контуров того или иного изображения. Самые древние изображения создавались ударами одного или двух камней по поверхности скалы. Позже, эти камни начали использоваться, один как долото, а другой, как топор. В более поздние периоды наскального искусства, художники использовали технику процарапывания.
    Многие всемирно известные наскальные рисунки были созданы нанесением краски на поверхность скалы. В Гобустане имеется небольшое количество цветных изображений или пиктографов.

    Значение петроглифов

    Значение петроглифов продолжает оставаться тайной, потому что современные люди не имеют возможности понять сознание и мировоззрение первобытных людей. Хотя археология и снабжает нас определенными материалами для понимания ценности петроглифов и той роли, которую они играли в жизни людей, мы должны признать, что у нас нет ничего, кроме наших собственных предположений и интерпретаций. В этом зале посетители могут узнать о различных способах интерпретации петроглифов.


    Животные и охотники

    Животные для древних людей были не просто источником еды, но также и одним из главных элементов в религиозных верованиях, самоидентификации и мировоззрении. В этом зале можно посмотреть на кости животных, найденных во время археологических раскопок в Гобустане, и проверить свои способности в распознавании животных, изображенных древними художниками.

    Культурный Ландшафт Наскального Искусства Гобустана

    Выставка завершается общим обзором музейного комплекса Гобустана. В центре комнаты размещена 3D карта наскального искусства Гобустана.


    Прогулка по заповеднику Гобустан

    Около музея можно увидеть историческую реконструкцию жизни людей каменного века.

    Перед таким мужчиной трудно устоять!

    Но тут и Сережа заявил права на свою женщину.

    Осмотрев музей, мы отправились на машине с нашим водителем на верхнюю террасу горы Беюкдаш. По дороге нас встречали пейзажи, уже мало напоминавшие саванны древности. Природа Гобустана, родины основателей первых петроглифов, значительно отличалась от сегодняшней полупустынной природы.


    В начале маршрута обнаружился такой чайный домик с самоварами.

    Мы обнаружили, что самоваров в Азербайджане больше чем в Туле! Они тут на каждом шагу — в кафе, ресторанах и гостиницах. Мало того, люди их берут с собой просто на пикник, вместо термоса!


    А поблизости, как, наверное, и во времена древних людей, лежат условно домашние кошки, не потерявшие свою независимость с эпохи Каменного века.


    Первые рисунки в заповеднике обнаружили в 1939 году на горе Беюкдаш, где сейчас и находится основной экскурсионный маршрут.


    Фотосессия в заповеднике Гобустан

    Но нашей главной целью было сфотографироваться в великолепных пейзажах Гобустана. Я надела красную юбку и прежде чем покорять вершины, попробовала поиграть на музыкальном инструменте каменного века. Это «Гавалдаш» или бубен — камень. В видеоролике позже вы можете послушать, как он звучит. Существует мнение, что стражи племён во время нападений диких зверей или в других опасных ситуациях пользовались этим инструментом.


    One euro! — сказал Серёжа группе японских туристов, которая нацелила свои фотоаппараты на девушку в красном платье, стоящую на краю скалы в Гобустане. Вот так он хотел наконец-то подзаработать на моих фотосессиях в платьях. Но я опять поработала за «оригато» и хорошо что нас никто не гонял и не мешал фотографироваться, кроме нашего таксиста, который так и норовил попасть в кадр.


    Наскальные рисунки заповедника Гобустан

    На скалах можно увидеть рисунки древних быков туров, которые уже вымерли. Быки-туры (Bos pimigenius) были огромных размеров и должно быть, не были легкой добычей для первобытных людей.


    Никто точно не знает, какой была жизнь древних людей. Ученые очень часто проводят параллели с современными племенными объединениями и полагают, что древние люди жили в условиях, подобных традиционным культурам жителей Южной Америки и Папуа Новой Гвинеи. Однако, вероятность того, что любая культура, в том числе и традиционная, не изменялась в течение 5, 10 или 20 тысяч лет — очень низка. Несмотря на отсутствие информации, попытайтесь вообразить жизнь в мире без городов, автомобилей, холодильников, книг, современной науки или религиозных структур. Чему верили древние люди? Как они отмечали свой успех и печалились своим потерям? Мы можем только предполагать.

    Самая широко распространенная версия о значении изображенных животных в древних культурах — это изображение именно тех животных, на которых охотились древние люди с целью добычи еды. Предполагается, что знаки в некоторых петроглифах Гобустана применялись в ритуалах перед охотой. Во многих петроглифах Гобустана изображены один или два ряда людей, иногда взявшись за руки. Эти петроглифы были созданы в период Неолита и Энеолита. Вероятно, в этих петроглифах представлен танец. Нужно отметить, что этот танец особенно напоминает азербайджанский традиционный танец Яллы. Танец — это одна из общих особенностей человеческой культуры, имеющая многочисленное ритуальное и социальное значение. Люди все еще посещают гору Беюкдаш для проведения свадебной церемонии.


    Флора и фауна заповедника Гобустан

    Растительный мир Гобустана типичен для растительности пустынь и полупустынь. Он состоит из трав и кустарников, полыни и аналогичных многолетних растений.


    За последние десятки лет фауна Гобустана сильно обеднела. Естественными обитателями Гобустана теперь являются редко встречающиеся лисицы, шакалы, волки, зайцы и дикие кошки, горные куропатки, дикие голуби, жаворонки, наряду с многочисленными змеями и ящерицами. Одна из обитательниц заповедника и явила себя нашему взору.


    С древних времен ящерицу считают символом возрождения из-за ее способности отбрасывать хвост, после чего он вновь отрастает. Кем была ящерица для людей Каменного века? Ее изображения тоже можно встретить в наскальных рисунках Гобустана.


    Но ящерица не раскрыла нам своих тайн, лишь задумчиво проводила нас глазами.

    Обитают в заповеднике и другие пресмыкающиеся — змеи. От них предостерегают вот такие знаки.


    История Гобустана

    Гобустан стал крайней точкой продвижения римских легионов. На территории заповедника у подножья горы Беюкдаш есть каменная плита с латинской надписью, относящейся к I веку н. э., оставленной римским легионом императора Домициана с прозвищем «Фульмината» (молниеносный), который зафиксировал пребывание XII Молниеносного легиона в I веке нашей эры. Так, В 75 году Домициан послал легион на помощь союзным царствам Иберии и Албании на Кавказ. Таким образом, легион считается самым далеко зашедшим на восток от Рима легионом.


    Надпись на каменной плите гласит:

    Imp Domitiano
    Caesare avg
    Germanic
    L Julius
    Maximus>
    Leg XII Ful.

    В переводе на русский язык она означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Считается, что в гобустанской надписи, упоминается отряд XII легиона, который был истреблён местными жителями Апшерона.


    Гобустан — это уникальный памятник древнего наскального искусства. Эта территория являлась постоянным местом проживания, на протяжении, самое малое, последних 15 000 лет, и здесь, начиная с периода Верхнего Палеолита и до средних веков, представлены петроглифы, относящиеся к главным периодам истории человечества. Но даже если вы не интересуетесь древней историей приезжайте ради красивых пейзажей и прекрасных видов на бирюзовое Каспийское море!