• Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж: адрес, режим работы, расписание богослужений, святые места и история создания. Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж: адрес, режим работы, расписание богослужений, святые места и история создания Алексеевский акатов женс

    Собор Александра Невского

    Архитектурный комплекс Свято — Троицкого Александро – Невского монастыря расположен к западу от села Акатово на возвышенном месте. В 100 – 150 метрах к западу от комплекса протекает река Нудоль.
    С Божией помощью созданный за короткое время архитектурный комплекс монастыря характеризуется гармоничностью и единством художественных форм, основанных на сильнейшей стилизации древнерусских мотивов и форм классицизма. Все постройки объединяет не только общность стилистики, но и декоративный прием открытой кирпичной кладки. Главный подъезд к монастырю осуществляется с востока. Святые врата восточной линии ограды ориентированы на собор, занимающий в комплексе доминирующее, центральное положение. К востоку и югу от собора располагаются каменные келейные корпуса.

    После переворота 1917 монастырь был закрыт и на его месте организована сельскохозяйственная артель из монахинь бывшего монастыря, которой руководила игумения.

    Схиигумения Олимпиада, рисунок сестер

    В 1927 году монашеская трудовая община была распущена, а последняя настоятельница схиигумения Олимпиада арестована.
    В советское время на территории монастыря находился санаторий НКВД, а с 1948 года пионерский лагерь.
    Храм во имя Святой Троицы был разобран; храм во имя святителя Николая Чудотворца разрушен полностью; Александро – Невский храм обезглавлен, окна растесаны, в центре трехчастной аспиды был устроен главный вход. Алтарная часть была заключена в стеклянный «саркофаг». Большие витражи, охватившие церковь до самого верха венчающих кокошников, были призваны скрыть культовую направленность здания. Храм использовался под столовую.
    В последнее десятилетие территория детского оздоровительного комплекса АМТК «Союз» со всеми постройками никем не использовалась и пребывала в запустении.

    По указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 11 апреля 2000 года №1610 при храме благоверного князя Александра Невского бывшего женского монастыря в селе Акатово Клинского района Московской области было учреждено Патриаршее подворье.

    Согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 июля 2005 года № 4194 настоятелем храма во имя благоверного князя Александра Невского был назначен иеромонах Петр (А. Н. Афанасьев).

    04 июля 2007г. во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2007г. №612-р и на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.06.2007г. № 1832-р была осуществлена передача в собственность православной религиозной организации Подворье Патриарха Московского и всея Руси комплекса зданий и строений бывшего Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.

    В течение 10-ти лет были восстановлены храм, сестринские корпуса, монастырская ограда с башнями, трапезная и другие подсобные помещения. Восстановлен корпус под школу для девочек. При монастыре есть подсобное хозяйство, пекарня и молочная кухня.

    Патриарх Кирилл возвел монахиню Антонию (Минину), в сан игумении

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел , старшую сестру сестричества, в сан игумении. За Богослужением были освящены все три престола храма. Центральный был освящен во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского; престол северного придела — во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских; престол южного придела — во имя вмч. и целителя Пантелеимона.

    Поляна, на которой стоит монастырь, называется Акатовой (или Окатовой). Архитектурный ансамбль монастыря выполнен в византийско-русском стиле. В наши дни к монастырю примыкает резиденция воронежского епископа, включающая домовый храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы и Введенскую церковь.

    При Акатовом монастыре находится резиденция епархии, перенесенная от Покровского собора из-за строительства здания академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Резиденция построена по проекту Станислава Гилева, выполнена из красного кирпича и находится на улице Освобождения Труда. В резиденции пребывает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). При резиденции также находится домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери.

    История

    Название монастырю было дано по имени первого святого русской православной церкви - Алексия, митрополита Московского. В 1620 году на воронежской земле были отражены атаки литовцев и черкас. В честь этого события заложили Алексеевский храм. Имя святого выбрано не случайно. Именно в день победы над врагами по православному календарю свершается память о святителе Алексее.

