• Апостольский дворец. Ватиканские дворцы. Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

    Апостольский дворец – официальная резиденция папы Римского в Ватикане. Но чаще всего можно услышать другие варианты названия: Папский дворец или Ватиканский дворец. Апостольский дворец – это не просто папские апартаменты, а целый исторический и музейный комплекс, который с уверенностью можно назвать одним из грандиозных архитектурных сооружений, представляющих неоспоримую художественную и историческую ценность.

    • Архитектурный стиль: архитектура Возрождения;
    • Архитектор: Донато Браманте;
    • Дата основания: 30 апреля 1589.

    Комплекс

    В комплекс Ватиканский дворец входят такие здания как Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско – католической церкви, Библиотека Ватикана, Ватиканский музей и несколько часовен. Во дворце более тысячу помещений, среди них Зал консисторий, Климентинский зал, Большой и Малый тронные залы, кабинет Папы и кабинет для частных аудиенций, которые расположились на третьем этаже. А на четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

    Немного из истории

    А именно немного, потому что достоверно так и неизвестно когда было начато строительство Ватиканского дворца. Одни эту дату приписывают к временам Константина Великого, начало IV века, другие относят первую постройку к временам папы Симмаха, VI век. Достоверно известно только одно, что во время приезда Карла Великого для коронования, папской резиденцией служил дворец на Ватиканском холме. Это было конец VIII начало IX веков. Но позже дворец был запущен. И только 1377 году Ватикан становится постоянной резиденцией папы, и этот период начинается со строительства ряда грандиозных построек.

    Ватиканский дворец представляет собой целую композицию архитектурных собраний дворцов, залов, галерей и капелл, которые относятся к разному времени постройки, а по стилю принадлежат к различным эпохам. Ватиканский дворец – это сокровищница архитектуры, живописи и скульптуры, главная достопримечательность Ватикана. Во дворце можно насчитать более 20 дворов, 12 тысяч различных комнат, а так же более 200 лестниц.


    Если посмотреть на дворец сверху, то его внешний вид напоминает форму неправильного четырехугольника, который протянулся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. На восточной и западной части расположены галереи, которые соединяют Ватиканский и Бельведерский дворцы, а между ними – поперечные галереи, которые поделили все пространство на три двора. Самая старейшая часть дворца – южная, главный вход в которую находится правее колоннады Святого Петра, недалеко от конной статуи Константина Великого. Главная лестница ведет в Царскую залу, через которую вы попадете в знаменитую Сикстинскую капеллу.

    Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

    • Страховка : путешествие начинается с выбора выгодной страховой компании, позволяет выбрать лучший вариант под ваши требования;
    • Перелет : самые выгодные билеты ищет Aviasales , также можете находить акции и распродажи авиакомпаний в Aviadiscounter ;
    • Поезда : надежный сервис по поиску ж/д билетов ZHDBILET.COM ;
    • Проживание : сначала выбираем отель через (у них самая большая база), а затем смотрим, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru ;
    • Перемещения : в можно заказать недорогой трансфер в аэропорт и обратно, также можете арендовать авто на (Economybookings). В некоторых странах машина в аренду может обходится дешевле, чем общественный транспорт (н-р, в Португалии);
    • Развлечения : экскурсии от местных русскоязычных гидов по всему мира заказывайте на

    Ватиканские дворцы – самый величественный памятник архитектуры в мире. В него входят: , музеи, часовни, католические правительственные учреждения. Ватиканские дворцы – это не единое строение, а комплекс зданий и сооружений, представляющих собой фигуру неправильного четырехугольника.

    Историки по сей день не пришли к однозначному выводу о дате начала строительства Апостольского дворца. Так, некоторые историки считают временной точкой отсчета дни правления Константина Великого, другие проводят параллель с апостольской резиденцией времен Симмаха (6 век н.э.). Установлено, что некоторое время Апостольский дворец пустовал, но после Авиньонского пленения пап вновь стал «домом» пап.

    В XV веке Римский папа Николай V предложил построить новый дворец. Архитекторы и строители взялись за реконструкцию северного крыла, не разрушая старых стен. В это здание позже вошли и апартаменты Борджиа.

