• Тепе кермен крымские горы. Достопримечательности Крыма: пещерный город Тепе-Кермен в Бахчисарае. Где находится Тепе-Кермен в Крыму

    Тепе-Кермен – малоизученный город пещерного типа в Крыму. При этом — это идеально смоделированное оборонительное сооружения времен средневековья. Трудно найти что-то подобное, не только на полуострове, но и во всем мире. Многих посетителей пещерного города удивляет его многогранность: красота природы, монументальность сооружений и, конечно же, контраст природных красок, которыми так завлекает предгорный Крым. На расстоянии, город подобен облаку, каждый способен увидеть что-то необычное, визуализировать свой рисунок. Для одних это огромная черепаха, для других жерло потухшего вулкана, а для третьих и вовсе огромный пень, с невероятной корневой системой некогда срубленного дерева, подобно тому, которое удалось вырастить Джеку в известной английской сказке.

    Загадка пещерного города Тепе – Кермен

    Тепе–Кермен малоизучен! Археологические раскопки, проводились хаотично, а письменных данных не так много. Мы имеем общие сведения о структуре города его предназначении и появлении, но при этом, остается ряд вопросов, на которые ученные не могут дать однозначного ответа, это порождает массу мифов и легенд. Одной из основных загадок это города, отсутствие водяного источника в пределах города, несмотря на то, что первоначально город задумывался как оборонительное сооружении и только со временем стал жилым полисом, до сих пор не ясно откуда жители брали воду, ведь самый ближний ручей находится в долине у подножья горы. Поговаривают, что в пределах города некогда был колодец который засыпали золотом и скрыли от глаз захватчика, данная теория стала все более популярной, после найденного ящика с золотом в пределах другого .

    Где находится Тепе-Кермен в Крыму

    Одинокая гора Тепе–Кермен и одноименный город на ее вершине, расположен в Бахчисарайском районе, до древней столицы Крыма не более 7 километров. Ближайшим населенным пунктом является село Кудрино, с которого многие и начинают свой путь к одинокой цитадели. В округе каменного города, множество памятников древней архитектуры, отправляясь в путь, не забудьте приобрести туристическую карту, у вас будет уникальная возможность, посетить несколько достопримечательностей в пределах одной экскурсии.

    Как добрать до Тепе-Кермена – древнего памятника архитектуры

    Самый сложный вопрос, для людей не любящих пешие прогулки: Как добраться до Тепе-Кермена на машине или автобусе? Вопрос о посещение Тепе-Кермена довольно актуален, несмотря на то, что город с каждым годом приобретает популярность. Существует несколько способов посетить город, легче всего это делать из Бахчисарая. Вы можете воспользоваться услугами туристических агентств, и частных гидов, найти их не сложно, особенно в летнее время, большая часть менеджеров теснятся на улицах древнего города.

    Если же вы не желаете ехать в составе экскурсии и хотите посетить город в одиночку, в полной мере наслаждаясь его красотой, у вас есть несколько способов для этого:

    • Взять такси. Если вас несколько человек, такси это отличное решение — вы можете доехать до пещерного города из Бахчисарая. Договорится с таксистом об обратной поездке, взяв его номер телефона (местные таксисты с удовольствием идут на встречу туристам), погуляв по древнему городу, вы свяжитесь с таксистом и отправитесь обратно, попутно услышав несколько занимательных историй от любознательного водителя.
    • Отправиться в путь на личном или арендованном транспорте лучше всего это сделать по карте либо используя GPS навигатор. Координаты города: 44°42′55″N (44.715294), 33°55′53″E (33.931311).
    • Отправится в поездку на автобусе. Это можно сделать с Бахчисарая со станции №2 , оттуда до поселка Синапного ходит рейсовый автобус, вам следует попросить водителя высадить вас в поселке Кудрино, а с него до пещерного города чуть больше километра, дорога займет несколько минут, одинокую гору видно издалека, но для большей уверенности лучше уточнить у местных жителей о месте назначения, либо посмотреть фото Тепе-Кермена, ее внешний вид сложно сравнить с чем-либо.

    Крымская гора Тепе-Кермен – одинокая крепость крымского предгорья

    Тепе-Кермен в Бахчисарае – это ничто иное, как идеальное оборонительное сооружение. Дело в том, что вершина горы неприступна. Его долина отлично просматривается с поверхности, а высота горного массива более 500 метров. Врагам невозможно было добраться до плато будучи незамеченными. Пещерная инфраструктура города имела многоэтажную конструкцию, состоящую из трех ярусов: на первом ярусе располагались хозяйственные помещения и оборонительные конструкции, на втором, оборонительные комнаты лучников и уже на третьем, жилые помещения и монастыри. Как добраться до пещерного города Тепе-Кермен, знали только местные жители и жители долины и даже при этом все подступы к городу тщательно охранялись.

    Достопримечательности пещерного города Тепе-Кермен

    Пещерный город Тепе-Кермен на карте Крыма занимает крошечный участок. И вправду — это небольшая гора, имеющая живописный вид. На территории памятника не так много достопримечательностей, нельзя отдельно выделить, что-то конкретное его красоту следует оценивать комплексно. Все начинается с дороги, ведущей к подножию горы, дело в том, что данная тропа, была известна людям со дня основания городища. По пути вы встретите не менее значимый памятник архетектуры скит Анастасии Узорешительницы.

    • Пещерный комплекс. Это ансамбль гротов, которых здесь более 250, каждый из них имел строгое предназначение: для жилья, для скота, для поклонений.
    • Три монастыря. Все они практически разрушены, осталось только основание, при этом видна монументальность этих строений
    • Одинокий камень на окраине скалы. В отзывах о Тепе-Кермене, можно часто услышать об этом камне, так как это излюбленное место для фото.

    Краткий исторический очерк пещерного города Тепе-Кермен

    Древний город Тепе-Кермен появился в эпоху рассвета Византийской империи в Крыму, примерно в VI веке нашей эры. В этот период произошло массовое строительство пещерных городов и укреплений в юго-западной части Крыма. Сооружения были нужны для защиты территории царства и его окрестностей. Первоначально город появился как оборонительная крепость и только позже стал городищем. Крепость была обнесена стеной, здесь велась активная торговля. Во времена правления Хазар, город достиг наибольшего величия. Но, как и большая часть пещерных городов, неприступная крепость пала перед натиском Золотоордынцев, до нас дошли сведенья, что город с доблестью оборонялся, но все таки пал перед силой восточных захватчиков. После захвата, город стремились восстановить, большая часть построек была отреставрирована, но, тем не менее город не достиг былого величия и его история канула в Лету.

