• Южная Корея: архитектура и история. Архитектура Южной Кореи: крепости, дворцы, храмы Архитектура южной кореи

    Япония и Китай прочно занимают первые позиции в уникальности современной архитектуры. Однако наравне с ними идёт и Корея, на которую внимания по неизвестной причине обращают меньше. Корейские архитекторы не отстают от своих азиатских братьев и поражают новыми проектами.

    Исторически сложилось, что культура востока - это всегда следование традициям, умелое сочетание инновационных достижений и наследия прошлого. Но в случае с Кореей дело обстоит иначе. Для традиционной архитектуры этой страны были характерны два направления: дворцово-храмовый и народный. Заимствованная у Китая система балок и опор присутствовала в обоих, но первый отличался пышностью убранства, традиционно изогнутой черепичной крышей, а второй - простым внешним видом и преобладанием прямых линий.

    Башни «Танцующие драконы»

    В нынешних постройках традиции практически не читаются, во главе всего стоят современные направления и стили, характерные для Европы и Америки. Особо выделяются столицы обоих государств - Сеул и Пхеньян. За последнее десятилетие облик этих и других городов сильно изменился.

    Velo Tower в Сеуле

    Одной из достопримечательностей Сеула является офисное здание компании Hyundai Development Corporation. К отличительным чертам этого сооружения можно сразу отнести современные футуристические мотивы, выражающиеся в преобладании геометрических фигур, линий, резко разделяющих фасад, а также то, что внешний облик не связан тематически с работой компании. Архитекторы стремились вписать здание в окружающие его парки, скверы и городские площади, однако в данном случае косвенно прослеживается и традиционная деталь - круг, символизирующий Великий предел, встречающийся также в знаке Инь-Ян.

    Культурный комплекс Kring имеет сразу несколько кругов на фасаде, но, в данном случае, доминирующая геометрическая фигура выступает в роли декоративного элемента, что относит здание в целом к органическому стилю архитектуры. Оригинальным решением является вписывание окон в круги, а в интерьере выделяется цилиндрический стеклянный переход, соединяющий разные объекты на территории комплекса.

    Природные органические мотивы встречаются в офисном комплексе их двух 17-этажных башен Twin Trees. Здание полностью отвечает заявленному названию, так как имеет разветвляющуюся структуру, подобную стволу дерева, и даже «корни», представляющие собой 8 этажей, располагающихся под землёй. Внутри главные объёмы постройки соединены путями, предусматривающими передвижение и транспорта, и пешеходов.

    Вспышка популярности элитного и дорогого района Gangnam после одноименного хита певца PSY сподвигла архитекторов к внесению изменений в его облик. Построенный ещё в 1980-м году дом «Chunga House» был переоборудован в современный торговый центр. Реконструированный в 2009 году, он считается одной из лучших перестроек. Изменения заключались в добавлении ещё одного этажа, замены каменной облицовки на белую плитку и разноцветной подсветки здания благодаря светодиодным экранам.

    Современные веяния не обошли стороной и жилые дома. Vi-Sang House был построен по проекту популярного корейского архитектурного бюро Moon Hoon в 2011 году. Здание предназначено для одной семьи и расположено в небольшом городке Кенгидо. Несмотря на всю авангардность при проектировании постройки, авторы обращались к традиционным композиционным приёмам. Выражается это в минимализме конструкции, декора фасада и интерьера, уникальность заключается в умелой игре с геометрической формой самого здания и отдельных элементов, таких как зигзагообразная крыша и прямоугольные окна разного размера.

    Главная восточная традиция, заключающаяся в изогнутых краях крыши, встречается в здании Национальной библиотеки в Сечжоне, которая представляет собой изогнутый бетонный объём с остеклением по двум сторонам фасада.

    Корпус галереи Centercity в Чхонане - совершенно противоположный вариант. Концептуальное решение полностью отвечает последним достижениям техники и архитектуры. Особенностью является интерактивный двухслойный фасад из алюминиевых панелей, благодаря чему создаётся оптическая иллюзия волнообразной поверхности, изменения которой зависят от угла зрения человека.

