• Андреевский монастырь расписание богослужений на текущую неделю. Андреевский монастырь. Андреевский монастырь на фотографиях разных лет

    Андреевский монастырь

    м. Ленинский проспект
    Андреевская набережная, 2

    Из метро – влево, до подземного перехода, через подземный переход под площадью Гагарина, выход к магазину «Большие люди», обойти это здание с правой стороны, справа от вас будет Третье транспортное кольцо, слева – бывшее здание НИИ монструозного вида, в котором сейчас банк. Монастырь расположен у реки, за зданием банка (туда ведет пара лестниц между кустами). Над монастырем и новым жилым кварталом имеется хорошая смотровая площадка, откуда хорошо видны Воробьевы горы, немного Москвы-реки, строящиеся небоскребы Москвы-сити, и даже золотые купола Храма Христа Спасителя и колокольни Кремля. Если присмотреться, видна и колокольня Новодевичьего монастыря.

    Легенда гласит, что монастырь был основан в конце XIII века, но впервые упоминается в летописях в XIV в. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. В 1593 г., после чудесного избавления Москвы от набега крымского хана Казы-Гирея (в честь данного события был также основан и Донской монастырь, см. История Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm#p2_1), которое случилось в день мученика Андрея Стратилата, в обители соорудили сначала деревянный, а потом и каменный (1675) храм, а монастырь стал называться Андреевским. Он органично вписался в Южное оборонное полукольцо Москвы, включающее в себя также Новодевичий, Донской и Свято-Данилов монастыри.

    Меценатом монастыря в XVII веке стал боярин Федор Ртищев, который создал здесь первое в Москве училище, где преподавали украинские ученые Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский - прообраз Славяно-греко-латинской Академии, положившей основание Московской Духовной Академии и Московскому Университету.

    В 1731 г. академию отсюда перевели в Заиконоспасский монастырь, а Андреевский монастырь превратили в приют для подкидышей и беспризорников, в 1764 г. здесь устроили богадельню – разобрав монастырскую стену и часть келий. В 1924 г. помещения использовались как жилые, затем как кабинеты НИИ. Монастырь вернули церкви в 1992 г., правда, сейчас монастырем он не является.

    Еще со смотровой площадки видно, что монастырь представляет собой небольшое каре зданий, внутри которых прячутся 2 церкви и еще одна - надвратная. Крепкие высокие стены монастыря, видимо, разобрали еще в XVIII в., и из образовавшихся стройматериалов построили те самые корпуса богадельни.

    Встречает нас свежеотреставрированная надвратная церковка Андрея Стратилата (1675, перестроена в 1805), давшая имя монастырю. Купол, покрытый темной черепицей, «сидит» на башенке, покрытой цветными изразцами, изразцовая же лента идет чуть ниже, отчего церковь приобретает праздничный вид. Со стороны улицы сохранились несколько фресок и памятная табличка о первом просветительском учреждении Москвы, основанном здесь в 1648 г. боярином Ртищевым.

    Внутри стоит будочка дежурного, который, впрочем, никак не реагирует на забредших сюда туристов. Заметно, что окружающие территорию монастыря помещения частично принадлежат церкви (Синодальная библиотека), частично здесь все еще что-то вроде НИИ – в окнах видны корешки пыльных папок, чайники и кипятильники, а в церкви Воскресения Христова стоит несколько письменных столов, кадки с цветами и холодильник. Территория чистенькая, посажены цветы и несколько елей, у подножия колокольни - чья-то могила.

    В центре монастыря высится церковь Иоанна Богослова с мощной трехъярусной колокольней (1748, перестроена в 1848). Не знаю, звонят колокола или нет, но выглядит храм запущенным – как будто внутри снесены все перегородки. Снаружи церковь недавно покрашена, на стене восстановлены фрески.

    Третьей церковью монастырского ансамбля является храм Воскресения Христова, построенный в 1689-1701 гг. в стиле московского барокко на месте каменного же храма, основанного боярином Ф.М.Ртищевым в 1648 г.

    Перед ним – небольшой розарий, за которым видны три древние могильные плиты, и окошки подземелья.