    Место для возведения храма выбрали пустынное, заросшее деревьями, в двух верстах от Воронежа. Изначально сюда хотели перевести ежегодно подтопляемый в половодье Успенский храм. Изначально монастырь был основан как пустынножительский и назывался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца» (согласно старинному документу называемому сказкой Феодосии).

    В 1700 году Алексеево-Акатов монастырь объединили с Успенским монастырем, таким образом он стал единственной мужской обителью Воронежа. Он постепенно богател, приобретал значение в городе и при Екатерине II стал штатным, то есть получил содержание за счет государства.

    В годы советской власти из монастыря были вывезены все ценности. Несмотря на это, в середине 1920-х годов Алексеевский храм монастыря стал центром религиозной жизни Воронежа. Монастырь просуществовал до 1931 года, его насельников регулярно арестовывали.

    В 1960-е годы в монастыре открылись мастерские воронежских художников, в 1970 году монастырские здания передали краеведческому музею. Церкви монастырь был возвращен в 1989 году. В 1990 году он был вновь открыт как женский.

    Монастырское кладбище

    С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище. На нём хоронили монахов и богатых горожан. В 1772 году запретили хоронить у приходских церквей, и кладбище Акатова монастыря стало быстро разрастаться. В «Синоднике» летописцы Елисеевы ведут некрологию похороненных с 1770го по 1800 гг. На кладбище Акатова монастыря в 1773 году был похоронен губернатор Воронежского края. Сохранилась надпись на памятнике: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой почёт был оказан погребению семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Вообще архимандриты Сампсоний, Гервасий и игумен Самуил часто присутствовали на похоронах знати, в том числе и при захоронении на других кладбищах.

    Кладбище использовали и в XIX веке и в начале XX века. В частности там были погребены бывший губернский предводитель Н. И. Тулинов (1810-1854), секретарь земской управы И. М. Лабзин (1830-1895), учёный М. С. Цвет (1872-1919).

    В начале 1990-х годов, взамен снесённого в Советское время кладбища, был создан символический некрополь.

    Святыни монастыря

    Одна из самых почитаемых икон монастыря - икона «Живоносный источник», на которой изображена Богородица, выходящая из воды, с Иисусом на руках. В 1991 году этот образ был передан из Покровского кафедрального собора Воронежа. 7 сентября 1992 года в канун праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы икона впервые начала мироточить. Миро появлялось из жезла Богородицы и со свитка Младенца.

    Целительной и чудотворной считается икона великомученика и целителя Пантелеимона (афонского письма), начавшая мироточить в 1997 году.

    В том же 1997 году случилось чудесное обновление иконы святителя Питирима Тамбовского (духовный друг святителя Митрофана Воронежского), написанной в 1-е десятилетие XX столетия и переданная в дар Акатову монастырю в день его открытия от сельской приходской церкви. Вследствие неподобающего хранения икона была серой, буквы едва читались, лик слабо просматривался. В один из вечеров после службы было замечено, что образ посветлел, на нём заиграли краски, буквы стали золотыми, а фон приобрел голубой цвет. Во время Божественной литургии следующего дня образ стал мироточить.

    Ещё одна икона Акатова монастыря источает миро с 1997 года. Это икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, также принятая в дар от сельского приходского храма. В 2002 году образ реставрировали, после чего он снова стал мироточить. Миро происходить из панагии святителя Тихона и жезла святителя Митрофана.

    Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» является копией древней чудотворной иконы Афона, Русского Андреевского скита. У иконы есть тропарь и кондак: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской обители святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В июне 1999 года икона начала источать миро. В течение двух дней из глаз образа струились струйки мира. Позже икона мироточила, но уже не так обильно.

    Касперовская икона Пресвятой Богородицы также источает миро. 27 февраля 2002 года девять струек мира текли от руки Богородицы, свитка и головы Иисуса.