    На заметку туристу

    Посещая комплекс Тепе-Кермен, будьте готовы преодолеть хоть и не сложный, но все же продолжительный подъем, поэтому на экскурсию лучше отправляться в удобной одежде. Не забудьте о воде и еде, на вершине нет магазинов, поэтому об этом следует подумать заблаговременно. Также отправляясь на экскурсию летом возьмите с собой деньги, вход на вершину в летнее время составляет порядка 100 рублей, в период межсезонья посещение памятника абсолютно бесплатное. И самое главное, положительные эмоции и память на ваших электронных носителях на каждом шагу вас ждет удивительный пейзаж, который трудно оставить без внимания.

    Фотограф: Алекс Кедми (vk.com/alex_kedmy)

    Редактор: Кулаев Рустем

    Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов -- 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.

    Как добраться

    Городище Тепе-Кермен относится к Качинской группе "пещерных городов". Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая.

    Из Симферополя

    Если вы начинаете свое путешествие в Симферополе, то вначале необходимо добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или на электричке Симферополь-Севастополь.

    Из Севастополя

    Если вы начинаете путешествие в севастополе, то так же необходимо вначале добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или же на электричке Севастополь-Симферополь.

    Далее необходимо доехать на маршрутном автобусе от железнодорожного вокзала до конечной остановки "Староселье". И пешком необходимо добраться до Чуфут-Кале (см. Как добраться до Чуфут-Кале). Далее необходимо выйти на восточные окраины городища Чуфут-Кале, за ворота Биюк-Капу (Восточные ворота). За этими воротами вы сразу увидите грунтовую дорогу в восточном направлении. По ней и необходимо идти. Пройдя путь менее 1.5 км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево (перед этой тропой вы должны увидеть указатель в виде камней, выложенных в форме стрелки и слова ТЕПЕ-КЕРМЕН). По этой тропе и следует продлжать свой путь. Она спускается с плато Чуфут-Кале в балку. Пройдя около 1 км по лесной балке вдоль плато Чуфут-Кале, вы окажетесь в сосняке. Чуть левее оборудованная туристическая стоянка "Сарабей". Здесть, при желании, можно переночевать.

    Сразу за стоянкой высится плато Тепе-Кермен в виде усеченного конуса. Вы стоите с северо-восточной стороны палто.

    Выйдя из соснового леса, вы увидите тропу на плато. Она довольно крута и, преодолев, последние экстремальные участки оказываетесь перед восточными пещерами. Далее нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрешенными стпупенями. По ним необходимо подняться на плато.

    Так же есть и другой вариант:

    Необходимо от автовокзала в Бахчисарае сесть на рейсовый автобус Бахчисарай-Синапное. Дорога предстоит по живописной Качинской долине. Вначале, за селом Предущельное, вы минуете стоянку древнего человека - Качинский навес, затем знвменитый своими наскальными рисунками навес Таш-Аир. Далее последует Качи-Кальонский известняковый массив в виде носа гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. В его борту, подобно иллюминаторам, зияют ряды пещер, вырубленных человеческой рукой. На носу "корабля" хорошо виден огромный крест, образовавшийся в результате природных явлений. Минуя монастырь Качи-Кальон, перед взором предстает горный массив, словно огромная неприступная стена. Это гора Кыз-Кермен (Девичья крепость). На плато Кыз-кермен и находится одноименное городище. Сразу за Кыз-Кермен вы увидите гору-останец в виде усеченного конуса - это и есть цель нашего путешествия - Тепе-Кермен. Выйти необходимо на остановке Кудрино. Пройдя поле, вы окажетесь в сосновом лесу, где расположена т/с "Сарабей". Далее за небольшой поляной есть тропа на плато. По ней и необходимо подниматься.

    План городища. Достопримечательности

    Тепе-Кермен - церкви городища

    Особенностью Тепе-кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250.

    Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.

    Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна - "церковь с ризницей" (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н. Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. Вторая, "церковь с баптистерием", расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.

    Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся в литературе.

    П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание "церкви с баптистерием" и опубликовал ее глазомерный план.

    Краткие сведения о церкви встречаются в "Крымском сборнике" П. Кеппена. Интересно замечание ученого: "Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены в мрак забвения".

    Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.

    Подробные сведения и рисунки церкви опубликовал Г. Караулов. Автор датировал ее первыми веками христианства. В обзоре Караулова обращают на себя следующие моменты: а) он видел обломки обрушившихся колонн от алтаря; б) не находил следов стенной живописи. Описание и планы церкви можно найти и в работах Д. Струкова, А.Попова, Е.Маркова.

    В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...". Полностью текст восстановить не удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее датировать.

    В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись: первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX- Х вв.

    Первое подробное и полное описание всех пещерных церквей городища выполнил Н. Боровко в статье "Тепе-кермен" (1913). Он собрал все известные ему сведения, выполнил точные замеры, скопировал греческую надпись в апсиде "церкви с ризницей".

    В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским. Касаясь "церкви с баптистерием", он сообщал: "Справа от жертвенника, под известкой можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене". Это кажется странным, так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается. Скорее всего, "изображение Христа" является не более чем плодом фантазии Н. Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной "Археологической карте..." Н. Репникова.

    Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом, он замечал: "Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам представляется невероятной".

    В 1940г. церкви Тепе-кермена были обследованы П. Бабенчиковым. Интересным представляется следующий вывод: "... В старину вся восточная часть пещеры (церковь с баптистерием. - Ю. М.) до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение случайно хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной. В пользу моего предположения говорит и существование крупной и правильно четырехугольной формы вырубки в восточной стене, которую считают "сидением", но которую следует считать переделанным впоследствии престолом".

    Интересно наблюдение П. Бабенчикова, касающееся аналогии с "храмом с крещальней" в Инкермане: при всех архитектурных различиях данных церквей исследователь обратил внимание на важное сходство - расположение в храмах баптистериев, которые в древности отделялись от церквей перегородкой, и крещален со ступенькой.