    Корейская архитектура поражает не только масштабными разнофункциональными зданиями, но и павильонами, предназначенными для различных форумов, конференций и выставок. Несмотря на то, что это временные мероприятия, авторы серьёзно подходят к проектированию павильонов, тщательно прорабатывая идеи для фасадов. Павильон автомобильного концерна Hyundai для Экспо-2012 полностью соответствовал концепции бренда: динамический фасад символизировал постоянные изменения - главный ключ в философии компании. Футуристический эффект дополняли светодиодные экраны на фасаде.

    Идеи, которые используют корейские архитекторы, удивляют, заставляют восхищаться, как, например, кафе-музей в виде фотоаппарата Rolleiflex в Сеуле, внешний облик которого - точная увеличенная копия.

    Но иногда выбранные темы вводят в заблуждение. Башни-близнецы в столице Южной Кореи напоминают застывший момент взрыва в Нью-Йорке 11 сентября. Однако авторы заявляют, что даже название «The Cloud» опровергает эту информацию, при проектировании они прибегли к романтическим мотивам лёгкости и образа небоскрёба в облаках.

    Преобладание современных технологий, таких как наличие светодиодных экранов на фасаде зданий, использование актуальных материалов - стекло, бетон, плитка, металл, - несомненно, говорит о том, что Корея занимает ведущие позиции в современной архитектуре. Уникальность затрагивает как офисные центры, павильоны, галереи, так и простые жилые здания. Корейские архитектурные бюро постепенно становятся популярными по всему миру, преображая внешний облик городов за пределами своей страны. Возможно, в скором времени и в России появятся такие примеры, удивляющие и захватывающие.

    Первые государства на Корейском полуострове образовались между 1000 и 300 г. до н. э., т. е. еще в эпоху бронзы. В начале IV в. до н. э. было основано государство Ко-Чосон (Древний Чосон), которое позднее стало самым сильным из ранних государств полуострова. В 109 г. до н. э. китайские войска напали на эту страну и разделили ее территорию на четыре провинции. Однако в 37 г. до н. э. независимость страны была восстановлена, возникло государство Когуре, которое просуществовало до 667 г. н. э. В 18 г. до н. э. на юге Кореи возникает еще одна страна - королевство Пекче со столицей в Сеуле. В 57 г. до и. э. возникло третье государство - королевство Силла. Этнически эти страны были близки, проповедовали буддизм и конфуцианство, говорили на одном языке. В 668 г. н. э. была попытка объединить Корею в единое государство, однако в 698 г. королевство Пекче было восстановлено в северной части страны. В этой связи очень трудно говорить о каких-то особенностях корейской архитектуры, однако она имела свои самобытные черты. В ее основе лежал древний принцип геомангии, т. е. определения места для постройки сооружения. Существовало правило, по которому фасад здания всегда направлен на юг, с северной стороны возвышаются горы, а перед сооружением всегда должен быть водный поток. Буддизм, пришедший из Китая, положил начало развитию храмового и монастырского зодчества. Архитектура Кореи находилась под сильным влиянием китайского зодчества, однако корейские архитекторы внесли свои дополнения в храмовую архитектуру. Прежде всего, в Корее получили развитие не деревянные, а каменные пагоды. Возник даже определенный архитектурный стиль - стиль Пекче. Отличительная особенность этого стиля - три выстроенные в ряд пагоды. Помимо этого, с северной стороны к пагоде пристраивался зал, окруженный коридорами. Поэтому корейские пагоды походили на храмы. Примерами подобных сооружений можно назвать монастырь Пульгукса и храм Соккурам, которые были возведены в эпоху между 667- 697 гг. н. э. В корейской архитектуре часто использовали декоративные орнаменты танчхон. В корейской архитектуре также хорошо известен традиционный корейский дом, построенный из глины в один этаж (см. цв. вкл., ил. 60). Его возводили в форме букв П или Г, так чтобы каждый дом имел внутренний двор. Подобные жилые дома стали строить в эпоху королевства Чосон.