    В церкви находятся иконы с частицами мощей священномученика Петра (Зверева), преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, в ризнице хранится пелена с гроба святителя Митрофана. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. 7 февраля 2004 года икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей перенесена была в Алексиево-Акатов монастырь. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. При этом событии митрополит Сергий заметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошёл в свою резиденцию - Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам - в их приходском служении, сестрам обители - в их монашеском делании, всем верующим - в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, - подчеркнул Владыка, - мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, - вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, - и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру».

    Расписание богослужений

    • Лето: ежедневно в 7.30 и 17.00.
    • Зима: ежедневно 16.00 в зимний.
    • В праздники и воскресные дни: в 6.30 и 8.30.

    Как добраться

    Добраться до Алексеево-Акатова монастыря можно пешком по набережной Массалитинова, на автобусе - до остановки «Ул. Освобождения Труда».

    Монастырь, о котором дальше пойдет речь, справедливо занимает место одной из самых красивых российских обителей, которая изначально, как известно из самых древних источников, была мужским скитом. Теперь он известен как Алексеево-Акатов женский монастырь. В Воронежской области он старейший, его история уходит корнями в самое начало XVII века.

    Храм в честь победы над врагами

    Монастырь находится рядом с Воронежским водохранилищем в частном секторе рядом с Чернавским мостом. Когда-то очень давно в пустынной лесной чаще на Акатовой поляне в двух верстах от города было решено построить храм. Свое название он получил в честь памяти первого русского святого Митрополита Московского Алексия. В 1620 году враги (литовцы и черкасы) пришли на эту землю. Жители, отразив нападение, в честь победы заложили на этом месте церковь. Этот день как раз выпал на день памяти святителя Алексея. Вот так и получил свое название Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже (с расписанием богослужений в нем можно ознакомиться ниже).

    Основание монастырской пустыни

    Изначально это достаточно нелюдимое место основывалось на пустынножительстве и имело название по старинному документу «Новая пустынь митрополита московского Алексия Чудотворца».

    Игумен Кирилл стал первым С самого начала ее создания будущему Алексеево-Акатову принадлежала церковь, собранная из «древен клецки», в которой было всего пять келий для игумена и четырех старцев. Их имена и доселе известны: игумен Кирилл, монахи-старцы Феодосий, Савватий, Авраамий, Лаврентий, Никон. Рядом с новообразованной деревянной обителью со временем стали поселяться люди, которые рядом строили свои дома. К XVII веку у монастыря были свои сенокосы, земли, крепостные крестьяне и рыбная ловля. В 1674 году на доходы от промыслов братией было решено построить первую каменную церковь, а старую деревянную разрушить.

    В 1700 году к монастырю присоединили Успенский храм, и вместе с ним к нему отошли земли Успенки.

    Обустройство монастыря

    Данная обитель оказалась единственным в городе мужским монастырем. Настоятель его имел чин архимандрита. В начале XVIII века архимандрит Никанор привез в монастырь список с древней иконы Пресвятой Богородицы «Троеручницы», которую со временем стали почитать как чудотворную.

    С 1746 по 1755 годы при настоятеле Ефреме был возведен второй этаж, и размещен храм в честь иконы Владимирской Богородицы. Затем были организованы пределы в память святых Антония и Феодосия.

    Во времена правления Екатерины Великой Алексеево-Акатову монастырю Воронежа дали второй класс по значимости. Он стал содержаться за счет государства (714 рублей серебром в год), в его владениях осталось 8 десятин земли и озеро.

    Известным фактом является то, что в XVIII веке в стенах обители жил схимонах Агапит (иеромонах Аввакум в прошлом), получивший благословение от святителей Тихона Задонского и Митрофана, и отставной военный дворянин Георгий Машурин, ставший впоследствии монахом-затворником.

    Со временем монастырь расширялся, строились новые здания и сооружения в виде башен.

    В начале XIX века Аникеева Авдотья Васильевна пожертвовала монастырю большую сумму денег, на которую возвели новый каменный храм в византийско-русском стиле. Нижнюю часть храма освятили в 1812 году, верхнюю - в 1819 году.