    Под капеллу переделали 2 этажа военной башни, позднее получившей название «Никколина», т.к. некоторое время капелла была личной молельней Николая V. Украшали капеллу доминиканский монах, художник Фра Беато Анжелико с учеником Б.Гоцоцоли. Три стены капеллы повествуют об историях из жизней святых Лоренцо и Стефана, четвертая стена позднее стала алтарем.

    Ближе к концу 15 века папа Александр VI Борджиа пригласил художника Пинтуриккио расписать свои покои, занимавшие шесть залов. Залы соответствуют сюжетам росписей - Зал таинств веры, Зал сивилл, Зал наук и искусств, Зал жития святых, Зал мистерий и Зал римских пап. При папе Юлие II посредством строительства галерей были соединены Ватиканский и Бельведерский дворцы, над росписью которых работали великий Микеланджело Буонаротти и гениальный Рафаэль Санти, архитектором проекта был Донато Браманте.

    В Бельведерском дворце расположился , хранящий множество экспонатов древнегреческого и римского искусства. В музей ведут два вестибюля: круглый с панорамным видом на Рим и четырехугольный, в котором красуется торс Геркулеса. У круглого вестибюля находится Зала Мелеагра, представленная статуей этого охотника. Отсюда можно попасть во внутренний двор. Во дворе Бельведерского дворца папа Юлий II установил группу скульптур «Лаокоон» и статую Аполлона, а очень скоро к ним добавились и другие археологические находки, образовав Ватиканские музеи.

    Сикстинская капелла

    Сикстинская капелла – пожалуй, самая известная капелла в мире – жемчужина Ватикана. Архитектура здания не вызовет особого интереса, но внутреннее убранство поразит красотой фресок гениальных художников эпохи ренессанса. Капелла названа в честь папы Римского Сикста IV, под покровительством которого велись работы по реконструкции и декорированию здания в период с 1477 по 1482 год. По сей день здесь проходит конклав (собрание кардиналов для выбора нового папы).

    Сикстинская капелла состоит из трех этажей, накрытых цилиндрическим сводом. На две части капеллу разделяет стена из мрамора с барельефами, над которой работали Джованни Долмато, Мино да Фьезоле и Андреа Бреньо.

    Боковые стены поделены на три яруса: нижний ярус украшают драпировки с гербом папы Римского, выполненные золотом и серебром; над средним ярусом работали художники: Боттичелли, Козимо Россели, Гирландайо, Перуджино, познакомившие нас со сценами из жизней Христа и Моисея. Но все же самыми великими произведениями искусства считаются росписи потолка и стен, выполненные живописцем Микеланджело. На фресках потолка изображены 9 сцен Ветхого Завета - от сотворения мира до грехопадения. На стене над алтарем капеллы изображена сцена Страшного суда, которую во время важных церемоний украшают гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля.

    Ватиканская апостольская библиотека

    Ватиканская библиотека славится богатым собранием рукописей разных эпох. Библиотека была основана папой Николаем V в XV веке. Коллекция библиотеки постоянно пополняется, сейчас в её фонд входят около 150 тыс. манускриптов, 1,6 млн. печатных книг, 8,3 тыс. инкунабул, более 100 тыс. гравюр и географических карт, 300 тыс. монет и медалей.

    Как добраться?

    Обзор о Папском (Апостольском дворце) Ватикана по материалам первоисточников.

    Папский (Апостольский) дворец в Ватикане под сенью купола Собора Святого Петра. Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

    «Подобно тому, как Базилика (Святого Петра) представляет собой грандиозное хранилище гробницы Святого Петра, Апостольский Папский дворец - продолжение Ватиканского храма, как бы дом его каноника - дом священнослужителя.

    Жилище Папы предстает в архитектурной последовательности с Базиликой, речь идет о совокупности сооружений и различных резиденций, добавлявшихся одна к другой», - сообщает о Папском Апостольском дворце официальный фильм Ватикана «Град Ватикан», выпущенный на восьми языках несколько лет назад Издательством Ватиканских музеев при губернаторстве (правительстве) Ватикана. (Здесь и далее мы будем цитировать, среди прочего, данные из этого фильма по русской версии).

    Самое знаменитое окно мира

    - окно в Апостольском (Папском) дворце

    Панорама Ватикана с Собором и площадью Св.

    Панорама Ватикана с Собором и площадью Св. Петра. Справа Апостольский (Папский дворец). На иллюстрации обозначены самые знаменитые окна Ватикана, откуда обращается к пастве Папа Римский (Здесь Бенедикт XVI). Самое знаменитое из этих окон находится в Апостольском (Папском) дворце.