    Главным строительным материалом в Корее исторически было дерево, поэтому самые ранние постройки практически не сохранились, но довольно быстро, быстрее чем в Китае, дерево стали заменять камнем. От эпохи трех королевств сохранились культовые сооружения: буддийские храмы (са), гробницы (ме) и пагоды (тап). Для архитектуры гробниц характерны погребальные камеры из каменных плит со ступенчатыми перекрытиями и насыпными искусственными холмами сверху. Древнейшим корейским буддийским храмом можно назвать храм Булкук-са (VII- VIII вв. н. э.), который расположен в предместье города Кенчжу на горе Тхохамсан. Корейские архитекторы в этом сооружении применили принцип ансамблевости и расположили здания монастыря на склонах холма. Храм состоит не из одного сооружения, а из ряда крупных корпусов, выполненных в формах каркасных конструкций. По центру ансамбля идет огромная двухмаршевая лестница, которая выходит на обширную террасу во двор главного храма Дэ-унь-ден, по сторонам которого симметрично стоят две каменные пагоды Табо-тап (751 г. н. э.) и Сега-тап (701 г. н. э.). Главный храм комплекса Булкук-са является деревянной постройкой, реконструированной в XVIII в.

    Храм одноэтажный, как это принято в Корее, возведен на высоком каменном стилобате и завершен характерной черепичной кровлей. Интересно то, что кровли корейских храмов имеют более крутой изгиб, нежели в Китае. В эпоху Силла, в VIII в. н. э., был возведен пещерный храм Со- курам. Так как скальных массивов в Корее нет, архитекторы возвели храм по принципу традиционной корейской гробницы. Они построили его из камня у подножия горы Тхохамсан, а потом засыпали искусственным курганом. Парадная арка сооружения ведет в два храмовых зала - прямоугольный и круглый, который был перекрыт огромным каменным куполом. Это тоже отличает корейскую архитектуру от китайской: в Китае не умели возводить сферических и купольных конструкций сводов. Большинство гражданских, общественных и жилых зданий столицы королевства Силла, города Кенчжу VIII-X в. н. э. не сохранились до нашего времени. Однако мы можем сейчас видеть остатки крепостных стен и фундаменты зданий, которые позволяют нам говорить о гигантских размерах этих сооружений. Сохранился сад дворца Ан-Аб-Ди с искусственными скалами, гротами и водоемами. Сохранилась также знаменитая астрономическая башня Чхомсон- дэ близ города Кенчжу, возведенная в 632-647 гг. н. э. Она считается древнейшей астрономической обсерваторией Восточной Азии. В конце IX в. н. э. возникло королевство Коре, которое существовало до начала XIV в. Столицей государства стал город Сондо (современный Кэсон в Корейской Народно-Демократической Республике). В этот период в архитектуре начинает господствовать светский стиль. Даже храмовые комплексы, такие как, например, буддийский храм Сэкванса в г. Анбене (XIV в.), Бусэк-са в городе Ендю (пригород Сеула, XIII в.) окружены прекрасными садово-парковыми ансамблями, спроектированными в абсолютно светском архитектурном стиле. В XV-XVI вв. корейская архитектура развивалась в сильной зависимости от китайской архитектурной традиции. В 1392 г. королевство Коре было объединено в новое государство - королевство Ли, столицей которого стал Сеул. В это время город был обнесен мощными стенами с бойницами и восемью воротами. Архитектурный облик ворот (каменные цоколи, арочные проемы и двойные изогнутые крыши на деревянных каркасах) говорят нам о том, что корейская архитектура этого времени была тесно связана с китайской традицией. Королевские дворцы Сеула - Чанкеккун, Чандеккун и Кенбоккун были построены по принципу огромных комплексов, состоявших из отдельно стоящих зданий - павильонов, беседок, мостов, ворот, декоративных пагод.