    Революционное время

    После революции храм был разорен, а все драгоценности изъяты. В 20-х годах на смену другого настоятеля пришел ревнивый противник обновленческого течения Петр (Зверев), и в то же время в монастырской обители появляется присланный из Москвы архимандрит Иннокентий (Беда).

    Алексеево-Акатов монастырь Воронежа не был закрыт, как многие другие, и поэтому в нем сосредотачивается центр духовной жизни города.

    В 1926 году настоятель и архимандрит были задержаны представителями новой власти и отправлены в Соловецкий лагерь. Там они и упокоились с Господом. В вину следующего настоятеля епископа Алексия (Буя) приписывалась организация подпольной антисоветской агитации, он отсидел немалый срок в лагерях и был расстрелян в 1937 году. В 30-х годах прошли массовые аресты еще 75 монахов. Всех их канонизировали в лике святых в 2000 году как новомученников российских.

    Зимой 1930 года по требованиям завода Алексеево-Акатов монастырь был закрыт, колокольный звон был запрещен, колокола переплавлены. А потом в 1931 году всех монахов выгнали, иконы сожгли. Уцелела только чудотворная икона Богородицы называемая «Живоносный источник», хранившаяся в главном Покровском соборе Воронежа. Ее вернули в монастырь по благословению владыки Мифодия только в апреле 1991 года. Икона Богородицы «Троеручницы» была безвозвратно утеряна.

    Наступила Великая Отечественная война, во время оккупации города надвратная колокольня была разрушена. В 1943 году весь монастырский двор был освоен под жилье. В колокольнях были конюшни и склады. Уже в 60-х монастырь использовали художники, устраивая в нем свои мастерские.

    В 1970 здесь был краеведческий музей. Казначейский корпус был разрушен. Деревянная постройка - дом настоятеля на втором этаже - был отдан на нужды колхозу, а потом и вовсе разобран.

    Возрождение

    В 80-х годах храм стали возрождать. Его вернули под юрисдикцию Воронежской епархии в 1989 году. Сначала была отреставрирована старая колокольня и некоторые уцелевшие постройки, но кладбище с надгробными памятниками было варварски уничтожено. Следом заново возвели двухэтажную церковь. Надвратную колокольню не стали достраивать до ее прежней 50-метровой высоты, а оставили только второй ярус и увенчали пятью главами. Заново были отстроены кельи, хозпостройки, часовня для освящения воды. Были перезахоронены останки владык.

    С 4 ноября 1990 года на праздник в честь иконы Казанской Богородицы был открыт женский монастырь. До 1992 года настоятельницей монастыря была игуменья Любовь, а после пришла игуменья Варвара.

    Из Покровского собора в Алексеево-Акатов монастырь перенесли резиденцию епархии из Покровского собора, где пребывает митрополит Воронежский Сергий (Фомин). В резиденции находится домовая церковь с иконой Пресвятой Матери именуемой «Знамение».

    Одной из самых почитаемых икон в монастыре является образ Божией Матери «Живоносный источник».

    Алексеево-Акатов монастырь (Воронеж). Иконы

    7 сентября 1997 года в праздник Сретения начала мироточить Сретенская Владимирская икона Матери Божией. Благодатное миро выходит со свитка Младенца Иисуса и Жезла Богородицы.

    Чудотворной и целительной является икона великомученика Пантелеимона-целителя, она тоже начала источать миро в 1997 году. И этом же время обновилась икона святителя Питирима Тамбовского, которая была написана в начале XX века и передана от сельской приходской церкви в Алексево-Акатов монастырь в долгожданный день открытия монастыря. Так как икона была старая и хранилась неподобающим образом, буквы на ней посерели и практически не прочитывались. Но в один из вечеров после службы образ посветлел, фон приобрел голубой оттенок, и буквы стали золотистыми. Во время утренней Литургии образ начал мироточить.

    Мироточивые иконы монастыря

    С 1997 года еще одна Это икона и Митрофана Воронежского. Ее так же подарил сельский приход села. В 2002 году ее обновили. Мира исходила из панагии святителя Митрофана.