    Может быть, там держали провинившихся, или это были складские помещения? В церкви интересны несколько древних на вид икон и кованая люстра,

    иконостас явный новодел, хотя и приятный. По обе стороны храма на крылечки выходят типичные «НИИ-шные» двери – стекло во всю стену в металлическом проеме, внутри в центре восстановлена церковь, которую окружает коридорчик с НИИ-шной же мебелью – туда соваться не нужно: при нас на территорию притопали три тетки, которые немедля решили проверить, что же там, в коридорчике. Через несколько секунд сработала сигнализация, пронзительно завывавшая на добрых пару кварталов. Тетки быстренько сбежали, примчался охранник, сигналку отключил.

    Осмотр Андреевского монастыря займет от силы полчаса, можно совместить его с прогулкой по Нескучному саду и при желании – с осмотром Донского монастыря.

    Нескучный сад

    Чтобы попасть в сад от монастыря, нужно снова подняться к входу к зданию НИИ, чьи башни нависают над монастырем,

    пересечь условный сквер (деревья там еще не выросли, правда, но дорожки и скамейки уже имеются), и, спустившись вниз, к дороге, пройти вдоль садовой решетки до калитки. Правда, места тут заброшенные: овраги, грязь, поваленные деревья,

    кучки мусора и горки бутылок вокруг кострищ, где cool-турно отдыхал местный пролетариат. Через пару сотен метров картина меняется: чистые асфальтированные дорожки, по которым катают коляски мамы и бабушки, птички поют. Еще дальше между деревьев нежно белеет большая беседка, поставленная здесь в честь 800-летия Москвы, на скамейках вокруг сидят дедушки и бабушки, безобидно обсуждающие какие-то свои насущные проблемы.

    Говорят, что когда-то Нескучный сад был продолжением парка Горького, сейчас в парковом павильоне проводят съёмки игр «Что? Где? Когда?» и иногда здесь можно встретить толкиенистов, среди которых сад известен как «Эгладор». Если же хотите увидеть только парадную сторону сада с его детскими площадками, теннисными кортами, павильоном, где мужички режутся в домино и степенно передвигают шахматные фигуры, и летной сценой, где пел незабвенный Велюров из «Покровских ворот», то входить в сад следует со стороны Ленинского проспекта, 10-12 минут пешком от м. Ленинский проспект.

    Сад был образован из трех усадеб, принадлежащих известнейшим семьям России – Голицыным, Демидовым и Трубецким. Дворцовое ведомство в 1826-42 гг. выкупило территорию и возвело здесь императорскую резиденцию, получившую название от увеселительной усадьбы Трубецких «Нескучное». От той усадьбы сохранилось несколько парковых домиков (Орлова, Охотничий, домик с ротондой) и арочный мост.

    Усадьба соседей Трубецких - промышленников-миллионеров Демидовых же стала центром созданной резиденции, и сохранилось от нее гораздо больше: парадная подъездная аллея, двор с чугунным фонтаном в центре, Фрейлинский и Кавалерский корпуса, здание гауптвахты, манеж, чайный домик, купольный павильон и романтический грот из больших валунов. Сейчас здесь располагается Президиум Российской Академии Наук, и праздношатающихся туристов сюда не пускают. Если попадете – увидите еще и фонтан, перенесенный сюда с Лубянской площади в 1934 г., на месте которого возвели памятник Дзержинскому.

    Если силы после прогулки еще остались, можно дотопать до Донского монастыря http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_02.htm : по Ленинскому проспекту в сторону центра по правой стороне до пересечения с ул. Стасовой, которая приведет вас прямо к стенам Донского. А там и до Свято-Данилова http://www.talusha1.narod.ru/travel/russia/moscow/moscow_03.htm недалеко:)

    Дополнения от plushevii_zaits

    Неплохой вид на монастырь с балкона-галереи ресторана Sky Lounge, расположенного на верхнем этаже академии наук.

    На территорию президиума академии пускают всех свободно, и не могут не пускать, так как там в здании бывшего усадебного манежа находится действующий общедоступный музей - минералогический. Кстати, один из самых старейших музееев с очень богатой, интересной и красивой экспозицией. Вот он:

    Сам президиум:

    Знаменитый фонтан Витали:

    Москва

    Усадьбы Москвы

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч , в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII века . В. И. и Г. И. Холмогоровы нашли ряд документов, самый ранние из которых относятся к 1625 году - записка об уплате «по окладу денег 6 алт<ын> и 2 ден<ьги>» попом Иваном и к 1627-1629 годам - писцовые книги Ратуева стана: «на реке на Москве, у Воробьевых круч, церковь Андрея Стратилата, древяна клецки».