    Корейская жилая архитектура в этот период окончательно выработала определенную устойчивую планировку. Одноэтажное здание с двумя жилыми комнатами и кухней, которые выходят во внутренний двор. Дома перекрыты соломенными матами или черепицей. Края крыши далеко выступают и поддерживаются деревянными столбами так, что образуется своеобразная терраса по фасадной части здания. Внутри дом разделяется тонкими перегородками. Свет проникает в дом через раздвижные окна и фрамуги дверей. Двери и окна забраны решетками и оклеены бумагой. В ранний период развития корейской архитектуры жилые дома возводились из дерева. Бревенчатые дома были построены посредством горизонтального наложения одного бревна на вершину другого. Промежутки между бревнами замазывали глиной, чтобы не было сквозняка. Подобного рода дома до сих пор существуют в горных районах провинции Канвондо в Южной Корее. В эпоху королевства Пекче корейская архитектура достигла своего расцвета. В этот период возводили интересные каменные храмы. Наиболее ранняя каменная пагода из храма Мирыкса в Иксане вызывает особый интерес, потому что она показывает особенности перехода от деревянных пагод к каменным. Государство Пэкче усвоило разные влияния на архитектуру: пагоды особо подчеркивали свое происхождение от китайских образцов. Позднее важные элементы архитектурного стиля Пэкче были переняты Японией. Храм Мирыкса имел необычное строение трех пагод, которые были установлены в прямую линию, идущую с востока на запад. Каждая пагода имела зал на северной стороне. Каждая пагода и зал, по-видимому, были окружены крытыми коридорами, которые создавали впечатление трех отдельных храмов в стиле «один зал - одна пагода». Пагода, обнаруженная в центре храма, была сделана из дерева, а все прочие из камня. Участки большого главного зала и центральных ворот были обнаружены к северу и к югу от деревянной пагоды.

    Когда в 1982 г. на участке храма Чхонънимса проводились раскопки, где также находился участок пагоды архитектуры Пэкче, один за другим были обнаружены к северу от нее остатки главного и лекционного залов, расположенных на главной оси. Остатки центральных ворот, главных ворот и водоема, находящиеся на главной оси один за другим, были также обнаружены к югу от той самой пагоды. Выяснилось, что храм был окружен коридорами от центральных ворот к лекционному залу. Стиль «одна пагода» был типичен для архитектуры Пэкче, что подтверждают результаты раскопок, проведенных в 1964 г. на территории района Кунсу-ри и храма Кумганъса в Пуе. Однако участки зданий храма Кумганъса, расположенных на главной оси, идут скорее с востока на запад, чем с юга на север. Сделать какие-либо выводы об архитектуре Пэкче можно благодаря детальному рассмотрению храма Хо- рю-дзи в Японии, который помогали строить архитекторы и техники из государства Пэкче. Архитектура Пэкче в Японии достигла расцвета благодаря проникновению буддизма в 384 г. На участках, где во времена трех ранних корейских государств находились здания, обнаруживают узорчатые плитки и прочие остатки, а также каменные пагоды, пережившие плохие времена, свидетельствующие о высокоразвитой культуре Пэкче. В истории развития корейской архитектуры, как уже отмечалось выше, значительную роль сыграло королевство Силла. Королевство Силла попало под буддистское влияние в 527 г. Поскольку Силла не граничила с Китаем, то влияние китайской культуры на храмы было минимальным.

    Хванненса - один из ранних храмов государства Силла, о важной роли которого стало известно после проведения раскопок и исследований в 1976 г. Он стоял на площади, окруженной прямоугольной стеной 288 м в длину.

    Площадь местности, ограниченной коридорами, составляла 19 040 м 2 . В «Самгук саги» («Воспоминание о трех королевствах») написано, что на этом месте стояла девятиярусная деревянная пагода высотой в 80 м, построенная в 645 г. В главном зале хранится большое изображение Будды Шакьямуни на каменном пьедестале. Построенный в середине VI в. храм Хванненса процветал более 680 лет, в течение которых его залы подвергались многократным перестройкам. Незадолго до объедения полуострова под властью Силла (668) храм был выполнен в стиле «три зала - одна пагода», что резко отличает его от храма Мирукса времен Пэкче, который построен в стиле «один зал - одна пагода».

    Другим главным храмом государства Силла был Пун- хванса, ныне имеющий три яруса, хотя в летописях говорится, что он был девятиярусным. Судя по руинам, эта пагода была построена из отесанных каменных блоков. Среди прочих каменных артефактов сохранились камни колонны-флагштока пагоды (см. цв. вкл., ил. 61).

    Буддийские храмы того времени характеризовались тем, что перед центральным залом, симметрично друг от друга, находились две пагоды на оси север-юг вместе с другими зданиями. Храм Пульгукса, построенный на каменной платформе у подножия горы Тохам рядом с Кенджу, - самый старый из существующих храмов в Корее. Храм был основан в начале VI в. и полностью перестроен и расширен в 752 г. Первоначальная платформа и фундамент находятся в нетронутом состоянии и в наше время, но существующие деревянные здания были перестроены во времена династии Чосон.

    Наиболее ранняя культура Кореи, открытая археологическими исследованиями, относится к III-I тысячелетиям до н. э. К периоду первобытно-общинного строя восходят остатки землянок и полуземлянок квадратной и круглой формы. К концу
    I тысячелетия до н. э. относятся многочисленные менгиры в виде вертикально врытых каменных глыб и погребальные дольмены. В период бронзы возникают иногда окруженные земляным валом городища с наземными жилищами.

    В северной части страны открыты памятники раннего зодчества середины I тысячелетия до н. э., по историческим записям, времени существования рабовладельческого государства Чосон.

    К концу I тысячелетия до н. э. относится сложение на территории Кореи трех крупных племенных объединений, выросших в III-IV вв. в самостоятельные государства. Государство Когурё на севере просуществовало до 668 г., Пэкче в западной части - до 653 г. и наиболее могущественное Силла на юго-востоке - до 935 г. Даты возникновения этих государств точно не установлены. Это время в истории Кореи известно как «Самгук» - период трех царств. Наследуя культурные традиции Чосон, Когурё достигло большого развития.

    Китайские письменные источники упоминают о деревянных храмах Когурё уже в первые века нашей эры. Храмы возводились для жертвоприношений духам-покровителям. Строительство их продолжалось и после появления в конце IV в. буддизма.

    Первой столицей Когурё был Куннэсон на среднем течении р. Амнокан. Сохранились части стен и каменный квадратный (со стороной, равной 125 м) стилобат дворца правителя города. Дворец был окружен крепостной, обведенной водяным рвом, глинобитной стеной шириной 9 м и высотой 6 м. В верхней части стена имела зубцы и была укреплена камнями. Со всех четырех сторон имелись ворота, но не в середине и не на одной линии с противоположными воротами другой стороны.

    О монументальном характере оборонных сооружений Когурё дают представление остатки крепостных каменных стен около Тунгоу протяжением 8 км. Они достигали 4 м высоты и 5,5 м ширины. На отдельных участках сохранились мощные бастионы и площадки. Вероятно, крепость была сооружена для защиты столицы.

    В 427 г. столица Когурё была перенесена в район Пхеньяна, в окрестностях которого сохранились руины дворца Ангаккун, а на возвышенности позади него - остатки крепостных стен.

    Около Пхеньяна, вблизи устья р. Тэдонган, была расположена крепость, занимавшая около 10 км 2 , возведенная согласно строительным традициям Когурё в форме полумесяца.

    Дошедшие до нашего времени каменные погребальные сооружения подразделяются на два типа. К первому принадлежат наземные мавзолеи, а ко второму - подземные гробницы, состоящие из небольшого земляного кургана и подземных каменных камер.

    В Тунгоу и около Пхеньяна, на местах столиц Когурё, открыты многочисленные погребения IV-VII вв., из которых около 40 сохранили в стенописи изображения раннего зодчества Кореи. В IV-VI вв. сооружались великолепные подземные усыпальницы, каменная кладка которых выполнена с такой тщательностью, что в отдельных случаях напоминает кирпичную.

    К числу немногих сохранившихся наземных мавзолеев относится мавзолей полководца Чангуна «Чангунчхон » (412 г.), находящийся в районе Тунгоу (рис. 19). Он представляет собой сложенную из огромных каменных блоков семиступенчатую пирамиду высотой 11,3 м и 29,3 x 29,7 м в основании, возведенную на цоколе двухметровой высоты. Наверху пирамиды насыпан небольшой земляной холм, а внутри его находится погребальная камера, на стенах которой сохранились следы живописи с изображением драконов.

    Могила Чангуна свидетельствует о монументальном характере древней каменной архитектуры Кореи, главными чертами которой являлись строгость и суровая простота форм.

    В подземных гробницах площадь отдельных, сооруженных из каменных плит (до 6 м длины) камер иногда достигает 16 м 2 , а высота 5-6 м. Монолитные колонны с массивными капителями и ступенчатые перекрытия из каменных плит, имеющие вид ложного восьмиугольного шатра, указывают на богатство архитектурных приемов. Стены гробниц богато украшены живописью.

    Богатством архитектурных форм и размерами отличается гробница Хамудэм (357 г.) в Анаке около Пхеньяна. Предполагается, что гробница была сооружена для Когуквана, правителя Когурё (рис. 20). Общая площадь погребения 10 м длины и 8,5 м ширины при высоте 3,5 м. Гробница состоит из шести помещений, сложенных из огромных каменных плит (около 5 м длины). С южной стороны холма открывается узкий вход, который, постепенно опускаясь, ведет в подземные камеры. Первый, прямоугольный в плане зал дополнен небольшими помещениями с задней и восточной стороны, отделенными тонкими стенами. Входы в боковые помещения фланкированы колоннами четырехугольного сечения, увенчанными двойными кронштейнами.

    Первый зал отделен от второго тремя мощными восьмигранными столбами с массивными четырехугольными капителями. Столбы стоят на объединяющем их невысоком постаменте, что создает впечатление особой устойчивости всей конструкции.

    Второй зал с севера замкнут невысоким постаментом, на который опираются небольшие колонны, несущие массивные плиты перекрытия. Колонны отделяют узкий коридор, огибающий зал с северной и восточной стороны. Оба больших зала и два боковых помещения имеют ступенчатые перекрытия. Стены украшены живописью. На стенах западной боковой камеры изображены «хозяин могилы» и «хозяйка могилы», окруженные слугами. На стенах восточной камеры сохранились изображения кухни, хлева и колодца.

    В этом «подземном дворце» проявляются черты монументального стиля, строгая тектоничность и логичность форм, ясность композиции и самобытность в решении интерьеров.

    Богатое погребение, известное под названием Двухколонное - Самёнчхон (V в.) в Иончхоне, недалеко от Пхеньяна, состоит из двух небольших прямоугольных в плане помещений (рис. 21). Главная камера отделена от аванзала двумя монолитными колоннами, установленными на массивной плите и небольших базах, с высокими, расширяющимися кверху капителями сложного профиля. Колонны поддерживают широкий архитрав, несущий ступенчатое перекрытие из больших каменных блоков. Стены, ступенчатый потолок и колонны богато украшены живописью, изображающей жанровые сцены и архитектурные детали. В углах главной камеры написаны столбы с кронштейнами и деревянные подкосы на архитраве.

    О богатстве архитектурных приемов Когурё свидетельствует также «Погребение небесных царей и духов земли» - Чисинчхон (V в.) в провинции Южный Пхёнан (рис. 22). Гробница состоит из коридора, большого аванзала, вытянутого с востока на запад, состоящего из трех отделений, и главной камеры (2,8 x 3,1 м) с приподнятым полом, которая соединяется с аванзалом коротким, 1,2-метровым переходом. Все помещения относительно высокие: стены имеют 1,5 м высоты, а сложные уступчатые перекрытия над ними - 3,4 м. Аванзал с гладкими, слегка наклонными кверху стенами завершается в центральной части ровным потолком, который поддерживается двумя мощными кронштейнами. С запада и востока аванзал завершается небольшими помещениями. В западном помещении перекрытие состоит из постепенно сдвигающихся к центру каменных блоков, перекрытых монолитной плитой. В восточном помещении шатер сооружен в виде шахты с треугольными каменными опорами по углам. Подражая деревянным конструкциям, строители укрепили по углам главной камеры четыре декоративных кронштейна, которые в дальневосточной архитектуре получили название «горб верблюда», по форме напоминая перевернутую букву У. На этих ложных опорах как бы лежат нарисованные на стенах широкий архитрав и восемь таких же кронштейнов меньшего размера, на которые как бы опираются выступающие из стен балки, несущие шатер, сложенный из шести огромных плит, суживающихся кверху. Четыре кронштейна, сходящихся в центре, образуют крестообразную опору в верхней части шатра, состоящую из ряда мелких плит, составляющих в замыкающей его части колодец. Стены помещений покрыты штукатуркой и росписью.

    С VII в. в связи с распространением в Корее буддизма строительство гробниц в Когурё почти прекращается, так как по новой религии тела умерших сжигались на костре.



    25. Кёнчжу. Пагода храма Бунхванса близ Кёнчжу, 634 г. Общий вид, вход

    От периода трех царств помимо гробниц в различных частях страны сохранились немногочисленные сооружения, к числу которых относится древняя обсерватория Башня звезд - Чхомсондэ (647 г.) на юге страны около Кёнчжу - столицы государства Силла (рис. 23).

    Монументальная башня высотой 9 м, сложенная из каменных блоков, образующих 27 колец, постепенно сужающихся к вершине, стоит на невысоком каменном постаменте. Наверху находится смотровая площадка, в своей основе, несомненно, подражающая деревянным конструкциям. Диаметр башни в нижней части 5 м, а в верхней 2,6 м. В средней части здания находится небольшое квадратное отверстие, обрамленное по сторонам вертикальными плитами. Строгий силуэт сооружения с его плавной изогнутой линией напоминает огромную бутыль. Предельная простота формы здания свидетельствует не только о высоком мастерстве зодчих, но и о большом понимании назначения сооружения, появление которого было вызвано развитием земледелия, требовавшего изучения небесных явлений.

    Внедрение буддизма (из Северного Китая) происходит на протяжении IV в. В 372 г. буддизм проникает в Когурё, в 384 г. - на территорию Пэкче, позднее - в государство Силла.

    Древнейшие памятники буддийского зодчества, сохранившиеся на территориях Пэкче и Силла, относятся к периоду трех царств - V-VI вв. В Пэкче, где было развито сельское хозяйство, а также рано возникли ремесла, зодчество достигло большой высоты.

    Столица Пэкче, в связи с мночисленными войнами, переносилась несколько раз. В V-VI вв., особенно после перенесения столицы в Сабисон (современный уезд Пуё) в 538 г., начинается строительство буддийских храмовых ансамблей, состоящих из ряда деревянных зданий, располагавшихся, так же как китайские, по оси юг - север. При обследовании буддийских ансамблей около Пуё были обнаружены черепица и рельефные изображения цветов лотоса на кругах, располагавшихся по краю скатов крыши.

    В VI-VII в. государство Пэкче устанавливает тесные связи с Японией и оказывает значительное влияние на ее культуру. В VI в. из Пэкче в Японию проникает буддизм. О больших достижениях зодчих Пэкче свидетельствует сооружение ими в Японии около г. Нара всемирно известного буддийского ансамбля Хорюдзи (по-корейски Пенюбса).

    Появившиеся в Корее вместе с буддизмом пагоды разделяются на два типа: первые - это сооружения вотивного характера, возводившиеся около храмов. Ранние деревянные пагоды не сохранились. Каменные пагоды-башни не имели внутреннего помещения и обычно достигали высоты 14-15 м. Квадратные в сечении башни расчленены горизонтальными выступами, которые, постепенно уменьшаясь кверху, смягчают строгую вертикальность сооружения.

    Наиболее значительным памятником Пэкче является пагода Чонимса (662 г.). Она сооружена из крупных каменных плит в виде квадратного столба 10-метровой высоты, постепенно сужающегося кверху. Пагода не имеет внутреннего пространства. Ее пять карнизных плит, выступающих ярусами, благодаря изысканности пропорций создают выразительный силуэт. Массивное, высокое основание башни с небольшим ступенчатым выступом в нижней части, строго по форме и лишено украшений (рис. 24). Едва заметные изгибы и слегка приподнятые углы уступов дают возможность отнести появление изгиба крыш в Корее к VII в.

    В сложении архитектурных форм такого типа пагод можно видеть подражание более ранним деревянным сооружениям с их четким расчленением конструктивных частей, что характерно для каменного зодчества стран Дальнего Востока.

    Пагоды второго типа - род ступы - это сооружения мемориального характера. Они имеют обычно 10 м и более высоты и возводились на мощных основаниях. Часть сооружений имеет небольшое внутреннее помещение, иногда служившее реликварием. Такие пагоды обычно ставились над могилами буддийских монахов. Пагоды из гранита или мрамора, как правило, украшались статуями или барельефами. Сохранились кирпичные пагоды, облицованные изразцами.

    К пагодам второго типа относится каменная пагода храма Бунхванса (634 г.), находящаяся на юге страны около Кёнчжу (рис. 25). Первоначально она имела девять ярусов. В настоящее время - это квадратное сооружение с тремя ярусами, стоящее на высоком сильно выступающем стилобате, имеющем вид платформы. Каменная кладка пагоды напоминает кирпичную и исполнена с большой тщательностью. Карнизы сложного профиля со слегка приподнятыми углами, постепенно сокращающиеся кверху, создают строгую расчлененность масс и одновременно ритмичное движение кверху. С четырех сторон пагоды имеются проходы, которые фланкируются большими статуями богатырей-хранителей. Внутреннее помещение небольшое - 1,5 x 1,5 м. По углам высокого стилобата установлены фигуры сидящих львов, придающих торжественность всему сооружению.

    Сложившиеся в IV-VII вв. архитектурные традиции нашли свое дальнейшее развитие в последующие века, после объединения страны в единое государство.

    Глава «Архитектура Кореи» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.Н. Глухарева; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

    За последние десятилетия Южная Корея стала одной из самых урбанизированных стран мира. Современная корейская архитектура поражает своими оригинальными формами и новыми отделочными материалами вроде светодиодных панелей. Правда, это касается по большей части общественных построек. Когда речь заходит о жилом (тем более частном) строительстве, корейцы оказываются гораздо консервативнее. И всё же некоторые проекты, определенно, заслуживают внимания.

    The Curving House, Кёнгидо

    Перед архитекторами стояла задача разместить на небольшом участке дом, автомобильную парковку и сохранить при этом зеленую зону. Поэтому здание подняли на бетонные сваи, обеспечив место для парковки, и придали ему изогнутую форму, чтобы освободить пространство для сада.

    Scale-ing House, Соннам

    Архитектор: JOHO Architecture

    Сложная ломаная форма постройки обусловлена желанием заказчиков максимально использовать возможности естественного освещения. Разница в высоте крыши позволяет солнцу проникать в комнаты с трех сторон: с востока, юга и запада. Для создания необычного «колючего» фасада использовались обычные и базальтовые кирпичи, которые делили надвое и укладывали острыми углами наружу.

    Дом Gyopyeong-Ri, Кёнгидо

    Архитектор: Studio Origin

    Проект отличается сложной структурой, состоящей из трех взаимопроникающих объемов разной высоты. Бетонные поверхности южного и восточного фасадов декорированы экранами из кирпича.

    Дом H 1115-7, Сачхон

    Архитектор: A.E.A

    Здание состоит из трех тяжелых вертикальных объемов, образующих единую структуру за счет сложной системы коридоров и общей платформы. Темный кирпичный фасад контрастирует со светлыми вставками из поликарбоната и горизонтальным объемом из бетона.

    Fortress Brick House, Сеул

    Архитектор: Wise Architecture

    «Кирпичная крепость» объединяет в ансамбль два частных дома: один для родителей, другой - для семьи сына. Кирпич в проекте играет главную роль, создавая ощущение прочной связи между всеми компонентами постройки.

    Дом Beyond the Screen, Сеул

    Архитектор: бюро OBBA

    Этот многоквартирный жилой дом разработан учениками Рэма Колхаса - архитекторами Союнь Ли и Сэньчжонь Квак. В этом проекте они сделали ставку на компактность: на трех этажах постройки разместились 14 сложно устроенных (с многогранными стенами и потолками) квартир. Фасад украшен «перфорированной» кирпичной кладкой.

    Pyrus House, Сеул

    Архитектор: бюро ’Snow AIDe

    Концепция этого частного дома построена вокруг домашнего кинотеатра. Для него отвели полуподвальное помещение без окон. Чтобы вибрация и звук не разрушали дом, остальные зоны расположили на некотором расстоянии.