    Каждое воскресенье Римский Папа в полдень по местному времени обращается к пастве из окна кабинета своего Апостольского дворца в Ватикане с молитвой «Ангелус» (Angelus Domini) и короткой проповедью на актуальные темы. Эта традиция прерывается лишь, если Папа находится в своей загородной резиденции под Римом, в Кастель Гандольфо (тогда церемония проходит там - в летнем Папском дворце), либо в поездке. В ходе Ангелуса любой желающий может увидеть Папу, если придет к окну его дворца, но лучше место занимать пораньше.

    «Самое знаменитое окно в мире», как принято говорить об окне Апостольского (Папского) дворца в Ватикане (предпоследнее от правого края на последнем этаже корпуса Сикста V в Папском дворце), не единственное окно в Ватикане, откуда обращается Папа. По более торжественным случаям - на Рождество, например, Папа обращается с посланием Urbi et orbi («к городу и к миру») с балкона над входом в Собор Святого Петра. Также там же Папа появляется впервые перед публикой и после своего избрания.

    Но, тем не менее, именно окно в частном кабинете Апостольского дворца ассоциируется во всем мире с обращениями Римских Пап. Перед началом обращения Римского Папы из окна Апостольсого дворца вывешивается Папский личный герб (Не путать с гербом Ватикана с ключами и короной, который не меняется. Личный герб разрабатывается только на период понтификата каждого Папы. У Иоанна Павла II - герб изображал латинскую букву М в честь Девы Марии, а у Папы Бенедикта XVI содержит, среди прочего, изображения медведя и мавра в память об его архиепископском гербе Мюнхена и Фрайзинга, где когда-то служил Папа).

    Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек.

    Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек. 2011; кадр с трансляции Ватиканского телецентра). Подробнее об этих покоях, о том как устроены Папские апартаменты, и действительно ли окно выходит на кабинет, см. в разделе «Папские апартаменты» этого обзора.

    «Окно кабинета (Папского дворца) - самое знаменитое во всем мире. На него обращают взор миллионы и миллионы людей. Каждый день весь мир и Вселенская церковь вторгаются в личную жизнь Папы, с их надеждами и, прежде всего, с их скорбями, самыми разнообразными трагедиями и тревогами», - утверждает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан».

    В свою очередь сайт губернаторства Ватикан указывает, говоря о первом Папском дворце, располагавшемся на месте нынешней Апостольской резиденции (здесь и далее цитата по английской версии):

    «Еще в середине IX века были сооружены небольшие укрепленные постройки, окружающие старую Базилику Святого Петра (т.е. первоначальную, Константинову, позднее как бы встроенную в новую, существующую поныне. Подробнее о Базилике Св. Петра см. на нашем сайте здесь. Прим. сайт) . Эти укрепленные постройки со стенами (вокруг Базилики) были построены по указанию Папы Льва IV (понтификат с 847 по 855 гг.), и их стали называть «львиный город».

    Официальный ватиканский фильм указывает:

    «Первоначальное ядро (будущего Папского Апостольского дворца) можно датировать периодом с XIII по XVII столетия»… (Но сначала расположенный здесь) дворец Папы Иннокентия III мало чем отличался от укрепленной башни. Ватиканский холм, на котором дворец был построен, в конечном счете, дал название всей этой зоне с ее дворцами…

    (Ватиканский Папский дворец) - местожительство Пап Римских, начиная с 1376 года, после их возвращения из Авиньонской ссылки. До того, и, по крайней мере, вплоть до XII столетия, Римские Папы проживали в старинном дворце, построенном вблизи Базилики Святого Иоанна Латеранского, - Кафедрального собора Рима».

    Латеран и Авиньон до Ватикана

    От себя отметим, то Авиньонская ссылка - это период с 1309 по 1377 годы (с перерывом в 1367-1370 гг.), когда под давлением Франции Папы переехали из Рима в Авиньон (во французском Провансе). Несколько, сменявших друг друга Пап, правивших оттуда, были французами (за исключением одного).

    Папство выкупило Авиньон, и позднее в этом городе был построен для Пап Апостольский дворец, сооруженный на основе старого епископского дворца. (Апостольский дворец в Авиньоне сохранился, но теперь Папы к нему не имеют отношения. Затем, хотя французский король Филипп IV Красивый, вынудивший Папу перебраться в Авиньон, правил только до 1314 года (когда он скончался в возрасте сорока семи лет), Папы оставались в Авиньоне еще более шестидесяти лет.

    Все это время в Риме продолжал существовать Латеранский дворец. Этот дворец еще в 312 г. н.э. подарил епископам Рима, т.е. нынешним Папам император Константин.

    Этот римский император, легализовавший христианство в империи и сам бывший поклонником этого культа, получил в свою очередь данный дворец, ранее принадлежавший знатному семейству Латеранов, после женитьбы.

    Уже в 319 году император повел пристроить к Латеранскому дворцу огромную церковь Христа Спасителя (в X веке ее посвятили Иоанну Крестителю), и она стала называться Сан Джованни ин Латерана. Именно Латеранский дворец на протяжении десяти веков являлся главной резиденцией Римских Пап в Риме, в то время как базилика Сан Джованни ин Латерана являлась главной церковью.

    В свою очередь, в то время Ватиканский холм представлял собой окраинную болотистую и нездоровую местность, регулярно затапливавшуюся рекой Тибр. Христиан первых десяти веков христианства Ватиканский холм интересовал только в связи с существовавшим там памятным местом, связанным с именем Апостола Петра, где на предполагаемом месте казни и захоронения Св. Петра упоминавшийся выше император Константин воздвиг базилику.

    Заметим, что Латеранский дворец и Латеранская базилика находятся очень далеко от современного Ватикана - в противоположной стороне Рима, как они находились в стороне от центра Рима и во времена Римской империи. Ныне в благополучно сохранившемся Латеранском дворце размещается резиденция викария - наместника Папы в Римской епархии.

    Также отметим, что в Новое время, офисом Пап, уже проживавших в Ватикане, служил Квиринальский дворец в Риме. Квиринальский дворец олицетворял власть Пап как глав Папского государства. Ныне это резиденция президентов Италии.

    На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св.

    На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св. Дамаса. Здесь мы видим дверь с козырьком (у которого стоят ватиканские служебные машины). Этим выходом Папа Римский пользуется, покидая на автомобиле Апостольский дворец и пределы Ватикана (Для выезда из дворика на ватиканские улицы существует проездная арка в фасаде, здесь она не видна). Дворик украшают круглые часы и скульптуры.

    Дворик Св.

    Дворик Св. Дамаса.

    На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св.

    На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св. Дамаса. Выстроилась Швейцарская гвардия и сотрудники Ватикана, провожая Папу Бенедикта XVI.

    На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св.

    На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св. Дамаса и справа от него Апостольский дворец. В левой части снимка виднеется вытянутое строение Сикстинской капеллы, а также часть Собора Св. Петра. На переднем плане - площадь Св. Петра со шпилевидным древнеегипетским обелиском в центре.

    Картины хронологии развития

    Апостольского (Папского) дворца в Ватикане

    Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.

    Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.) со старинного рисунка (кадр из фильма «Град Ватикан»). Дворец Иннокентия III стал ядром вокруг которого начал формироваться, перестраиваясь, комплекс существующей ныне Апостольской резиденции на Ватиканском холме.

    Папа Николай V (возглавлял церковь с 1447 по 1454 годы) на фоне рисунка старой части Апостольского (Папского дворца) на Ватиканском холме (Кадр из фильма «Град Ватикан»).

    Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V.

    Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V. «При Николае V было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости - суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному», - отмечает фильм «Град Ватикан».

    «(Папа) Николай V умер в 1455 году.

    «(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней», - отмечает фильм «Град Ватикан». Сикстинская капелла исторически относится к Папскому (Апостольскому дворцу), хотя ныне являются частью Ватиканских музеев, - ведомства управляемого губернаторством государства-града Ватикан. Тем не менее, Сикстинская капелла используется и для официальных мероприятий Римско-католической церкви. Здесь проходит конклав - выборы нового Папы. На кадре из официального фильма «Град Ватикан»: Сикстинская капелла вид с птичьего полета. В фильме отмечается, что несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни, и являвшейся частью Апостольского дворца, изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения.

    «В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI.

    «В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии. В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V». На кадре из фильма «Град Ватикан» башня справа. Покои Борджиа ныне являются, как и все более старые постройки Апостольского дворца, частью Ватиканских музеев.

    Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.

    Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.) начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Кадр из фильма «Град Ватикан».

    Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого.

    Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого. Они же символизировали наступление т.н. эпохи Возрождения.

    Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св.

    Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св. Дамаса, ранее известный как Тайный сад Пап.Кадр из фильма «Град Ватикан».

    «На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан».

    «На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан». Здесь, на кадре из этого фильма, массивный дворец Сикста V (справа) - резиденция и квартира Папы в настоящее время. Он же часть большого комплекса Апостольского дворца.

    Папы перезжают

    на Ватиканский холм

    Но вернемся к истории Апостольского (Папского дворца). Официальный ватиканский фильм говорит о его дальнейшей истории следующее:

    «Папский, или Апостольский дворец, однако не является только резиденцией Святейшего отца. Он представляет целый комплекс зданий, построенный в разные эпохи, с залами и капеллами, изобилующими художественными богатствами.

    Ныне большая часть дворца закрыта для посетителей. Помимо личных покоев Папы, она включает в себя различные учреждения, и государственный секретариат - самый важный орган управления Святейшего Престола.

    Из первоначального ядра дворца Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг. Прим. сайт) получили развития другие здания по воле Папы Николая III (управлял церковью в 1277-1280 гг.), но, прежде всего, Николая V (Николая V (Парентучелли) - папы - гуманиста, который возглавлял церковь с 1447 по 1454 год. Так характеризует этого Папу в другой части упомянутое ватиканское издание - фильм «Град Ватикан»).

    Это при его понтификате начались работы, которые в истории Папского дворца занимают целую главу из истории возрождения…

    Было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости - суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному.

    Микеланджело

    и Папский (Апостольский) дворец

    (Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней.

    Структура этого здания отражает постоянную заботу Римских Пап, как лучше защитить свою резиденцию. В самом деле, извне капелла кажется расширенной и укрепленной башней.

    Суровости внешнего облика здания составляет контраст его интерьер, где находятся самые прекрасные фрески итальянского Ренессанса. В 1508 году Папа Юлий II делла Ровере призвал Микеланджело в Рим, чтобы реставрировать и покрыть фресками потолок капеллы, уже значительно поврежденный.

    (Спустя несколько десятилетий) Папа Павел III (был Папой в 1534 -1549 гг. Прим. сайт) поручил Микеланджело, уже приближавшемуся к концу своей долгой жизни, расписать также стены т.н. Павловой капеллы (Росписи в этой капелле (Pauline Chapel) являются ныне менее известным трудом для этого Папы, осуществленным Микеланджело. Их затмила прославленная фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле - самая известная работа позднего Микеланджело, выполненная по поручению Павла III. Фреской «Страшный суд» Микеланджело дополнил другую свою живописную работу в Сикстинской капелле, о которой уже упоминалось - расписанный по поручению Папы Юлия II потолок этого помещения. Прим. сайт).

    Павлова капелла была построена по проекту Антонио да Сангалло мл. (Фрески Микеланджело в Павловой капелле заменили роспись Фра Анджелико, написанную столетием ранее. Отметим, что росписи Фра Анджелико уцелели в Папском дворце только в упомянутой выше частной капелле Николая V. Также отметим, что и фреска «Страшный суд» заменила в Сикстинской капелле более старые фрески других мастеров. Прим. сайт).

    Папа, про которого не хотели вспоминать,

    или благодаря чему были написаны станцы Рафаэля

    На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI.

    На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI. Папа с неоднозначной репутацией.

    Прежде, чем продолжить цитирование ватиканского первоисточника - фильм «Град Ватикан», немного поговорим о Папе Александре VI, который имеет в истории репутацию человека с неподобающим для Папы поведением.

    Надо сказать, что этот Папа отличался большой прозорливостью, заботой о безопасности своих подданных и дипломатическими талантами. В своей деятельности и на посту кардинала, и на Папском престоле Александр VI всегда ставил выше всего эффективное управление. При этом серьезные издания, хотя и, возможно, симпатизирующие Папству, обычно не принимают всерьез легенды о покупке этим человеком голосов на выборах, и позволивших стать ему Папой.

    Но, несмотря на все вышеперечисленное, этот Папа, в целом, заслужил неоднозначную репутацию. Главным образом потому, что в период своего понтификата продвигал во власти своих незаконнорожденных детей, а на протяжении жизни имел связь с множеством любовниц. Как бы то ни было, Папа Александр VI сыграл важнейшую роль в преумножении ватиканских культурных богатств и обустройстве Апостольского дворца. Вот что писал об этом Папе Сайрус Шахрад в своей книге «Тайны Ватикана» (2007 г., 2008 году вышла и на русском):

    «Ничто не препятствует посетителям бродить по некоторым старым папским апартаментам. Те, что ранее принадлежали Юлию II, образуют одну из самых посещаемых частей (Ватиканского) музея, великолепно украшенную росписями Рафаэля. Покои деспотичного Папы Александра VI (в миру Борджа) порождают бесконечные толки. На фресках (работа Пинтуриккио) использована сложная система религиозной иконографии, чтобы подчеркнуть якобы Божественное происхождение самих Борджа.

    Затяжной период правления Александра VI был настолько пронизан тлетворным духом, что его преемник, Юлий II, наотрез отказался занять апартаменты «этого негодяя», а глубоко религиозный Александр VII убрал одну фреску, оскорблявшую его чувство. Фреску недавно нашли. На ней изображен Папа на коленях перед Мадонной, а моделью, судя по всему, послужила его любовница Джулия Фарнезе. Рукой Папа прикасается к ножке младенца, который вполне мог быть списан с одного из его незаконнорожденных детей».

    На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца.

    На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца. На фреске в образе императора Максимилиана изображен сын Папы Александра VI Чезаре Борджиа и дочь Папы Лукреция в образе Святой Екатерины Александрийской. Брат и сестра были фактическим соправителями Папского государства при Папе Александре VI.

    Официальный ватиканский фильм не так категоричен относительно Папы Борджиа. Хотя и отмечает факт того, что этого Папу не очень любили его преемники, а также упоминает о фресках в Апостольском (Папском) дворце изображающих незаконорожденных детей Папы, но не указывает прямо, что это дети Папы:

    «В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии.

    В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V. Пинтуриккио, - известному художнику из области Умбрия, было поручено украшение комнат - станц (Слово stanze и значит комната. Прим. сайт). В этих произведениях художник раскрыл свои большие технические возможности, умело комбинируя позолоченные лепные украшение с темперой (вид красок)… На одной из фресок («Воскресенье») сам Папа (Александр VI)…

    Достаточно распространенная в ту эпоху (Средневековья) идея представлять персонажей, делая их похожих на современников, явственна также на фреске «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в так называемом Зале Святых. На фреске император Максимилиан - портрет Чезаре Борджиа (сын Папы Александра VI и фактический глава курии в то время. Прим. сайт). Тогда как Святая Екатерина наделена портретным сходством с его сестрой Лукрецией. Слева от трона представлены архитектор Антонио да Сангалла ст. и сам Пинтуриккио.

    Александр VI умер в 1503 году. После Пия III, бывшим Папой всего лишь 26 дней, был избран Папа Юлий II делла Ровере,- племянник Сикста IV. Десять лет его понтификата следует рассматривать как апогей расцвета возрожденческого искусства в Ватикане.

    Донато Браманте был архитектором, который начал воплощать в жизнь проекты Папы. За короткое время начались работы по разрушению античной Константиновой Базилики, чтобы заменить ее другой, которая должна была превзойти по величине и великолепию первую. Работали над созданием внутреннего дворика Бельведера. Тогда как для Апостольского дворца проектировался новый впечатляющий фасад. Амбициозные проекты были осуществлены только частично, но отталкиваясь именно от тех идей смогли придавать зданиям Ватикана ту форму, в какой они существуют и по сей день.

    Воспоминания о своем предшественнике Александре VI, которого Юлий II не весьма почитал, побудили Папу решиться на изменение комнат своих личных покоев. Он выбрал некоторые залы, расположенные как раз над покоями Борджиа, и чтобы украсить их фресками пригласил в Рим в 1508 году молодого Рафаэля, которому едва исполнилось 25 лет. Роспись была произведена в четырех залах, известных сегодня как станцы (комнаты) Рафаэля. (Ряд комнат было расписано Рафаэлем собственноручно, а ряд под его руководством учениками. При. сайт)… Четвертая комната станцев, посвященная императору Константину, была расписана после смерти Рафаэля.

    «Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов.

    «Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов. Кадр и из фильма «Град Ватикан».

    Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII.

    Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII. Кадр из фильма «Град Ватикан».

    От Юлия II до Сикста V

    Новым фасадом Папского дворца, обращенного к Риму, т.е. с восточным крылом Папа Юлий (Имеется Юлий II, напомним, был Папой с 1503 по 1513 гг. Прим. Portalosrtanah.ru) пожелал превратить сумрачный средневековый замок в блистательную возрожденческую резиденцию. Крайне оригинальным образом (архитектор) Браманте сделал основанием трех уровней новых просторных лоджий и более высоких арок основной массив древней постройки. Работа была завершена Рафаэлем…

    Донате Браманте начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Но именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил его воплощение после преждевременной кончины великого архитектора в 1514 году.

    Сооружение с лоджиями примыкает к т.н. называемого Тайному саду Пап, которое впоследствии будет именоваться двориком Св. Дамаса.

    После завершения лоджий Рафаэль и его ученики расписали их циклами фресок, иллюстрирующими сценами из Ветхого Завета. Эти циклы фресок известны как Библии Рафаэля.

    После смерти Юлия II Папой был избран Лев X. (Этот) Папа Медичи продолжал амбициозный проект своего предшественника. С этого времени все пристройки к Папскому дворцу развивались вокруг дворика Св. Дамаса, (включая) и те здания, которые впоследствии были построены по желанию Пап Григория XIII и Сикста V». (А также и преемника Льва X - Папы Климента VII Прим. Portalosrtanah.ru).

    Отметим, что Папы Климент VII и Григорий XIII вошли в историю развития Апостольского (Папского) дворца, главным образом, как Папы, построившие новые залы в уже существовавших помещениях Апостольского дворца.

    При Папе Клименте VII из рода Медичи (упр. Церковью в 1523-1534 гг). в средневековой части Апостольского дворца архитектором Антонио Сангалла мл., одновременно с «Залом церемоний», был спроектирован и сооружен т.н. «Герцогский зал». «Герцогский зал» примыкает к «Залу церемоний», ныне служащему своеобразной передней Сикстинской капеллы. (Отметим, что в росписи «Зала церемоний» с фресками о политическом главенстве Пап в христианском мире участвовал небезызвестный Джорджо Вазари, - современник Микеланджело, также художник и скульптор, прославившийся жизнеописаниями о Микеланджело). Спустя несколько десятилетий, в 1556 году Бернини соединил «Герцогский зал», ранее состоящий из двух полупомещений, аркой с купидонами.

    Папа Григорий XIII (управлял церковью в 1572 - 1585 гг.) также перестроил несколько залов в средневековой части Апостольского дворца. Среди залов, где были при Григории III изменены росписи: Старый зал швейцарцев» (При Юлии II примыкал к покоям этого Папы) и «Зал Светотени». Также Папа построил для приема гостей четыре т.н. «Огненных зала» - «фокони». Они были названы так потому, что там находились огромные жаровни для обогрева. Из второго огненного Зала можно пройти в часовню Матери Искупительницы, прежде называемой капелла Матильды, в честь графини, которая в XI столетии поддерживала власть Папы против власти императора, а затем оставила Церкви все свое состояние. Также при Григории XIII, который увлекался географией и астрономией, был сооружен «Зал Болоньи». В зале, названном честь родного города Папы, доминируют фрески в виде географических карт, в частности план города Болонья во всю стену.

    На следующей странице: Подробнее о квартире Папы сегодня во дворце Сикста V, а также план Апостольского (Папского) дворца и прилегающих зданий .

    Комплекс зданий в ; официальная резиденция Папы Римского. Иногда его называют Папским дворцом или дворцом Сикста V. Это древнейшая и самая важная постройка на Ватиканском холме. Начиная с XIV века, она служит папской резиденцией, хотя построена ориентировочно во второй половине IV века. Апостольский дворец входит в по версии нашего сайта.

    Во дворах этого культового сооружения очень легко потеряться. Оно включает в себя множество залов, галерей, переходов, дворцовых ансамблей и капелл. Одой из главных достопримечательностей дворца является Сикстинская Капелла, потолок которой расписывал сам Микеланджело. Свое название часовня получила в честь Папы Сикста IV. В Пинакотеке дворцового комплекса можно увидеть и другие работы выдающегося Микеланджело.

    Во дворце тысячи помещений. Одним из красивейших залов считается Климентинский зал, созданный в XVI веке. Это целая галерея, наполненная фресками и прочими произведениями искусств. Большая часть Апартаментов Борджиа сегодня занята библиотекой и музеем.

    Особое место в комплексе занимают - ряд комнат, расписанных в XVI веке Рафаэлем и его учениками. Примечательно то, что во дворце можно увидеть не только христианские реликвии, но и обширные музейные собрания древнеегипетских, сирийских и прочих античных скульптур.

    Резиденция Папы Римского расположена на верхнем этаже дворца. Из своего окна он каждое воскресенье обращается к верующим гражданам, собравшимся на площади. Для посещения дворца достаточно купить единый билет в музеи Ватикана. Ближайшие станции метро Ottaviano, Cipro или S. Pietro, от которых нужно пройтись 10 минут пешком в сторону достопримечательности.

    Фото достопримечательности: Апостольский дворец

    41.903611 , 12.456389

    Апо́стольский дворе́ц (также называемый Ватиканский дворец или Папский дворец ) - официальная резиденция Папы Римского , расположенная в Ватикане . Официальное название - Дворец Сикста V (англ. Palace of Sixtus V ).

    В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско-католической церкви , несколько часовен, Ватиканские музеи и Библиотека Ватикана . Залы для аудиенций располагаются на 3 этаже дворца, среди них Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в - гг.) и Станцы Рафаэля .

    До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

    История постройки

    План северной части Апостольского дворца (Rodolfo Lanciani, 1893-1901).

    План южной части Апостольского дворца (Rodolfo Lanciani, 1893-1901).

    О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают ее Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

    При Сиксте IV (1471) построена знаменитая Сикстинская капелла . При Иннокентии VIII (1490) воздвигнут вблизи от Ватикана Бельведерский дворец, который архитектором Браманте был соединен с Ватиканом двумя великолепными галереями, по поручению папы Юлия II (1503). Браманте были также начаты окружающие двор св. Дамаза ложи, которые позже закончены и расписаны Рафаэлем и его учениками. Папою Павлом III построены капелла Паулинская и рядом с ней т. н. Царская зала (Sala regia). При Пии IV и Григории XIII появились северное и восточное крыла лож, а Сикст V построил поперечную галерею, в которой помещается Ватиканская библиотека . Климент XIV и Пий VI основ. т. н. Музей Пия-Климента , а Пий VII - Музей Кьярамонти и провел вторую поперечную галерею, т. н. Браччио Нуово (1817-22). Григорий XVI основал музеи Этрусский и Египетский, и, наконец, папа Пий IX покрыл стеклянной крышей Ложи Рафаэля и построил четвертую стену двора св. Дамаза.

    Описание дворца

    Ватиканский дворец не представляет собою однородного архитектурного целого; это - собрание дворцов, зал, галерей, капелл, по стилю и времени постройки принадлежащих к разным эпохам и заключающих в себе беспримерное собрание сокровищ архитектуры, живописи и скульптуры. Во дворце насчитывают до 20 дворов, более 200 лестниц и 12000 комнат. По внешнему виду это неправильный четырехугольник, тянущийся с юга на север в косом направлении от храма св. Петра . Продольные - восточный и западный - фасады образованы двумя галереями, соединяющими старый Ватикан с Бельведером. Пространство между этими галереями разделено двумя поперечными галереями: Библиотечной и Браччио Нуово на 3 двора. Первый, ближайший к Ватикану, называется Бельведерским. В 3-м дворе разбит сад Giardino della Pigna. Другой большой сад (Girardino Pontifico) расположен на запад от дворца, на склоне холма, где находится вилла папы Пия IV (villa Pia), построенная Пирро Лигорио.

    Южная (старейшая) часть дворца

    Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини, братьев Цуккеро, Сальвиати и Сиккиоланте.

    Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико, а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

    В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

    Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

    Бельведерский дворец

    Ниша Бельведера и бронзовый римский фонтан в форме шишки.

    Сад della Pigna (Шишки)

    Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и сыновья, Меркурий или Антиной Бельведерский и Персей Кановы.

    Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

    Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшеную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

    Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио, 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

    Галереи Браманте и Браччио-Нуово

    Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччио-Нуово занимает Музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

    В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

    Галерея Арацци во 2-м этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

    См. также

    Примечания

    Ссылки