      Монастырь был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию»; в монастыре поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646-1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. В 1649 году сюда были привлечены учёные иноки Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий , а в 1650 году - Дамаскин Птицкий . Возникшее «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», стало по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве . В 1652 году в монастыре поселились киевские певчие с регентом и композитором Фёдором Тернопольским. Открытие училища состоялось в конце 1652 года. В это время Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Число братии в обители не превышало 60 человек, а учёных старцев было не более 10-15.

      В 1650 году к Андреевскому монастырю был присоединён (до 1678 года) Донской , в котором в то время насчитывалось всего восемь иноков. В 1682 году уже сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому монастырю : «придан» Славяно-греко-латинской академии , куда переселились монахи «Учительного братства», на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения».

      В 1703 году вотчины Андреевского монастыря отошли в Монастырский приказ , а на содержание монахов была назначена «руга ». В 1722 году игумен Филарет (Буркашев) подал прошение о возвращении монастырю земель, однако в 1724 году по указу Петра I монахов перевели в Донской монастырь, а в упразднённом Андреевском было учреждено заведение для приёма и содержания подкидышей и беспризорных детей, закрытое 21 апреля 1731 года. До 1730 года здесь также существовала тюрьма.

      В 1762 году Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. С началом екатерининской секуляризации , в 1764 году Андреевский монастырь был обращён в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», и в его зданиях устроена богадельня.

      Во время эпидемии 1771 года на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей; здесь были похоронены представители таких знатных фамилий как Плещеевы , Щербатовы , Шереметевы , Машковы, Ларионовы и др. Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв., в основном уничтожен в 20-х - 40-х годах XX века.

      В 1918 году в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В 1925 году в Воскресенской церкви был устроен клуб. В храме Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х годов.

      14 августа 1991 года указом Патриарха Алексия II было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Данилова монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».

      1 сентября 1993 года, в день памяти святого мученика Андрея Стратилата бывший монастырь впервые посетил Патриарх Алексий II . Поводом для этого визита послужило открытие в её стенах читального зала Синодальной библиотеки. Патриарх, поклонившись святыням храма Воскресения, окропил святой водой стены временно оборудованного для обслуживания читателей помещения и выразил надежду, что постепенно деятельность библиотеки примет новые масштабы. С этого дня работа Синодальной библиотеки, прерванная ненадолго в связи с переездом, была возобновлена .

      На основании постановления правительства Москвы № 1004 от 17 декабря 1996 года комплекс Андреевского монастыря был полностью передан Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование .

      Архитектурный ансамбль

      В 1648-1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). В 1675 году над «Святыми вратами» на восточной стене монастыря была построена церковь мученика Андрея Стратилата с приделом великомученика Феодора Стратилата (существовал до начала XIX в.), фасады церкви были украшены изразцами работы белорусских мастеров. В 1689 году на месте прежней Воскресенской церкви было начато строительство новой (освящена в 1703 году); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась Покровская церковь (построена в 1701 году?), впоследствии разобранная, на её месте был сооружен корпус богаделен. В 1748 году на средства графа С. Б. Шереметева была сооружена колокольня - на гравюре XIX века четырёхгранную колокольню с большими арочными проёмами в верхнем ярусе завершал четырёхскатный шатёр с небольшим шаром, увенчанным крестом; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящён в честь архистратига Михаила, а после перестройки колокольни в 1848 году митрополит Филарет (Дроздов) освятил учреждённый на средства купца М. Сеткина храм в честь апостола Иоанна Богослова.