    В храме есть и икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение». Это копия чудотворной иконы из Афонского Русского Андреевского скита. В июне 1999 года икона также начала источать миро.

    Икона Матери Божией «Касперовская» тоже мироточит. С 27 февраля 200 года выходит девять струек мира от руки Пресвятой Марии и свитка и головы Младенца Иисуса. В церкви так же бережно хранятся мощи священномученников российских, причисленных к лику святых с 2000 года.

    Алексеево-Акатов монастырь (Воронеж). Расписание богослужений

    Богослужения в монастыре проходят каждый день. В обычные дни утренняя Литургия начинается в 7.30, вечерняя - в 17.00.

    В праздничные двунадесятые дни, поминальные субботы и в воскресение Алексеево-Акатов расписание богослужений меняет. В эти дни служатся две утренних службы в 6.00 и 8.30, вечерняя - также в 17.00.

    В 2009 году на монастырское кладбище были перенесены святые мощи блаженной старицы Феоктисты (Шульгиной), которую воронежцы особенно почитают и любят приходить в Алексеево-Акатов женский монастырь Воронежа на ее могилку. К расписанию служений в обители нужно добавить то, что каждую неделю на могиле праведницы и воронежских архипастырей воронежских служатся панихиды. Ежедневно в монастыре совершается Божественная Литургия, и возносится молитва «за град и люди». Священнослужители совершают церковные Таинства, ведут проповеди и окормляют прихожан. Очень много людей посещают Алексеево-Акатов женский монастырь Воронежа. Требы заказать здесь можно в любое.

    Заключение

    Сестры-монахини постоянно читают неусыпаемую Псалтырь и поминают живых и усопших. Сюда можно приехать на экскурсию, она проводится как для жителей, так и специально для иногородних паломников. Они знакомятся с историей древнего монастыря на фоне церковной и истории Воронежского края. Также обсуждаются вопросы, касающиеся духовной нравственности и современной жизни.

    По предварительному согласованию на ночлег в монастыре могут разместиться до 25 человек (желательно женщин). Возможен и прием трудников.

    ПОСЛЕДНИЕСОБЫТИЯ

    СВЯТЫНИ

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ


    Богослужения:
    совершаются ежедневно. Божественная литургия в будни начинается в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники – две Литургии: ранняя в 6.30, поздняя в 8.30. Вечернее богослужение в летний период – в 17.00, в зимнее время – в 16.00.
    Гостиница/ночлег: гостиницы нет. По предварительному согласованию на ночлег может остановиться до 25 паломников, предпочтительно женщин.
    Трудники: по согласованию возможен прием трудников.

    ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
    25 февраля – преставление святителя Московского Алексия, митрополита, всея России чудотворца;
    2 июня – обретение и пере-несение мощей святителя Алексия;
    3 июня – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году);
    6 июля – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году);
    8 сентября – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году);
    18 октября – Собор святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена.
    ***
    2 августа – новомучеников и исповедников Воронежских.
    В пятницу Светлой седмицы – иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

    ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

    Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне – безлюдной, покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

    Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

    С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

    В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

    О жизни монастырской братии этого времени мы имеем очень скудные сведения, но с достаточным основанием можем упомянуть в числе насельников Алексиевского монастыря схимонаха Агапита (в те годы – иеромонаха Аввакума), впоследствии почитаемого задонского старца, подвижника благочестия. Известно, что в течение десяти лет сей богомудрый инок, восприявший в свое время благословение святителя Тихона и его сотаинника схимонаха Митрофана, подвизался в стенах воронежской обители.

    Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения.

    Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

    На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

    О жизни монастырской братии, их трудах и молитвенных подвигах, тайных скорбях и утешениях история умалчивает. До нас дошли только немногие имена, не сохранились фотографии (возможно, их и не было). Жизнь эта сокровенна в Бозе. Но самое возрождение обители почти через столетие не является ли свидетельством, что труды их и молитвы не были тщетны?

    Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

    На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в Преосвященном архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, его келейник и сотаинник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра).

    В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.

    Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

    Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

    В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

    На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

    В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.