    Относительно много места "церкви с баптистерием" уделил в своих работах А. Якобсон, датировавший ее VIII-IX вв., практически не приводя никаких аргументов, за исключением поперечного расположения нефа. Кроме указанных работ, пещерные церкви Тепе-кермена еще неоднократно упоминались в литературе, однако в основном в пей повторялись уже известные выводы Н. Боровко и А. Якобсона.

    Подводя итог, можно отметить, что подземные храмы Тепе-кермена, несмотря на известность и популярность, изучены слабо. За исключением описаний, не был сделан архитектурный анализ, не приведены серьезные аргументы в пользу той или иной датировки.

    Вероятно, первоначально в XI-XII вв. была вырублена "церковь с баптистерием", расположенная на плато, внутри крепостных стен, а остальные появились позднее, по мере роста поселения.

    Очевидно, после прекращения жизни на Тепе-кермене в конце XIII-XIV вв. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками. В пользу этого говорит надгробная надпись монаха Николая, найденная здесь и датированная В. Латышевым XVI в.. Однако говорить о полнокровной жизни этих церквей в данное время не представляется возможным.

    Ю.М.Могаричев

    Тепе-Кермен - "Церковь с ризницей"

    "Церковь с ризницей" имеет размеры 4,9 х 2,2 х 2,1 м. В плане это простой одноапсидный храм. Апсида подковообразная 1,85 х 1 х 2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и, вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник. В конхе апсиды высечена четырехстрочная греческая надпись.

    Наос прямоугольный, вдоль западной и южной стен, на высоте 0,43 м, устроена скамья. В южной стене (западная половина) вырублена могила 2,75 х 0,8 х 0,72 м. Над ней, на высоте 1,5м,- арочная ниша размерами 0,37 х 0,35 х 0,2 м. В восточной части южной стены вырублен проход в ризницу, скругленную в плане, размерами 2,1 х 2,3 х 1,7 м.

    В северной стене к западу от входа, на высоте 0,85м - арочная ниша (0,17 х 0,3 х 0,2 м). К востоку от входа - еще одна, размерами 0,24 х 0,53 х 0,5м, сооруженная на высоте 0,9 м. Рядом с ней вырезаны два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы. В нижней половине круга видны (сохранились) четыре буквы древнееврейского алфавита, которые А. Гидалевич интерпретировал как фамилию "Бакши".

    В полу церкви вырублены две могилы с заплечиками, размерами 2 х 0,57 х 0,5 м северная и 2,1 х 0,8 х 0,5 м - южная.

    Обработка помещения - сглаженная Т.2. Вход в церковь - прямоугольный (1,36 х 1,58м). По его бокам видны подрубки для крепления дверей.

    В архитектурном плане "церкви с ризницей" среди пещерных храмов трудно найти прямые аналогии. Наличие в западной части апсиды углублений (северная и южная стены) сближает ее с храмом Южного монастыря Мангупа и главной церковью Шулдана, ризницы - с малым храмом в районе подъемной дороги Эски-кермена. По внутренней обработке "церковь с ризницей" выглядит более новой по сравнению с "церковью с баптистерием".

    Вполне возможно, что она появилась на последнем этапе жизни Тепе-кермена как придорожная церковь, расположенная у входа на городище. Отметим, что именно под ней проходила дорога, ведущая на плато Тепе-кермена.

    Ю.М.Могаричев

    Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"

    "Церковь с баптистерием" (N 1). В плане помещение трапециевидной формы, размерами 10,5 х 4,5 х 2,6 м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально помещение делится на две части - собственно церковь и крещальню.

    Храм, размерами 6,4 х 4,5 м, расположен в западной части. Его алтарь, вынесенный внутрь помещения, занимает северо-восточный угол и представляет собой отгороженное, высеченной в скале алтарной преградой квадратное помещение 2,7 х 2,7 м. Он поднят над наосом на 0,3 м. В него ведут два входа - царские врата (южный) шириной 0,5 м и боковой (западный) - 0,7 м.

    Плиты алтарной преграды со стороны царских врат, толщиной 0,25 м, высотой царские врата.

    Наос прямоугольной формы. Вдоль западной, южной и частично северной стен вырублена скамья шириной 0,25 м, высотой 0,35 м. В западной стене устроена гробница 2 х 0,65 м, а еще две, 1,75 х 0,65 м (восточная) и 1,9 х 0,75 (западная), вырублены в скамье южной стены. Над западной могилой южной стены процарапана упоминавшаяся восьмистрочная надпись. Еще одна могила вырублена в полу к югу от алтаря. Вход в церковь, шириной 0,8 м, вел с севера и находился в северозападном углу.

    Крещальня, размерами 4 х 4,2 м, прямоугольной формы, расположена в восточной части помещения и возвышается над наосом на 0,15 м. Купель крестообразной формы (1,25 х 0,9 х 0,8 м) вырублена в юго-восточной половине. Над полом она возвышается на 0,35 м. В купель имеется спуск из двух ступеней, первая глубиной 0,3 м, вторая - 0,2 м. К западу от купели в полу вырублена могила, а еще одна - в северо-западном углу, рядом со стеной алтаря. Вдоль южной стены проходит скамья, над которой в стене находится ниша-гробница. Рядом с баптистерием в стене выемка четырехугольной формы 1,2 х 1 х 0,55 м. По бокам баптистерия - две ниши 0.25 х 0,3 м, над одной вырезана монограмма. С севера в помещение вел частично разрушенный вход шириной 1 м. К югу от него в западной стене устроена еще одна ниша 1,4 х 0,9 м.

    К северу от церкви на краю плато в скале вырублено 9 гробниц и 5 усыпальниц. Могил, вероятно, было больше, однако территория перед входом в церковь частично засыпана землей.

    "Церковь с баптистерием" является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий, и, наконец, в-четвертых, храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны.

    Наиболее близкая аналогия данному памятнику - комплекс "Судилище" (до расширения). Сходные черты проявляются: вынесенный внутрь алтарь, наличие горнего места, расположение алтаря в правом дальнем от входа углу. крещальня, отделенная от остального помещения стеной алтарной преграды. Последнее объясняет архитектурное решение алтаря.

    Тепе-керменская церковь имеет общее и с "храмом с крещальней" в Инкермане, а именно: наличие баптистериев со ступенькой.

    Датировка. Прямых хронологических признаков, позволяющих однозначно датировать церковь, нет. Надпись над могилой на южной стене также не содержит даты.

    Датировка А.Якобсона VIII-IX вв. на основании поперечного расположения нефа не выдерживает критики. Как отмечалось, на Эски-кермене храмы с таким архитектурным решением датируются не ранее конца X в., подобные сооружения среди пещерных церквей Каппадокии существовали в X-XI вв. Казалось бы, датирующим элементом могут быть формы крестов на алтарной преграде, которые выглядят архаично, аналогии им есть на раннесредневековых алтарных преградах Херсона. Однако такие же кресты имеются на саркофаге XI в., на кивории, изображенном в миниатюрах кодекса бесед монаха Иакова XI в. и других поздних памятниках.

    Декор, близкий орнаменту на капителях "церкви с баптистерием" имеется на капителях церкви Халас монастыря в Каппадокии, который датируется XI в.

    Поэтому весь комплекс архитектурных особенностей церкви позволяет отнести ее ко времени не ранее XI в.

    Важным в датировке данного памятника может стать анализ археологической ситуации на Тепе-кермене. Это один из наиболее слабо изученных "пещерных городов". Археологические исследования здесь проводил только Д. Талис в 1969-1972гг., который выяснил, что городище существовало с VI до конца XIII-XIV вв. Однако "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически различных напластования, относящиеся ко времени после Х в.", а плотная застройка появляется только в XII-XIII вв.

    Такая археологическая ситуация является отражением исторических процессов, протекавших в средневековой горной Таврике.

    Тепе-кермен возникает, очевидно, в конце VI-VII вв. как крепость, построенная на границе византийских владений в Таврике. Вероятно, сооружение оборонительных стен имело место на одном хронологическом этапе со строительством обороны на Эски-кермене, Мангупе и Чуфут-кале. Очевидно, в раннем средневековье люди жили на Тепе-кермене в основном во время проникновения неприятеля в горный Юго-Западный Крым. Период VIII-IX вв. не нашел отражения в археологическом материале городища. Известно, что в это время жизнь сосредоточивалась в сельских поселениях, расположенных в долинах. В Х в. эти поселения погибают.

    С XI в. ситуация меняется. Ослабление и гибель Хазарского каганата, вхождение Таврики вновь в сферу влияния Византии, развитие процессов феодализации приводит к складыванию городских центров. Вероятно, одним из них и был Тепе-кермен.

    Надо думать, что именно с XI в. на поселении начинают сооружаться пещерные церкви. Кроме них, здесь известен один наземный храм - однонефная часовня с полукруглой апсидой, размерами 5,5 х 2,2 м, датированная Д. Талисом XI-XIII вв. Исходя из массивности стен, ученый считал ее частью какого-то большого комплекса, может быть крупной усадьбы.

    Несомненно, что сооружение "церкви с баптистерием", на данный момент самого крупного из известных здесь культовых сооружений, было связано с началом застройки городища, так как только этим можно объяснить наличие баптистерия и обилие погребальных сооружений в церкви и ее округе. Последнее указывает и на относительно долгое функционирование храма.

    Возможно, именно "церковь с баптистерием" была главным культовым сооружением Тепе-кермена.

    Таким образом, все аргументы - архитектурные особенности, анализ археологической ситуации - позволяют отнести появление церкви к XI-XII вв.

    Ю.М.Могаричев

    Тепе-Кермен - другие церкви

    "Церковь с ризницей", "церковь с баптистерием" - наиболее известные скальные культовые сооружения поселения. Однако, по нашему мнению, на городище могли быть и другие внутрискальные храмы. В историографии предпринимались попытки их выделить.

    Одну церковь на юго-западном обрыве находил Н. Боровко, однако, в ходе размышлений, отказался от этой идеи. О каких-то пещерных церквах упоминается в путеводителе по Крыму М. Сосногоровой.

    На наш взгляд, культовым является комплекс, расположенный к востоку от "церкви с ризницей". В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, в частности, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. В полу вырублены четыре могилы. В южной стене вход в небольшое помещение, возможно ризницу, с обработкой Т.2.

    Вполне возможно, что данная церковь являлась предшественницей "церкви с ризницей", а некоторое время могла составлять с ней культово-погребальный комплекс у входа на плато Тепе-кермена.

    Ю.М.Могаричев

    Окрестности

    В селе Кудрине находится памятник архитектуры - остатки Архангельской церкви, 1328 г.

    Тепе-Кермен располагается на высоте в 540 м над уровнем моря и возвышается на 250 м над окрестными долинами. С городища можно полюбоваться живописными пейзажами долины реки Кача и виднеющимися вдалеке куполами Крымской обсерватории, а от расположенного на соседней скале Кыз-Кермена этот пещерный город отделяет лишь глубокая балка. У местных жителей существует любопытная легенда о разрушенной взаимосвязи этих двух скальных замков. Когда-то их владельцы решили породниться, но то ли невеста, то ли жених оказались настолько упрямы, что не решались сделать первый шаг и прийти в соседнюю крепость. Специально для встречи придумали соорудить мост между замками, который повис над оврагом. Но девушка, вспомнив о былых обидах, убила жениха, бросившись затем в пропасть, а мост был разорван. Так, согласно крымским легендам, была разрушена взаимосвязь этих двух пещерных городов .

    Виды, открывающиеся с высоты Тепе-Кермен

    Западный и северо-западный склоны Тепе-Кермен заросли лесами. На юго-западе гора совершенно недоступна из-за обрывов, высота которых местами достигает 12 м. Лишь в северо-восточной части существует единственная тропа для восхождения к этому пещерному городу, название которого переводится как «гора-крепость», что вполне оправдывает себя уже при первом взгляде на эту неприступную скалу.

    Тепе-Кермен - самый настоящий «мёртвый» город, о существовании которого нет исторических упоминаний и чьё прежнее название стёрлось в веках. История не сохранила иных наименований этого пещерного поселения, а ведь как и другие крымские пещерные города-крепости, Тепе-Кермен возник примерно в 6 веке как укрепление на границе с византийскими землями. В 10-11 веках город разрастается, становится более заселённым, здесь появляются наземные храмы, от которых время не оставило почти никаких следов. Археологи полагают, что расцвет этого пещерного города пришёлся на 11-14 века, когда он являлся крупным центром культурной и хозяйственной деятельности в долине реки Кача. Из-за постоянного вторжения татар к концу 14 века жизнь в городе постепенно угасает, а Тепе-Кермен превращается в очередного молчаливого свидетеля канувших в Лету времён. Правда, после разрушения города ещё некоторое время (вплоть до 16 века) здесь существовал небольшой пещерный монастырь.

    Общая площадь Тепе-Кермен сравнительно невелика и не превышает 1 га. Тем не менее, на таком участке сосредоточено множество искусственных пещер. На Тепе-Кермен их не менее 250-ти, самых разных по размерам, форме и назначению. Одни пещеры использовались под хозяйственные нужды, в некоторых располагались культовые сооружения, включая погребальные комплексы. Многие из пещер на Тепе-Кермен многоярусные (достигают до 6 ярусов), а местами образуют целые комплексы из 2-3-4-х подземных помещений. В верхние ярусы пещер можно попасть исключительно с плато. Нижние ярусы пещер чаще всего становились загонами для содержания скота. Их здесь около 200, что склоняет исследователей к мысли, что это был город скотоводов.

    В пещерах западной части города располагались преимущественно казематы и бойницы для отражения вражеских атак.

    На Тепе-Кермен встречаются также и небольшие пещерные монастырские комплексы.

    Многие пещеры удивляют потрясающей акустикой и экзотическими архитектурными декорациями. Немало из них, подобно обычным помещениям, закрывались деревянными дверьми и сохранили следы перегородок, которые разделяли одно подземное помещение на несколько внутренних комнат. Большая часть таких искусственных сооружений высечена на отвесных сторонах скалы. Многие из них соединены вырубленными в тех же скалах лестницами, которые можно заметить, даже находясь у подножия Тепе-Кермен. Из этих пещер открывается живописный вид на долину.

    На самом же плато пещеры больше похожи на подвалы, которые скрывались входными люками. Некоторые из них служили своеобразными цистернами для сбора дождевой воды, которая, скорее всего, была единственным источником живительной влаги в этом городе.

    Известно, что жилые постройки здесь, как и в подобных городах-крепостях, были двухэтажными, а их крыши укрывала красная черепица.

    Среди наиболее известных сакральных сооружений Тепе-Кермен - расположенная в пещере на северо-восточной окраине плато церковь с сохранившимся необычным алтарём, датируемым примерно 8-9 веками. Храм небольшой и вытянут не вдоль оси, в направлении алтаря, а по направлению «север-юг». Так принято не у христиан, а у караимов, что является очередной загадкой Тепе-Кермен, ведь следов обитания этого народа здесь не найдено. Алтарь окружали 6 (уцелели лишь три) расположенных полукругом колонн. В стенах высечены кресты, а в юго-восточной части можно заметить следы вырубленных в полу гробниц, над которыми заметны остатки настенных надписей на греческом языке. Есть у этого пещерного храма и свой особый секрет, о котором непременно поведают экскурсоводы. В пещере есть своеобразное окно, секрет которого заключается в том, что в пасхальные дни солнечные лучи, попадающие через него внутрь храма, проявляют на противоположной стене очертания креста.

    Помимо этого, на Тепе-Кермен встречается ещё несколько пещерных храмов. Среди пещер нижнего яруса располагается ещё одна известная пещерная церковь. В ней сохранились ризница и надпись, содержащая несколько букв древнееврейского алфавита. Существовали здесь и наземные церкви, среди которых наибольший интерес представляют руины на южной окраине города. Эта небольшая часовенка сложена из массивных каменных блоков. Археологи полагают, что когда-то она относилась к единому масштабному храмовому комплексу.

    Из-за небольшой площади городища грандиозных работ по его исследованию не проводилось, и поэтому Тепе-Кермен сохранил ещё немало тайн. Однозначно определить тип этого поселения почти невозможно. Можно утверждать, что одним из основных занятий жителей этого пещерного города было скотоводство, но говорить о том, чем же в действительности был Тепе-Кермен, сложно. Существовал ли здесь настоящий пещерный монастырь (о чём свидетельствует наличие множества храмов), была ли оборонительная крепость (следов оборонительных сооружений так и не было найдено) или же просто величественный феодальный замок - нельзя сказать однозначно. Существует даже предположение, что на Тепе-Кермен располагался большой некрополь, что подтверждает и обилие найденных склепов с останками.

    Одна из любопытных достопримечательностей Тепе-Кермен - Солнечный Камень, напоминающий менгир в форме солнечных часов, на самом деле являющийся сводом рухнувшей пещеры. Он располагается прямо над пропастью в юго-западной части плато. Эзотерики считают, что в нём хранится вся энергетическая мощь этого пещерного города Крыма, а легенды гласят, что в нём заключена душа великого колдуна древности.

    Располагается этот пещерный город Крыма в 7 км от Бахчисарая. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного монастыря Качи-Кальон нередко предлагают и посещение расположенного в Качинской долине Тепе-Кермен.

    Можно осуществить не менее увлекательное путешествие к этому пещерному городу и от Чуфут-Кале , пройдя по тропе мимо старинного караимского кладбища и через лес до горы-останца, на которой и располагается Тепе-Кермен.

    Можно добраться и на рейсовом автобусе Бахчисарай-Синапное, маршрут которого проходит и мимо Качинского навеса, служившего стоянкой древнего человека , затем мимо величественной скалы с пещерным монастырём Качи-Кальон, и мимо Девичьей крепости - Кыз-Кермен, сразу за которой уже можно заметить и очертания Тепе-Кермен. Выйти нужно на остановке Кудрино. За сосновым лесом располагается туристическая стоянка, а от неё ведёт тропа на плато.

    Смотрите фотографии пещерного города Тепе-Кермен в нашей галерее

    Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

    Следующий день нашего похода по пещерным городам Крыма. Утро нас застало на Тепе-Кермене, который мы и осмотрели неспеша и так же неспешно совершили небольшой переход по Качинской долине к красивейшему пещерному монастырю Качи-Кальону. Уже ближе к вечеру предприняли безуспешную попытку найти Таш-Аир - стоянку пещерного человека с наскальной живописью.

    Предрассветный туман под Тепе-Керменом.

    Фото by tolstyj99
    Наконец-то Толстый выложил свои фотографии и можно повставлять в сюда луки себя любимого, на фоне разнообразных чудес. Эта фотка собственно с вечера предыдущего дня. На закате мы добрались до Зуба Дракона и решили тут немного перекусить. Были мысли прям тут и заночевать, но передумали. Красиво тут но как-то неуютно - лететь вниз очень не близко)

    В итоге спать мы с Богачем завалились все равно на улице. Постелили пенки недалеко от края плато и залезли в спальники. В случае дождя можно было быстро и без особых хлопот перебраться в одну из пещер, благо их в окрестностях было много. Вход в ближайший был буквально в десятке метров от нас.

    Ранним утром стало немного прохладно, что скорее-всего меня и разбудило. Я перевернулся на другой бок, натянул капюшон посильнее и ненароком приоткрыл глаз... Потом рывком поднялся и сел на пенке. Солнце еще не взошло, но уже светало. Над головой было голубеющее и уже беззвездное небо, а под ним не было ничего. Небольшой островок скалы на котором валялись наши спальники, позади куст за которым должна была стоять палатка Толстого, и все это словно в молоке плавало в облаках. Не было долины двухсот с лишнем метров глубиной. Не было даже Кыз-кермена на противоположной стороне ущелья.


    Тем временем появился мыс Кыз-Кермен. Какое-то время облака еще переваливались через него словно волны через упрямую скалу.

    Но солнце уже постепенно начинало подниматься и все вокруг стало быстро меняться. Пока я доставал из рюкзака фотоаппарат и пытался поднять Богача, постепенно островками начали подниматься из облаков окрестные вершины. Богач сонным голосом сказал, что у него фотоаппарат в палатке и идти за ним он не хочет, перевернулся на другой бок и заснул.


    Но мыс выстоял и с каждой минутой возвышался над морем тумана все выше и выше.

    Пофотографировав еще какое-то время я полез обратно в спальник. Впрочем спать мне оставалось уже не долго, поднявшееся солнце, разогнав туман, принялось припекать довольно рано. Со временем я переполз поближе к палатке Толстого. Она стояла в небольшом высеченном в скале углублении, вероятно служившем цокольной частью какого-то здания, и прилег в тени под стеночкой. Но вскоре солнце достало меня и тут.


    Для сравнения, то как это место выглядит без тумана. Так называемый Зуб Дракона, когда-то был стеной пещерного помещение, судя по всему - хозяйственного. Сейчас три стены этого помещения разрушены, частью одной из них Зуб Дракона и являлся.

    Между Кыз и Тепе-Керменами в ущелье расположилось одно занимательное заведение.

    Фото by tolstyj99
    На старых еще советских картах оно обозначено как пионерлагерь. Не простой это пионерлагерь, а строгого режима видать. Чтоб пионеры не разбредались по окрестным лесам на вышке постоянно дежурит часовой с автоматом. Да и набор игрушек в лагере собран суровій. Нут тут ни велосипедов, ни самокатов, в Зарницу, похоже, тоже никто не играет.

    Но отвлечемся немного от постсоветской романтики и прогуляемся немного по пещерному городу. Само название Тепе-Кермен, в переводе с татарского, да и турецкого тоже, означает "Вершина-крепость" это название было дано городищу уже после того как его покинули жители и отображает чисто визуальное представление об этом месте. Как поселение называли его обитатели неизвестно. Тепе-Кермен - это скала-останец возвышающаяся над Качинской долиной на высоту около 250-ти метров. Ее плоская вершина, площадью всего около 1 га, и служила природным убежищем для жителей окрестных поселений.

    Судя по отдельным находкам люди жили тут еще с V века нашей эры. Но наибольшего рассвета поселение достигло в XI-XIV вв. В это время Тепе-Кермен скорее-всего был замком феодала владеющего окрестными землями. Поверхность плато была плотно застроена жилыми и хозяйственными постройками. В нижних ярусах так же было высечено много скальных помещений, который служили загонами для скота, несли оборонительные функции. Имелись в скалах монастырские скиты и отдельные храмы.

    В юго-восточной части плато сохранился интересный пещерный храм.

    Он весьма необычен для Таврики.


    Внутренний объем этого небольшого храма (11х5,4 метра) вытянут не по оси направленной к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда выдвинута далеко вперед и занимает значительную часть храма.

    Храмы с такой планировкой были широко распространены в Византии времен иконоборчества - VIII-IX век н.э. В те времена не согласные с политикой церкви монахи-иконопочитатели старались скрыться подальше из митрополии и основали много пещерных обителей на периферии империи. Много подобных храмов известно в . Столь характерная планировка храма и позволяет датировать его теми самыми веками иконоборчества и связывает с влиянием Византии на эти места. Но есть и нюансы.


    Например вот эта купель для крещения. Обычно в раннехристианских храмах купели довольно внушительных размеров, чтоб можно было крестить в них взрослое население иногда и не по-одиночке. Маленькие купели характерны для периода когда все местное население уже повально христианизировано и крестить остается только новорожденных членов общины.


    Фото by tolstyj99
    На фоне купели. Так, для масштаба)


    Обвалившиеся пещерные сооружения на краю скалы.

    Фото by tolstyj99
    А эта ололошечка находиться в нескольких метрах от места где мы спали и ведет в один из нижних ярусов пещер. Ночью у нас были все шансы ушуршать не только со скалы, но и прямо в нее! Кстати в этой пещерке, к которой вела лестница на краю обрыва, было классно прятаться от дневного зноя.


    Хозяйственный комплекс нижних пещер.


    Некоторые из них имеют несколько комнат в глубину.

    Погуляв среди них мы отправились к монастырскому комплексу в нижней кромке утеса.


    Здесь посидели какое-то время свесив ноги и любуясь видом на Качинскую долину в целом и село Кудрино в частности. На Кыз-Кермен решили не идти, так как, судя по имеющейся у нас литературе, смотреть там было особо нечего, а вот карабкаться туда пришлось бы ого-го как. Качи-Кальон нам показался куда более привлекательным вариантом. Ничего будет повод вернуться.


    Скала Тепе-Кермена. Где-то там наверху и находиться город.


    Спуск к селу Машино пролегал по такой вот сыпухе. Наверх лезть было бы наверное совсем печально.


    Тепе-Кермен. Если присмотреться, то на верху в левой части плато видно небольшую пипку - это и есть так называемый Зуб Дракона.


    Пит-стоп в селе недалеко от автобусной остановкой, которая, по совместительству, является еще и магазином. За спиной плато Кыз-Кермен. Утром туман достигал его вершины!

    Пока пили пиво мимо нас, помахав ручками, проехала пара велосипедистов. Снаряжены они были по самое не могу: шлемы, перчатки, очки, велоодежда, да и на велосипедах весело поблескивали свистелки и перделки всевозможных форм и назначений. Они производили вид суровых спортсменов и на какой-то момент стало даже немного завидно, что вот они через каких-то пару минут уже под Качи-Кальоном будут, а мы так и останемся тут сидеть и пить пиво. Впрочем через минут 15 мы их встретили сидящими в тени деревьев с тем же пивом в руках!


    По дороге встретили таково вот гада. Судя по всему - полоз. А если точнее тушка полоза. Зверь вырос до таких невообразимых размеров что не успел вовремя и целиком переползти дорогу и ему переехали хвост. За фотографированием звероящера нас догнали таки веселопедисты.


    Один из восточных гротов неподалеку от Качи-Кальона, чем то напоминает раскрытую пасть акулы!


    Качи-Кальон в одном из вариантов перевода означает "Крестный корабль" и действительно если смотреть на скалу Качи-Кальона со стороны Предущельного, то она отдаленно напоминает корабль с огромным крестом на борту. В скале имеются четыре огромных грота среди которых и располагалось когда-то монастырско-ремесленническое поселение.


    Вид на первый грот и креста на стене. К этому самому гроту ведет нормальная оборудованная ступеньками из старых автомобильных покрышек тропа. Но мы ей воспользовались только для спуска, поднимались же мы наверное по самой крутой и неудобной тропе которая ведет четвертому гроту.


    Собственно вот начало этого подъема!


    И вид на тропу уже сверху. Ближе к вершине мы с Богачем слегка сошли с тропы и последние несколько десятков метров карабкались по крутому склону в лоб. Под палящим солнцем и с рюкзаком ощущения были не самые положительные, особенно после того как я остановился и зачем-то посмотрел вниз...

    Как бы там ни было, но мы довольно быстро оказались в одном из самых красивых мест Качи-Кальона. В этом гроте находиться родник с некогда чистой водой, которые местные жители считали целебной. Сейчас родник замусорен, а знаменитая вишня, которая росла рядом - засохла.


    На этой фотографии тоже можно поискать человечков, не потехи ради, а масштабу для. И обратите внимание на высохшее дерево в гроте.


    Собственно вот оно вблизи. Когда я был тут в 2007-м году вишня была еще жива.

    Поселение Качи-Кальона было довольно крупным, главным продуктом производившимся тут было вино. Пик производства приходился на VIII-IX века. В то времена все северное Причерноморье как и практически весь Крым находились под властью Хазарского каганата, что делало торговлю безопаснее. В пределах Качи-Кальона и на склонах плато учеными обнаружено свыше 120 давилен для винограда, одновременно они могли обрабатывать свыше 250-ти тонн винограда. Это явно превышало спрос на винодельческую продукцию окрестностей, но так как Качи-кальон находиться на оживленном торговом пути ведущем из прибрежных районов в степной Крым, проблем со сбытом излишек не возникало. Так же на рубеже первого тысячелетия в Качинской долине было широко развито гончарство, о чем говорят находки многочисленных гончарных печей на берегах Качи.

    Со временем виноделие пришло в упадок и к позднему средневековью поселение становиться обыкновенной монастырской обителью, которая в свою очередь пустеет после переселения православного населения из Крыма в 1778 году. Во время православной реколонизации в середине ХIX века обитель ненадолго возвращается к жизни и функционирует как подворье Успенского монастыря, но после ликвидации последнего в 1921 году пустеет окончательно.


    Источник св. Анастасии.


    Комплекс хозяйственных пещер между первым и вторым гротами. Во время прошлого визита сюда в одной из них мы и жили.


    Традиционное место для передыха в первом гроте.


    Вид на Качинскую долину.

    Впрочем монахи постепенно подбираются к Качи-Кальону. В ущелье всего в нескольких десятках метров от первого грота функционирует скит св. Анастасии.

    Алтарь храма св. Анастасии (не того который функционирует) мы осмотрели уже на обратном пути. Они вырублен в одном из камней у подножия четвертого грота. Подобных храмов тут несколько.

    После Качи-Кальона решили пройти еще с пол километра в сторону Предущельного и попытаться найти стоянку пещерного человека знаменитую своей наскальной живописью. Попытались - не нашли. В путеводителе написано, что стоянка находиться прямо за родником в гроте образованном огромном упавшим камнем. Дескать и само название Таш-Аир дословно переводиться как "Камень упал, отделился", но ну тут то было.


    Вот родник, за которым вроде как совсем недалеко должна быть стоянка.


    Вот тот самый Таш, который Аир. Но, блин, никакой стоянки. Только несколько в глубине стойбище современных пещерных людей, со всеми для него характерными атрибутами: дровами, кострищем, копотью на стенах и пустыми бутылками. Даже дальнейшие изыскания с помощью Викимапии принесли мало результатов, так как фотографии помеченные там не совсем соответствуют реальной картине. Ясно из всего этого стало только то, что мы фееричные бакланы и не заметили этот чудесный памятник мезолитического творчества, буквально с нескольких метров.

    Но не будем о грустном. День подходил к концу и нам пора было позаботиться о ночлеге. Ночевать стали недалеко от пруда на туристической стоянке Баштановка, возле одноименного села.

    Лошади в Баштановке.


    А вот такой летний кинозал имееться в одном из кафе в Баштановке. По вечерам тут демонстрируют фильмы, а в этот день (согласно программе) должна была быть трансляция финала Лиги Европы! Но оставаться в кругу местного населения, которое уже с утра заливало День Победы, мы не стали и, перекусив, отправились к месту будущей ночевки.

    В следующей части: дневной переход к селу Куйбышево, форсирование Бельбека, подъем к Сюйренской крепости и пещерный монастырь Челтер-Коба.

    Рекордсмен книги рекордов Крыма гора Тепе-Кермен является не только любопытным геологическим объектом, но и выдающимся археологическим памятником, включающим в себя уникальный пещерный город.

    Гора-обманщица

    В Качинской долине между селами Машино и Кудрино находится необычная гора под названием Тепе-Кермен. Усеченный конус правильной формы имеет высоту 544 метра и являет собой единственный пример подобных образований в Крыму. Неслучайно в 1999 году гора была занесена в книгу «Крым. Книга рекордов». Очертания горного образования точно такое же, как и у действующих вулканов Камчатки, Индонезии и Японии. На самом деле, Тепе-Кермен не вулкан, а гора-останец, обособившийся от Внутренней гряды. За обманчивую форму гору и прозвали обманщицей.

    Геометрические очертания вершины Тепе-Кермен напоминают треугольник. Одна сторона каменной призмы представляет собой прямоугольный обрыв северо-восточного направления, вторая - обрыв северо-западного направления. Что интересно, каждый из них совпадает с разломом земной коры.

    Горное образование удивительно живописно. На фоне гор Главной гряды Тепе-Кермен напоминает таинственный остров, тонущий в туманно-сиреневых далях, вблизи же, воображение поражает контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал.

    Романтичные очертания горы вдохновили однажды известного русского живописца К.Ф. Богаевского. Зарисовки с натуры Тепе-Кермена послужили основой для его картины «Жертвенники». На одном из эскизов изображены две пирамидальные вершины Тепе-Кермена и, на втором плане — Кыз-Кермена. Рисунок был назван «Алтари в пустыне», также как раздел стихотворного сборника поэта М.А. Волошина и одноименного стихотворения. В нем есть такие строки

    Я поставлю жертвенник в пустыне

    На широком темени горы.

    Поэт описывал языческое поклонение Солнцу, а художник увидел в строгих очертаниях Тепе-Кермена подобие древнего алтаря. В окончательном варианте картины художник значительно отошел от первоначальных зарисовок. Он изобразил не две, а три одинаковые вершины, похожие на вулканообразные пирамиды. Так, реальный пейзаж послужил основой для создания фантастического мира.

    Крепость на горе

    В переводе с крымско-татарского Тепе-Кермен означает «Крепость на горе». Это же имя носят руины средневекового города, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы. Когда-то это был неприступный замок, за стенами которого местное население укрывалось от вражеских войск.

    Многочисленность религиозных сооружений Тепе-Кермена дала повод исследователям считать крепость монастырем. Однако сегодня преобладает мнение, что на Тепе-Кермен, это типичный феодальный замок. По мнению некоторых исследователей, он имеет черты так называемых «малых городов».

    Городище существовало с VI по XIV века. Наибольшего расцвета оно достигло в XII—XIII веках. Гибель поселения связывают с набегом золото-ордынцев в 1299 году.

    Осмотр пещерного города весьма интересен. Словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину разнокалиберные отверстия. Встречаются однокомнатные, двух, трех и даже четырехкомнатные «квартиры». Верхние пещеры, расположенные у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через выдолбленные амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на неприятеля. На плато встречаются высеченные в скале цистерны для хранения воды и погреба. Пещеры нижнего этажа использовались для хозяйственных целей и в качестве загонов для скота.

    Пещеры имеют овальную или округлую форму. На стенах можно увидеть перекрещивающиеся борозды вырубки, сделанные киркой.

    В незапамятные времена пещеры имели вход с деревянной дверью и окна. Некоторые из них были связаны между собой лестницами и переходами. Внутри можно встретить ямки для очага и что-то вроде лежанок.

    На юго-западной стороне скала имеет уступ, нависший над лесистым склоном горы. Двигаясь в южном направлении, можно встретить самую большую пещеру. Перед ней расположена терраса, ведущая к входу в виде дверного проема. Напротив входа — выступ с нишей, по обе стороны — две нитеобразные выемки. Исследователи считают, что эта пещера была дохристианским храмом, позднее преобразованным в христианский.

    Набравшись смелости и пройдя по самой кромке скалы можно добраться к аккуратно высеченным пещеркам со входом в виде дверного проема. Скорее всего, они служили таинственным культовым целям.

    Тепе-Кермен - рекордсмен по количеству вырубленных пещерных сооружений. Их насчитывается около 300, что чрезвычайно много для небольшой по площади горы (около 18500 кв.м). Этот феномен связан с относительной легкостью обработки известняков, из которых состоит гора. Многочисленные трещины и разуплотнения известняков в зоне тектонического нарушения ослабили прочность горных пород и тем самым облегчили вырубку пещер.

    Несмотря на огромное количество пещер на вершине горы, жизнь в средневековом замке была сосредоточена на плато Тепе-Кермен. Сегодня жилая территория замка плотно заросла колючими кустарниками, деревьями, и древняя застройка едва просматривается. Когда-то на плато стояли двухэтажные здания с пристройками и навесами. Рядом были оборудованы зерновые ямы, бассейны для сбора и хранения воды, имелось несколько церквей и часовен. В подтверждение этому при археологических раскопках были найдены обломки черепицы, осколки пифосов, амфор, поливных тарелок и мисок XII - XIV веков. Населяли же Тепе-Кермен средневековые крымские греки.

    В северо-восточной части вершины Тепе-Кермен вырублена христианская с тремя уцелевшими колоннами. Храм возник приблизительно в VIII - IX веках. Это относительно большой пещерный храм. Длина его составляет 10,5 метров, ширина — от 4,2 до 5,4 метров. Интересна форма помещения, она вытянута не направлению к алтарю, а по оси север-юг. Алтарная преграда занимает почти всю центральную часть помещения. Молящиеся размещались полукругом перед алтарем, окруженным шестью грубо высеченными колоннами. На наружных стенках предалтарной преграды высечены рельефные кресты. Выступ в глубине алтаря служил жертвенником. У юго-восточной стены храма можно обнаружить две высеченные в полу гробницы, над ними — остатки греческой надписи, в углу — баптистерий (крещальня) представляющий собой каменный ящик с крестообразной выемкой. В пещере, расположенной ниже церкви, исследователи начала века находили много человеческих костей. Скорее всего, в этом месте находилась усыпальница или как ее еще называют костница. Следуя древней традиции, сюда складывали кости, вынутые из гробниц.

    Пещерный храм имеет свои загадки. Долгое время исследователи не могли объяснить назначение оконного проема неправильной формы. Тайна была раскрыта случайно. В день празднования Пасхи, когда восходящее солнце осветило противоположную стену пещеры, на ней появилась четкая тень креста.

    На плато есть еще несколько пещерных и наземных церквей. Одна из них, расположенная у южной оконечности городища, представляет собой небольшую часовню с полукруглой алтарной апсидой. Стены ее сложены из массивных каменных плит длиной до 2,5 метров и шириной до 1,3 метра. Исследовавший ее в 1969 году Д.Л. Талис считал, что это часть монументального религиозного комплекса.