      К концу XX века ансамбль монастыря составляли:

      • Церковь (бывший собор) Андрея Стратилата с цветными глазурованными изразцами «павлиний глаз»;
      • Собор (бывшая церковь) Воскресения Словущего
      • Церковь Иоанна Богослова в колокольне

      Андреевский монастырь можно увидеть полностью только с верхних этажей здания Президиума РАН или с Новоандреевского моста. Он мало известен и незаметен. А на днях, проезжая по Московской кольцевой, вдруг в какое-то мгновение увидела этот монастырь из окна Ласточки и вспомнила о нём и его сложной истории. Ещё до начала XX века здесь размещались и монастырь, и учительное братство, и тюрьма, и богадельня, и приют. Наверное, это первый монастырь, который был упразднён, - ещё по екатерининской реформе 1765 года.

      По преданию обитель возникла на этом месте в XIII веке. Однако первая деревянная церковь святого Андрея Стратилата была построена только в конце XVI века в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 года. Тогда воины хана расположились станом в селе Воробьёве, русский лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 августа войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русским и татарским лагерями. Тогда же было установлено празднование Донской иконы Божией Матери.

      Расцвет обители пришёлся на XVII век. В 1648 году боярин Федор Михайлович Ртищев отстроил монастырь и основал здесь учёное братство, где учили желающих грамматике, славянской и греческой, риторике и философии.


      Н.А. Мартынов.Андреевский монастырь в Москве, 1840. Бумага, литография



      Фото из альбома Н.А. Найдёнова

      1. Именно "Ртищевское братство" стало позднее основой для Славяно-греко-латинской академии, давшей начало Московскому Университету. Но уже в 1682 г.оду сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому что в Заиконоспасском монастыре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия и часть братии пересилилось туда. Этот факт явился причиной начала упадка Андреевской обители.

      2. Впервые монастырь был упразднен в 1724 году, тогда в его стенах были одновременно учреждены школа для подкидышей и тюрьма. Такое соседство сейчас кажется странным.

      3. Через шесть лет при императрице Анне Иоанновне монастырь был возобновлён, но ненадолго. Годом окончательного упразднения монастыря считается 1765.

      4. При Екатерине II бывший Андреевский монастырь отдаётся сначала для содержания "безумных до устроения для них особого дома", а в 1775 году здесь открывается женский работный дом с прядильной.


      5. Андреевская богадельня появилась в Москве в 1803 году, когда Московское купеческое общество обратилось к императору Александру I с просьбой обустроить "богадельный дом" для лиц обоего пола на территории бывшего Андреевского монастыря в Пленницах. Тогда в 1805 году по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возвели корпуса богадельни.


      Церковь святого Андрея Стратилата, над восточными воротами, постройки конца XVII века

      6. К 1898 году в ней призревалось 956 человек. Попечителями этого крупнейшего к тому времени заведения подобного рода состояли представители семей Бахрушиных, Королевых, Боткиных. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на содержание богадельни.

      7. Сейчас остался только один корпус 1805 года - восточный, северный корпус относится к середине XIX века, а южный, построенный архитектором А. Каминским, к 1878 году.

      9. На территории богадельни сохранилось три храма: Андреевский, Вознесенский и церковь-колокольня Иоанна Богослова.


      Церковь Иоанна Богослова, не ранее 1748 г.

      10. В 1900 году в Воскресенском храме открылась церковно-приходская школа, существовавшая здесь до 1917 года. В 1918 году корпуса богадельни превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак. Школу рабочие Госзнака устроили в храме святого мученика Андрея Стратилата. Под клуб был выделен храм Воскресения Христова.


      Восточный корпус богадельни, начало XIX века

      12. Странным образом Богословская церковь закрыта не была и богослужения в ней совершались до конца 30-х годов.


      Церковь Воскресения Христова, 1689-1703 гг.

      14. В 1960-х здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов, корпуса богадельни оставались жилыми. Окончательное расселение произошло только к 1980 году, когда здесь разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы. В 1996 году комплекс Андреевского монастыря передан в бессрочное пользование РПЦ.


      Вход в Андреевский мужской монастырь


      Андреевская набережная

      Историческая справка

      Андреевский монастырь. Рисунок

      Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году - каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

      Одним из жертвователей при строительстве надвратного храма был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Фасады храма украшают полихромные изразцы, впервые примененные в убранстве московских церквей известным своими работами в Новом Иерусалиме мастером ценинных дел белорусом Степаном Ивановым по прозвищу Полубес. Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах был построен на месте прежнего (1648 года) храма, также Воскресенского, в 1689 году, но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 году. В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма была расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенная в 1701 году. Впоследствии она была разобрана, а на ее месте был сооружен корпус богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму. Колокольня монастыря сооружена на средства графа С.Б. Шереметьева в 1748 году. Первоначально храм в ее нижнем ярусе был освящен во имя архистратига Божия Михаила, но после перестройки в 1848 году Святителем Филаретом, митрополитом Московским был освящен во имя апостола Иоанна Богослова.

      Святитель Филарет, митрополит
      Московский и Коломенский

      Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (+1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 году на Москву по инициативе Федора Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Среди них были такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве.

      В XVII веке Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь. В 1648-1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий. Строительные работы финансировались из царской казны. Во второй половине XVII века монастырь числился ружным, то есть состоял на хлебном и денежном окладе государевой казны. Однако уже в 1682 году обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно потому, что часть ученой андреевской братии переселилась туда.

      Впервые монастырь был упразднен в 1724 году. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей - «зазорных» детей и помещение для «колодников». При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы. В 1762 году Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», в 1764 году. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 году. Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 году, на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы. По указу императрицы Екатерины II в 1775 году в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола. Официально в гражданских и церковных документах обитель после ее окончательного упразднения в XVIII веке именовалась: Бывший Андреевский монастырь (в смысле - упраздненный).

      Вид Андреевской богадельни со стороны
      Москвы-реки. Фото начала ХХ века

      В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 года по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 года увеличилось до 956 в 1906 году. Поздний по времени юго-западный корпус богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 году. В храмах обители, находившихся в ведении богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодерной.

      До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 году богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта. В 1925 году «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба. В храме святого апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов. Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX века. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения. В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.

      Священник Николай Молчанов,
      настоятель храмов Андреевского
      монастыря.Фото ХХ века

      Выходу Постановления правительства Москвы №1004 от 17 декабря 1996 года о передаче в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви в лице Синодальной библиотеки всего комплекса строений Андреевского монастыря предшествовала огромная по объему и сложная по своей сути работа. Было много противников передачи Московскому Патриархату комплекса, состоящего из зданий, построенных и эксплуатировавшихся начиная с XVIII века гражданскими структурами. Историко-культурное обоснование необходимости передачи Церкви всего комплекса строений, а не только трех храмов бывшего Андреевского монастыря, основывалось на необходимости сохранения его исторической, архитектурной и функциональной целостности. Это представлялось возможным лишь при наличии единого пользователя комплексом, в задачи которого должно входить реставрационное, инженерное и экономическое обеспечение его деятельности с сохранением православных традиций «учительного братства». Главным аргументом в пользу такого решения было представлено соответствие задач, поставленных священноначалием Русской Православной Церкви перед руководством Синодальной библиотеки, и оптимальным с точки зрения представителей отечественной науки и культуры направлением использования и сохранения Андреевской обители.

      Подворье Патриарха Московского и всея Руси в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата (Москва, Андреевская наб., д. 2) было учреждено Указом № 2360 Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 года. Определением Святейшего Патриарха от того же числа настоятелем Подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой Московского Патриархата священник Борис Даниленко (Указ №2389 от 15 августа 1991 года). Распоряжением Правительства Москвы № 1870-РП от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье». Еще до выхода Распоряжения с 8 марта 1992 года были возобновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение иерейским чином было совершено 22 апреля 1992 года. В соответствии с Указом Святейшего Патриарха (№3054 от 29 октября 1992 года) храмы Подворья были оформлены на Синодальную библиотеку Московского Патриархата.

      Описание:

      Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII в., но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI в. До конца XVI в. обитель называлась Преображенской пустынью.

      Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 г., случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 г. — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.

      История обители связана с размещением в ее стенах с середины XVII в. учительного братства, объединившего образованнейших монахов «ради учения книжного», ставшего по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве.

      В 1764 г. обитель была обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен».

      В 1923 г. по представлению Замоскворецкого райсовета г. Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт.

      Указом 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Настоятелем подворья был назначен заведующий Московского Патриархата священник Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 г. вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».

      Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. () Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Протоиерей Борис Даниленко освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора б. Андреевского монастыря и Патриаршего подворья. Наместником Андреевского монастыря назначен управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы